Формирование на основе СП 128.13330.2016 «СНиП 2.03.06-85 Алюминиевые конструкции» (СП 128) единого руководства для проведения расчетов строительных алюминиевых конструкций позволит избежать выявленные противоречия, дублирования, а также неполноту информации действующих Сводов Правил (СП) и ограничит возможность двойственной трактовки нормативно-технической документации. Такое мнение выразил главный эксперт строительного сектора, эксперт по направлению деятельности «Конструктивные решения» ГАУ НО «Управление госэкспертизы», к.т.н. Алексей Святошенко в ходе круглого стола «Система параметрического нормирования в строительстве: формирование и внедрение», организаторами которого выступили Федеральный центр нормирования и стандартизации Минстроя России и Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ).
При проектировании объектов, например, зданий, фасадных систем, пешеходных мостов, действующие Своды Правил зачастую противоречат друг другу или в них отсутствуют отчетливые обоснования методов конструкции и монтажа, количества используемых материалов. Противоречия в действующей документации могут стать заметным препятствием для проектировщиков: согласно проведенному анализу Сводов правил и национальных стандартов показатель расчетных сопротивлений для некоторых сплавов, например АД31Т1, приводится разный. От документа к документу отклонение параметра может достигать 8,5%.
Другой уязвимостью действующей документации становится дублирование информации: например, показатель нормативной временной равномерно распределённой нагрузки от пешеходов установлен как минимум в 4 сводах правил. Это может привести к ситуации, когда технические параметры будут различаться при актуализации одного из нормативных документов.
Универсальным решением по мнению Алексея Святошенко должна стать переработка комплекса нормативной документации таким образом, чтобы СП 128 играл главенствующую роль на все виды строительных алюминиевых конструкций с точки зрения консолидации в нем единых методов расчёта для различных видов статических и динамических воздействий, расчету узлов и соединений, включению единых требования по назначению материала и вида соединения, определению единых методов элементов, а также установить единые требования к местной устойчивости листового проката.
Одновременно необходимо обеспечить исключение соответствующих требований из разделов смежных СП: СП35.13330.2010 «Мосты и трубы», СП 443.1325800.2019 «Мосты с конструкциями из алюминиевых сплавов. Правила проектирования», СП 259.1325800.2016 «Мосты в условиях плотной городской застройки. Правила проектирования», СП 20.13330.2016 «СНиП 2.01.07-85 Нагрузки и воздействия» и др.
«Централизация расчетных методов в СП 128 существенно облегчит и систематизирует работу проектировщиков конструкций из алюминия, включая мостовых, поскольку они получат единый документ, содержащий в себе весь необходимый комплекс правил и требований. Кроме того, упростится и упорядочится деятельность проверяющих структур в рамках проведения государственных и негосударственных экспертиз, в первую очередь, за счет улучшения сходимости результатов расчетов конструктивных решений.
В конечном итоге это создаст условия для снятия ограничений в допуске объектов с алюминиевыми конструкциями в строительстве, транспортной инфраструктуре и мостостроении, и соответственно, будет стимулировать расширение применения алюминия в указанных сферах», - сказал Заместитель председателя, руководитель направления транспортной инфраструктуры Алюминиевой Ассоциации Евгений Васильев.
Пресс-служба Алюминиевой Ассоциации