Планы грандиозные
Свое выступление перед присутствующими в зале журналистами глава Мосстройкомплекса начал с заявления, что в течение августа планируется провести утверждение бюджета капитального строительства в Москве на 2012–2014 годы.
«Мы полностью подготовили Адресную инвестиционную программу (АИП) на ближайшие 3 года, доложили мэру и получили его принципиальное одобрение», – сказал М. Хуснуллин.
Заместитель мэра также сообщил, что около 80% бюджета АИП уже распределены по конкретным адресам, а по оставшимся 20% еще не приняты решения, поскольку всегда должен быть некоторый запас свободных ресурсов. Что вполне понятно, ведь подробно расписывать проект Адресной инвестиционной программы сразу на трехлетие столичные строители попробовали впервые. Раньше АИП готовился только на ближайший год, а планы на последующие годы обозначались только в общих чертах.
Даже по сравнению с текущим годом, который стал рекордным по инвестициям (к переходящим с 2010 года объектам общей стоимостью 146 млрд. руб. было добавлено новых стройплощадок на сумму в 173 млрд. руб.), городская строительная программа на 2012 год выглядит впечатляюще, потому что произошло ее увеличение более чем на 100 млрд. рублей. Если поконкретнее, то в 2012 году городские инвестиции в строительную отрасль составят 428,669 млрд. руб., в 2013 г. – 446,684 млрд. руб., в 2014 г. – 476,481 млрд. руб.
Больше всего денег московские власти собираются инвестировать в развитие транспортной системы столицы РФ (около 62%). Так, в 2012 г. на эти цели отдается 267,69 млрд. руб., в 2013 г. – 280 млрд. руб., в 2014 г. – 313,7 млрд. руб. Выделенные финансы поделены на две основные статьи затрат: развитие метрополитена и строительство, реконструкция, ремонт автомобильных дорог и улично-дорожной сети. Деление сделано не совсем в равных долях: наземному транспорту досталось чуть-чуть больше, а подземке немного поменьше. Правда, есть еще и третья заметная доля расходов на решение транспортных проблем: создание современного парковочного пространства. Но она в разы меньше двух главных направлений. К примеру, в 2012 году на строительство парковок планируется потратить 9 млрд. руб.
Хоть и заметно меньшие, но тоже весьма внушительные средства город планирует вкладывать в программу «Жилище». На выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем льготных категорий граждан московская мэрия собирается ежегодно направлять по 60 млрд. рублей. Такие инвестиции позволят в 2012 г. построить в Москве 791,6 тыс. м² социального жилья.
Это стало уже привычкой
Уже не в первый раз заместитель мэра М. Хуснуллин стал опровергать информацию о снижении объемов жилищного строительства в Москве.
По словам главы столичного стройкомплекса, всего на данный момент выдано разрешений на строительство на территории Москвы 25 млн. м² недвижимости различного назначения. Немалая часть из этого объема (7 млн. м²) – жилые дома, уже находящиеся в высокой степени готовности. Таким образом, пообещал М. Хуснуллин, московские строители не снизят объемы ежегодно вводимого жилья и будут ежегодно строить не менее 2,5 млн. м² жилой недвижимости.
Кстати, в текущем году в Москве планируется именно такой показатель – 2,5 млн. м² жилой площади, в том числе объем социального жилья (построенного на бюджетные средства) составит 671 тыс м². За первое полугодие 2011 года была введено в строй 872,2 тыс. м² (только третья часть от запланированного). Впрочем, в прошлом году дела в московском жилстрое шли ничуть не лучше: за соответствующий период было построено 814 тыс. жилых «квадратов».
Как пояснил руководитель столичной стройотрасли, поддержание объемов жилищного строительства будет происходить в первую очередь за счет того, что городским властям нужно выполнять объявленные в предыдущие годы социальные обязательства и завершить программу ликвидации пятиэтажного жилищного фонда сносимых серий. Всего в столице осталось снести 472 пятиэтажных дома, выполнить эту задачу московские строители должны до конца 2014 года.
«Поэтому программа сноса домов сносимых серий в Москве уменьшаться не будет, – сообщил Марат Хуснуллин. – На 2011 год у нас было запланировано снести более 100 домов. Все будет выполнено. Расписаны конкретные планы, адреса, проведены аукционы».
Но, как пояснил заместитель мэра, по ряду причин решение этой задачи «несколько сместилось на второе полугодие».
«Это произошло в связи с пересмотром градостроительных решений и контрактов. На сегодняшний день мы пересмотрели более 2000 действующих контрактов по адресной инвестиционной программе», – сказал М. Хуснуллин.
Здесь надо отметить, что данная мера уже привела к ощутимым результатам. По ряду ранее заключенных контрактов произошло заметное снижение цены. Общая сумма снижения уже составила 15 млрд. руб. Этой экономии бюджетных денег хватит на строительство 75 новых детских садов.
Развитие социальной сферы
В 2012 году в Москве планируется ввести в эксплуатацию 10 школ, 80 детских садов, а также создать задел для строительства в 2013 году 50 дошкольных образовательных учреждений и 8 школ.
В различных районах Москвы будет построен ряд объектов культуры и спорта. Так, на освобождаемой территории аэродрома в Тушино планируется построить многофункциональный развлекательный комплекс «Лего-город» с парком. В старом Симоново намечено сооружение мемориального и паркового комплекса, связанного с историей Куликовской битвы, а в Нижних Мневниках – эколого-просветительского парка. В Нагатинской пойме будет возводиться многофункциональный досугово-развлекательный комплекс, в Молжаниново – спортивный и досугово-развлекательный центр, в Ново-Переделкино – комплекс экстремальных видов спорта.
Значительное внимание будет уделено развитию такого любимого всеми жителями столицы досугового места, как Московский зоопарк. Здесь наконец-то будет построен вантовый мост между «старой» и «новой» частями зоосада. На «новой» территории зоопарка планируется построить второй вход со стороны Баррикадной улицы, а также закончить строительство «Детского зоопарка» на Большой Грузинской улице. Кроме того, предполагается завершить строительство павильона «Оранжерея» на старой территории зоопарка, провести реконструкцию павильона «Выездная секция и театр прирученных животных» и зданий под размещение аквариумов, вольеров теплолюбивых хищников, террариумов и культурно-просветительского комплекса. Еще в этом районе будет начато новое строительство для нужд зоопарка: две наземно-подземных автостоянки. Первый паркинг разместится по адресу Большая Грузинская улица, владение 5, второй – на пересечении Большой Грузинской улицы и Зоологического переулка.
В своем вступительном слове на пресс-конференции Марат Хуснуллин отдельно подчеркнул следующий момент: «гостиниц в Москве недостаточно».
«Потребность города в гостиницах составляет порядка 170 тысяч мест, – сказал глава столичного стройкомплекса. – А сейчас в Москве работают 215 гостиниц с номерным фондом 72 тысячи мест. Наиболее востребованные категории - гостиницы класса 2 и 3 звезды. Поэтому программа по строительству гостиниц сейчас пересматривается и в ближайшее время ее планируется вынести на обсуждение на заседание правительства Москвы».
В 2011 году в Москве планируется ввести в эксплуатацию 17 гостиничных объектов на 4600 мест. Прежде всего, нужно завершить строительство гостиницы с апартаментами на 1000 мест «Аква-Сити палас» на Краснопресненский набережной. Также в этом же году будут введены в эксплуатацию гостиница яхт-клуба Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо» на 300 мест на Ленинградском шоссе и отель по адресу: Тверская ул., 22 (бывшая гостиница «Минск»).
В планах 2012 года значится 20 гостиничных объектов на 6000 мест. Главный из них – гостиница «Москва», которую полностью введут в эксплуатацию именно в 2012 году. Хотя первую очередь этой гостиницы планируется сдать в конце текущего – в начале будущего годов.
«Что касается строительства гостиницы «Россия», то пока по этому объекту решения нет, – сообщил М. Хуснуллин. – В настоящее время рассматриваются различные варианты, в том числе девелоперов и архитекторов».
Как известно, принятые ранее планы по строительству на месте снесенного здания гостиницы «Россия» многофункционального комплекса с отелем по проекту британского архитектора Нормана Фостера были отменены из-за финансовых проблем инвестора «СТ Девелопмент».
Дорожные объекты
В соответствии с программой 2012 года в Москве планируется завершить строительство крупных объектов дорожного хозяйства – Алабяно-Балтийского тоннеля, Комсомольского проспекта (город Люберцы), транспортной магистрали между Звенигородским шоссе и ММДЦ «Москва-Сити», 50 пешеходных переходов, продолжить реконструкцию вылетных магистралей. Работы на многих из вышеперечисленных объектов должны быть начаты в 2011 году. Кроме того, в 2012 году в столице предполагается построить и сдать в эксплуатацию 3 станции метро, 8,5 км линий сабвея, а также начать проектирование и строительство 75 км метролиний.
Говоря о строительстве новых автодорог в Москве, Марат Хуснуллин сообщил следующее: «Уже твердо принято решение по Северо-западной хорде. Важнейшей связкой между участками хорды будет Алабяно-Балтийский тоннель». Заммэра отметил, что данный проект детально разработан, прошел утверждение и будет осуществлен в течение трех лет.
По словам руководителя Мосстройкомплекса, проектировщики работают и над планами строительства таких важнейших дорожных объектов, как Южная и Северная рокады. Их предварительные направления таковы: Южная рокада формируется улицами Рублевское шоссе - Аминьевское шоссе - улица Обручева - Кантемировская улица - Капотня; Северная рокада начнется от новой трассы Москва - Санкт-Петербург, пройдет вдоль Октябрьской железной дороги на ул. Королева - проспект Буденного и вдоль Рязанского направления железной дороги выйдет на трассу Москва - Ногинск.
Подготовил Л. РУДНИЦКИЙ
Фото С. МИХЕЕВА и пресс-службы стройкомплекса г. Москвы