Всего за время действия Программы планируется освоить 4 341 927 млн. руб., из них средств федерального бюджета – 3 253 000 млн. руб. (в том числе 440 000 млн. руб. на межбюджетные трансферты) или 75% запланированной суммы, средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 394 878 млн. руб. (9%), внебюджетных средств – 694 049 млн. руб. (16%).
Рис. 1. Финансирование ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.) по источника в 2010-2015 гг., %
Источник. ABARUS Market Research по данным Росстат.
При этом расходы федеральных средств будут нарастать со временем, поскольку в первые годы действия программы планируется проводить достаточно много проектно-изыскательных работ. Также предполагается увеличивать размер средств, поступающих из внебюджетных источников, но это во многом зависит от институциональной среды в стране. Размер средств, предоставляемых субъектами РФ, напротив, будет сокращаться в течение рассматриваемого периода. В конце 2010 г. расходы по источникам финансирования были скорректированы. Результат отражен на рисунке 2.
Рис. 2. Финансирование ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» по источникам в 2010-2015 гг. с учетом внесенных корректив в 2010 г., млрд. руб.
Источник. ABARUS Market Research по данным официального сервера федеральных целевых программ.
Рис. 3. Распределение средств, предусмотренных ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)», по основным расходным категориям
Источник. ABARUS Market Research по данным Росстат.
Большая часть предоставляемых средств будет израсходована на капитальные вложения (99,5%), 0,23% – на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, 0,27% – на прочие нужды.
Рис. 4. Фактическое финансирование ФЦП в 2010 г., по основным расходным категориям из федерального бюджета
Источник. по данным федерального казначейства на 01.03.2011г.
На реализацию ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» в 2011 году из федерального бюджета направлено 644,2 млрд. рублей, что в 2,7 раза больше, чем в 2010 году, следует из постановления Правительства РФ. В прошлом году на эти цели было направлено 236,6 млрд. руб. Следует заметить, что на «прочие нужды» в 2010 г. было затрачено в 3,7 раз больше, чем планировалось на весь период реализации ФЦП на данную расходную категорию.
Расходы на развитие комплексной безопасности на транспорте в 2011 году будут увеличены почти вдвое – до 61,6 млрд. руб. Расходы на развитие автомобильных дорог вырастут втрое – до 542 млрд. руб., большую часть покроют средства из федерального бюджета.
Таблица 1.
Затраты федерального бюджета на подготовку территории для строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» на 2011год
Источник. Росавтодор.
В числе пяти наиболее дорогих проектов в рамках Программы – реконструкция автомобильных дорог М-4 «Дон» (884 млрд. руб.), скоростная трасса Москва – Санкт-Петербург (567,5 млрд. руб.), ЦКАД в Московской области (469,9 млн. руб.), М-5 «Урал» (203,2 млрд. руб.) и М-7 «Волга» (122,2 млрд. руб.).
М-4 «Дон»
На автодорогу М-4 «Дон» в течение 5 лет планируется выделить в совокупности 884 057 млн. руб., из них из федерального бюджета – 605 742 млн. руб., внебюджетных средств – 278 315 млн. руб.
Рис. 5. Распределение средств, выделяемых под строительство и реконструкцию трассы М-4 «Дон» в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» по годам, млн. руб.
Источник. ABARUS Market Research по данным Росстат.
По итогам 2010 г. на реконструкцию с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» было затрачено 2 554 млн.руб., на строительство и реконструкцию бесплатных участков – 17 666 млн.руб.
Так, в 2010 г. было затрачено на строительство:
- обхода г. Ефремов (км 287,8 – км 321,3) в Тульской области предусмотрено 575,29 млн. руб.;
- обхода г. Елец на участке км 355 – км 414,7 – 4 804 млн. руб.;
- на участке км 330,8 – км 355,0 в Липецкой области – 1 637 млн. руб.
На реконструкцию автодороги:
- на участке км 599 – км 633 в Воронежской области – 2 503 млн. руб.;
- на участке км 544,7 – км 556 в Воронежской области – 1 038 млн. руб.;
- на участке км 777+045 – км 801+000 в Ростовской области – 1 094,05 млн. руб.;
- на участке км 801 – км 826 в Ростовской области – 1 490 млн. руб.;
- на участке км 826+000 – км 854+000 в Ростовской области – 666,34 млн. руб.;
- на участке км 854 – км 860 в Ростовской области – 850 млн. руб.;
- на участке км 865 – км 877 в Ростовской области – 684,85 млн. руб.;
- на участке км 907 – км 925 в Ростовской области – 1 231 млн. руб.
Всего по объектам Центрального региона – 16 574,33 млн. руб. К этому стоит добавить реконструкцию платных в будущем участков МКАД – Кашира (км 21 – км 117) в Московской области и от начала обхода г. Задонск до конца обхода с. Хлевное (км 414,7 – км 464,3) в Липецкой области, на которые будет выделено по 2 554 млн. руб.Кроме того, на реконструкцию подъезда к аэропорту Домодедово от автомобильной дороги М-4 «Дон» в Московской области будет освоено 333,23 млн. руб.
В Краснодарском крае на реконструкцию объектов трассы М-4 «Дон» было освоено в 2010 г. 1091,50 млн. руб., в том числе:
- на участке граница Ростовской области – ст.Павловская, км 1156 – км 1171 – 4,5 млн. руб.;
- на участке км 1363+161,45 – км 1367+927,85 (автодорога Краснодар – Джубга км 43+161,45 – км 47+927,85) – 7 млн. руб.;
- на участке км 1367+928 – км 1373+905 (автодорога Краснодар – Джубга км 47+928 – км 53+905) – 80 млн. руб.
- автодороги «Подъезд к г.Краснодар» от автомагистрали М-4 «Дон», транспортная развязка на км 4+700 с двумя путепроводами: через автодорогу «Подъезд к г. Краснодар» и железную дорогу «Краснодар – Тимашевск» – 1 000 млн. руб. В 2011 г. на реконструкцию данной автодороги будет выделено в ФГУ Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства», г.Краснодар 992, 8 млн.руб.
М-5 «Урал»
На автомагистраль М-5 «Урал» во время действия Программы будет затрачено 203 189 млн руб. федеральных средств. В 2011г. на ближайшие 3 года (с 2011г. по 2013г.) было скорректировано распределение средств, выделяемых под строительство и реконструкцию трассы М-5 «Урал» в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» (см. рис. 6).
Рис. 6. Скорректированное в 2011г. распределение средств, выделяемых под строительство и реконструкцию трассы М-5 «Урал» в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» на период 2010-2013гг., млн. руб.
Источник. ABARUS Market Research по данным официального сервера федеральных целевых программ.
На объекты реконструкции и строительства трассы в Центральном регионе в 2010 г. было выделено 502,55 млн. руб. – 2,5 млн. руб. на строительство автомагистрали в Московской области на участке от Московского малого кольца (км 3+120 Рязано-Каширское шоссе) до с. Ульянино (км 71) и 500 млн.руб. на реконструкцию развязки на 21 км. На реконструкцию мостов через р. Вобля на км 133+070 и р. Северка на км 92+364 в Московской области было запланировано соответственно 10,88 млн. руб. и 11,67 млн. руб.
В Республике Башкортостан на реконструкцию трассы было затрачено 1 463,51 млн. руб.: на участке км 1454+860 – км 1466+030 – 72,7 млн. руб. и на участке км 1466+030 – км 1480+000 1 390,80 млн. руб.
На реконструкцию автотрассы в Челябинской области на участке км 1820+233 – км 1829+000 было выделено 1 500 млн. руб..
В Рязанской области реконструкция на участке км 202+690 – км 221+900 обошлась в 2010 г. в 499,05 млн. руб. В Чувашии по 397,45 млн. руб. было направлено на реконструкцию подъезда к г.Саранск на участке Торбеево – автодорога «Урал» в Республике Мордовия (I пусковой комплекс) км 22+489 – км 15+489 и 700 млн.руб. на строительство обхода г. Краснослободск от автомобильной дороги М-5 «Урал» на участке км 95+150 – км 106+350, Республика Мордовия.
В Самарской области строительство автомобильной дороги подъезд к городу Оренбург от автомобильной дороги М-5 «Урал» на участке км 96 – км 147 обошлось в 100 млн.руб.
В Пензе на дорожное строительство участков М-5 «Урал» планировалось направить 61,43 млн. руб., в том числе 16,3 млн. руб. – на участок км 241+000 – км 245+595 и 21,12 – на км 184 (строительство транспортной развязки) в Рязанской области. Однако финансирование было урезано и строительство на данных участках не производилось.
В 2011 г. на строительство и реконструкцию дороги М-5 «Урал» в Московской области будут выделены средства в размере 3110,5 млн. руб. Из этой суммы на строительство на участке от Московского малого кольца (км 3+120 Рязано-Каширское шоссе) до с. Ульянино (км 71) будет затрачено 1000 млн. руб.; на реконструкцию транспортной развязки на 21 км – 2110,5 млн. руб.
Также, в Республике Башкортостан на реконструкцию М-5 «Урал» будет освоено:
- на участке км 1466+030 – км 1480+000 – 1300 млн. руб.
- на участке км 1280+000 – км 1300+000 – 49 млн. руб.
- на участке км 1360+000 – км 1375+000 – 31,5 млн. руб.
- на участке км 1494+000 – км 1510+000 – 38,1 млн. руб.
В Челябинской области в 2011 г. реконструкция участка км 1820+233 – км 1829+000 обойдется в 1572 млн. руб., в Рязанской области реконструкция на участке км 202+690 – км 221+900 – 204,9 млн. руб. и на участке км 248+108 – км 258+378 – 32 млн. руб.
В Самарской области на строительство участка км 96 – км 147 будет выделено 500 млн.руб., в Пензенской области на участке км 678+010 – км 695+612 – 288,77 млн.руб.
М-7 «Волга»
Федеральным бюджетом предусматривается сумма в 122 203 млн. руб. на дорожно-строительные работы на автомобильной дороге М-7 «Волга». В 2011 г. на ближайшие 3 года (с 2011 г. по 2013 г.) было скорректировано распределение средств, выделяемых под строительство и реконструкцию трассы М-7 «Волга» в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» (см. рис. 7).
Рис. 7. Скорректированное в 2011 г. распределение средств, выделяемых под строительство и реконструкцию трассы М-7 «Волга» в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» на период 2010-2013 гг., млн. руб.
Источник. ABARUS Market Research по данным официального сервера федеральных целевых программ.
Для реконструкции трассы в ФГУ «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород – Уфа Федерального дорожного агентства» в г. Чебоксары в 2010 г. перечислено 1 200 млн. руб. Из этой суммы 500 млн. руб. потрачено на реконструкцию на участке км 564+000 – км 579+700 в Нижегородской области и 700 млн. руб., на строительство моста через реку Сура на км 582+300. Еще 4, 16 млн. руб. пошли на реконструкцию моста через реку М .Цивиль (левый) на км 681+879.
Из 3 019,9 млн. руб., перечисленных ФГУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» в г. Казань 523,36 млн. руб. в 2010 г. направлено на реконструкцию на участке км 840 – км 859 в Республике Татарстан, 296,53 млн. руб. – на участке км 933 – км 941 в Республике Татарстан, 2200 млн. руб. – на реконструкцию мостового перехода через реку Вятка на км 976. Также ФУ АД Волго-Вятского региона выделено 28,04 млн. руб. на реконструкцию на участке км 957+400 – км 970+400 (10,01 млн. руб.), на участке км 978+900 – км 989+700 (9,66 млн. руб.) и на участке км 989+700 – км 1000+500 (8,36 млн. руб.)
600 млн. руб., направленных в ФГУ «Управление автомобильной магистрали Самара – Уфа – Челябинск Федерального дорожного агентства» в г. Уфа пошли на реконструкцию автодороги на участке км 1270+010 – км 1290+838.
740 млн. руб. выделено в 2010 г. ФГУ «Управление автомобильной магистрали Москва – Нижний Новгород Федерального дорожного агентства» в г. Ногинск для второй очереди реконструкции путепровода с подходами км 53+800. Кроме того, Ногинск также получит 23,88 млн. руб. для реконструкции мостовых переходов через р.Березка на км 120+600 (4,00 млн. руб.) и р. Колокша на км 165+840, левый (19,88 млн. руб.)
Для реконструкции трассы в ФГУ «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород – Уфа Федерального дорожного агентства» в г. Чебоксары в 2011 г. будет перечислено 3 498 млн. руб. Из этой суммы 300 млн. руб. будет потрачено на реконструкцию на участке км 564+000 – км 579+700 в Нижегородской области и 3198 млн. руб. на строительство моста через реку Сура на км 582+300.
Из 1537 млн. руб., перечисленных ФГУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» в г.Казань 536,8 млн. руб. будет направлено на реконструкцию на участке км 840 – км 859 в Республике Татарстан, 1000 млн. руб. – на реконструкцию мостового перехода через реку Вятка на км 976.
Для реконструкции трассы в ФГУ «Управление автомобильной магистрали Самара – Уфа –Челябинск Федерального дорожного агентства», г.Уфа в 2011г. будет перечислено 500 млн.руб., которые будут потрачены на реконструкцию участка км 1270+010 - км 1290+838. В ФГУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства», г.Екатеринбург будет перечислено 492,6 млн.руб., которые пойдут на реконструкцию участка км 471+669 – км 474+281 в Пермском крае.
319 млн. руб. выделено в 2011г. ФГУ «Управление автомобильной магистрали Москва – Нижний Новгород Федерального дорожного агентства» в г. Ногинск для второй очереди реконструкции путепровода с подходами км 53+800. На разработку предпроектной и проектной документации выделяется 75 млн. руб.
ЦКАД
На дорожно-строительные работы на центральной кольцевой автомобильной дороге Программой предусмотрено 469 908 млн. руб., из них средства федерального бюджета в объеме 283 116 млн. руб., внебюджетные средства – 186 796 млн. руб.
Рис. 8. Распределение средств, выделяемых под строительство и реконструкцию центральной кольцевой автомобильной дороги в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» по годам, млн. руб.
Источник. ABARUS Market Research по данным Росстат.
Скоростная трасса Москва – Санкт-Петербург
На строительство скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург в 2010-2015 гг. будет выделено 567 499 млн. руб., из них из федерального бюджета – 340 503 млн. руб., из внебюджетных источников – 226 996 млн. руб.
Рис. 9. Распределение средств, выделяемых под строительство и реконструкцию скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» по годам, млн. руб.
Источник. ABARUS Market Research по данным Росстат.
В. НИКОЛЬСКАЯ, директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research