Инновационные энергосберегающие решения были использованы при построении всех инженерных систем нового здания пассажирского аэропорта. «При реализации этого проекта мы применили разработки и решения ведущих производителей энергосберегающего оборудования для систем жизнеобеспечения и управления производственными процессами, таких как Danfoss, ABB, Carrier, Siteco, и ряда других, — рассказывает Виталий Гинзбург, президент инжиниринговой компании «ЭкоПрог», отвечавшей за проектирование и реализацию всей инженерной инфраструктуры терминала «А» аэропорта Внуково. — Тесное сотрудничество с партнерами помогло нашим проектировщикам воплотить в жизнь свои самые смелые замыслы. В частности, использовать интерфейсный метод проектирования нашей собственной разработки, позволяющий на ранних стадиях обеспечить интеграцию всех инженерных систем между собой, а также с архитектурно-строительной и технологической частями проекта. Это способствовало повышению эффективности и надежности систем, сокращению сроков и стоимости проектирования, а также стоимости строительства объекта. В итоге мы не только построили настоящий транспортный узел XXI века, но и обеспечили его соответствие современным европейским стандартам энергоэффективности».
Например, во всех больших залах установлены простые в эксплуатации системы отраженного дневного света, позволяющие с максимальной эффективностью использовать его в светлое время суток. Помимо очевидной экономии электроэнергии, это помогло создать в залах мягкое равномерное освещение, приятное для глаз посетителей. При этом мощность электрической подсветки зависит от уровня естественной освещенности и в большинстве помещений регулируется автоматически.
Не менее интересные решения были использованы при оптимизации управления микроклиматом. Так, для эффективной нейтрализации избыточного тепла в результате нагрева внутренних помещений прямыми солнечными лучами, осветительными приборами, различным технологическим оборудованием и людьми была использована специально разработанная схема холодоснабжения с переменным расходом хладагента. Он подается только на те участки, где в данный момент времени датчики фиксируют

Конечно же, полноценный климат-контроль в наших широтах невозможен без эффективной системы теплоснабжения. Ее бесперебойная работа обеспечивается двумя независимыми источниками тепла и двумя тепловыми пунктами мощностью 22 и 15 Гкал/час.
В целях обеспечения эффективного распределения и использования тепловой энергии системы тепло- и холодоснабжения терминала были оборудованы автоматическими балансировочными клапанами Danfoss, обеспечивающими сбалансированный расход теплоносителя в различных частях здания.
Управляет всеми климатическими процессами в здании терминала электроника, связанная с компьютерной сетью аэропорта. Это позволило реализовать принцип упреждающего управления микроклиматом: система вентиляции и кондиционирования автоматически увеличит мощность охлаждения, анализируя поступающую от датчиков СО2 информацию о пассажиропотоке в конкретной зоне аэровокзала. Для России подобная разработка является на сегодняшний день уникальной. Отладка управления сложным комплексом климатических систем производилась с использованием специально разработанной для этой цели инженерами компании «ЭкоПрог» системы динамического моделирования процессов теплообмена.
Заслуживает внимания и система электроснабжения терминала. Оно осуществляется от трех независимых энергетических центров, к которым аэропорт подключен по четырехсекционной схеме через пять трансформаторных подстанций общей мощностью 19,2 МВА. Для организации бесперебойного электроснабжения телекоммуникационных систем, а также систем связи и безопасности, которые не должны отключаться ни на секунду даже в форс-мажорных ситуациях, предусмотрены восемь блоков параллельно работающих источников бесперебойного питания общей мощностью 1,4 МВА и восемь дизель-генераторных установок общей мощностью 6,4 МВА. Резервные источники обеспечат электроснабжение особой группы систем аэропорта даже в случае полного блэкаута всей системы электроснабжения Московского региона: сперва в сеть включаются аккумуляторы, а затем автономные дизель-электростанции.
Однако и здесь можно найти возможность сэкономить. За счет оптимизации проектных решений и использования при построении системы электроснабжения энергосберегающего оборудования удалось добиться 20%-ного снижения потерь электроэнергии. Такой результат обеспечило применение устройств компенсации реактивной мощности, что позволило уменьшить суммарную нагрузку на трансформаторы и питающие линии. Кстати, внесла свой вклад в общую копилку и система освещения, о которой шла речь выше: использование осветительных приборов с электронной пускорегулирующей аппаратурой уменьшило потери мощности на 10%.

В заключение следует сказать несколько слов о той реальной экономии энергоресурсов, которая была обеспечена благодаря использованию при проектировании и строительстве терминала инновационных инженерных решений и современного энергоэффективного оборудования. «По показателям энергоэффективности новый терминал Внуково уверенно опережает своих конкурентов, — говорит Виталий Гинзбург, президент «ЭкоПрог». — Благодаря использованию метода интерфейсного проектирования нам удалось выявить нефункциональную избыточность энергосистем и сократить расчетную мощность объекта с первоначально запроектированных европейскими специалистами 22 МВт до 18,7 МВт, то есть на 3,3 МВт. Если говорить о денежном эквиваленте, то только экономия на платежах за электроэнергию может составить более 45 миллионов рублей ежегодно (по тарифам ОАО МОЭСК 2010 года)». «Давайте попробуем представить себе, что такое 3,3 МВт — много ли это? — добавляет Антон Белов, заместитель директора отдела тепловой автоматики компании «Данфосс», поставщика оборудования для системы тепло- и холодоснабжения терминала. — Чтобы оценить масштаб той или иной цифры, достаточно подобрать эквивалент из хорошо знакомой области. Для меня это — теплоснабжение. Так вот, источник тепла мощностью в 3,3 МВт позволяет обеспечить работу отопительных систем не менее чем десяти 12-этажных жилых зданий с общей численностью жильцов около двух тысяч человек — это целый микрорайон». А если вспомнить, что, к примеру, в 2011 году в Москве не был заложен ни один новый микрорайон, в том числе и в связи с нехваткой свободных энергомощностей, то приведенный специалистом пример представляется еще более впечатляющим.
Можно сказать, что новый пассажирский терминал аэропорта Внуково стал первым в нашей стране транспортным узлом нового поколения: до сих пор проектов, подобных этому по технической оснащенности, безопасности и энергоэффективности, не знало ни авиационное, ни железнодорожное сообщение. Остается надеяться, что в скором времени подобные транспортные комплексы будут построены и в других российских регионах и городах.
Материал предоставлен компанией «Данфосс»