ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Озвучена структура деловой программы IV Международного строительного чемпионата

В рамках деловой программы Международной строительной недели пройдет более 250 мероприятий, включая XI Международный строительный форум, выставку 100+ TechnoBuild и IV Международный строительный чемпионат, финал которого состоится с 1 по 4 октября на площадке «Екатеринбург-Экспо». В финале примут участие специалисты отрасли, студенты профильных вузов, а также школьники, планирующие карьеру в строи...

В основной капитал Москвы за первые шесть месяцев 2024 года было инвестировано более 2,6 трлн рублей

В первом полугодии 2024 года крупные и средние предприятия инвестировали в основной капитал Москвы более 1,3 трлн рублей, что на 8,4% выше показателей аналогичного периода прошлого года в сопоставимых ценах. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов. «Общий объем инвестиций в основной капитал Москвы за первые шесть месяцев превысил 2,6 трлн ...

Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин выступил на Международном научно-практическом симпозиуме, организованном НИУ МГСУ

Глава Минстроя России Ирек Файзуллин принял участие в Международном научно-практическом симпозиуме «Будущее строительной отрасли: вызовы и перспективы развития – 2024», который состоялся в Московском государственном строительном университете. В рамках мероприятия Министр Ирек Файзуллин осмотрел выставочную экспозицию, принял участие в заседании Попечительского совета НИУ МГСУ, который прошел...

Запущен новый курс профессиональной переподготовки для владельцев дальневосточных и арктических «гектаров»

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) совместно с Приморским филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) инициировали курс профессиональной переподготовки для участников программы «Гектар». Цель курса — содействовать запуску предпринимательских и сельскохозяйственных проектов на предоставленных участникам земельных уча...

Якутия, Хабаровский край и компания «Порт Эльга» заключили соглашение о совместной реализации проекта по строительству Тихоокеанской железной дороги

На Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2024) было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве в реализации инвестиционного проекта «Тихоокеанская железная дорога». Документ подписали Глава Якутии Айсен Николаев, врио Губернатора Хабаровского края Дмитрий Демешин и генеральный директор компании «Порт Эльга» Евгений Диев. Проект «Тихоокеанская железная дорога» соединит угольный морской те...

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики примет участие в строительстве морского порта Найба в Якутии

В рамках Восточного экономического форума-2024 было подписано соглашение о сотрудничестве между Якутией и КРДВ. Документ скрепили своими подписями премьер-министр Якутии Кирилл Бычков и заместитель генерального директора АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Кирилл Каменев. «Создание глубоководного порта Найба в Булунском районе Якутии обеспечит круглогодичную безопасность судоход...

3 Декабря 2012

Как мы оптимизировали работу склада

Увеличение товаропотока на складе — опыт самостоятельной оптимизации службы логистики
Тимур КУПАЕВ

Каждый бизнесмен нацелен на расширение своей деятельности и увеличение товарных объемов. Мы — не исключение . Уже более 15 лет мы уверенными шагами движемся, достигаем и ставим новые цели, расширяя ассортимент и объем продаж. Наш товар — крепеж и инструмент — отличается крайне большим ассортиментом и некоторыми особенностями упаковки и фасовки товара, что предъявляет высокие требования к вопросам организации работы службы логистики, в особенности — складской. Полагаю, что элементы найденных нами решений могут быть интересны компаниям со схожими особенностями — широкой номенклатурой и быстрой оборачиваемостью товара.

Сделаю акцент на вопросе планирования и оптимизации работы склада.

Еще недавно, в связи с планируемым расширением деятельности, перед нами стояли два важных вопроса:
1. Удастся ли нам справиться с планируемым товарным потоком без ввода в строй новых складских площадей?
2. Можно ли обработать большую, согласно планам развития бизнеса, товарную массу, не располагая средствами для расширения имеющихся мощностей (см. схему 1).


Анализ финансовых результатов деятельности компании за отчетные периоды помог нам понять, что именно склад является «узким» местом в системе поставок и при расширении деятельности именно ему следует уделить внимание в первую очередь.

Практика общения с руководителями логистических подразделений различных компаний схожей сферы деятельности показывает, что они способны разработать и предложить способы оптимизации операций при обслуживании товарного потока, но зачастую эти предложения не находят поддержки у руководителей компании, как правило, по следующим причинам:
- Проведение руководством политики экономии во всем.
- Отсутствие стратегии развития компании в целом, а также отсутствие в данной стратегии задач по оптимизации товарного потока.
- Мнение помощника руководителя или руководителя другого отдела, имеющего влияние на руководство и не являющегося специалистом в логистике.

Однако, очевидно, что большинство решений по оптимизации складских операций напрямую зависит от планируемых комплексных мер по развитию коммерческого, транспортного, финансового и других подразделений компании.

Практически во всех компаниях, опрошенных нами, работе склада не уделялось достаточного внимания, и она строилась на основании имеющихся возможностей. Отсутствует понятная система зонирования, технология работы с товарами позволяет осуществлять только самые основные операции с ними – для обработки товаров на складе есть минимум технических средств. Дополнительно к этому, вопросы о совершенствовании складских операций решаются в последнюю очередь, как менее значимые, чем например, работа подразделения продаж и маркетинга.

Для реализации задачи нами был разработан комплекс мер, которые здесь попробую осветить. Изначально нам необходимо было оценить имеющийся потенциал склада, так как мы совершенно определенно понимали, что площади наши максимально не задействованы. Еще много времени терялось на этапе перемещения товара из зоны приемки в зону хранения, а более ранние попытки применения адресного хранения товаров не увенчались успехом.


Как же самостоятельно определить реальный потенциал склада?

Прежде всего необходимо провести аудит товародвижения на складе с применением АВС анализа по ряду специальных характеристик товаров. Такой аудит позволит оценить существующие возможности склада и выявить факторы, влияющие на складскую переработку товаров.

Затем провести аудит существующей складской технологии, системы зонирования и размещения стеллажного оборудования. С помощью такого аудита можно выявить «узкие» места в работе с товарами и оценить потенциал имеющихся площадей с точки зрения возможной обработки товарных объемов и условий, при которых это осуществимо.
Далее необходимо разработать модель склада «как должно быть» с учетом обработки планируемых товарных объемов. При этом, если ставится задача создать модель склада без значительных финансовых затрат, то основным решением будет совершенствование складской технологии, оптимизация операций и использование имеющихся площадей.

И, в завершение, - определяются потребности в дополнительном складском оборудовании, если они выявляются.

Но, как уже говорилось выше, окончательные решения могут быть реализованы только после согласования их с другими подразделениями компании и с учетом их возможностей (см. схему 2).



Далее я приведу основные решения, принятые в процессе реализации проекта нашей организацией, с учетом проведенного аудита и необходимости достижения поставленных целей. Здесь уточню, что указанные методы были реализованы без привлечения дополнительных средств или расширения штата.


А. Сокращение срока товарного запаса

По результатам проведенного Вами аудита товародвижения неизбежно выявляются товарные группы или товары с определенными сроками хранения, Вы видите скорость их реализации, реальный срок товарного запаса по всем товарным группам и/или артикулам. Эти данные, кстати, позволяют увидеть реальную работу сотрудников отдела закупок и продаж, деятельность которых напрямую влияет на работу склада.

Для разработки и утверждения стандартов сроков хранения товарного запаса необходимо учитывать следующие основные факторы:
- Сроки и объемы поставок.
- Планируемые сроки продаж и маркетинговые данные на будущие периоды.
- Мощность склада по хранению товарных запасов.

Решение вопроса о количестве товарного запаса на складе (двухнедельный, месячный и т.д.) позволяет рассчитать потребность в зоне хранения и в максимальном товарном объеме, который может находиться на складе. Принятое решение должны согласованно реализовывать все задействованные подразделения, в первую очередь отделы закупок и продаж, а также подразделения логистики по транспортировке товаров. Мы установили лимит и соответственно скорректировали работу отдела закупок путем корректировки точки заказа. При этом точка заказа будет ежемесячно корректироваться с учетом среднемесячных продаж за последние 6 месяцев.

По результатам аудита складской технологии, исходя из величины товарного запаса, используемого стеллажного и подъемно-транспортного оборудования мы определили потребность в площади зоны хранения. По результатам АВС анализа определили участки хранения для каждой категории товаров по скорости их реализации, объемно-весовым характеристикам и принятому порядку их отбора.

Разумеется, реализация разработанной технологии требует наличия дополнительных технических возможностей (применение метода штрих-кодирования товаров, адресной системы хранения, формирование необходимых отчетов и др.). Применяемый программный продукт должен позволять проводить ежемесячный АВС анализ по обрабатываемым товарам, чтобы можно было корректировать участки хранения для наиболее востребованных товаров и порядок их размещения на хранение.


Б. Увеличение скорости обработки товаров при их приемке и отгрузке

На постоянно работающем складе средняя величина объемов поступлений и отгрузок примерно одинаковая. Она напрямую зависит от ежедневных объемов продаж, которые могут меняться в силу сезонности и других факторов.

По результатам аудита товародвижения определяются:
- величина входящего и исходящего товарного потока;
- количество и виды транспортных средств, перевозящих товары;
- объемы партий поставок и отгрузок и другие величины.

Полученные данные позволяют проанализировать процессы выполнения операций с товарами при приемке и отгрузке и выявить реальную пропускную возможность склада по этим потокам. Для этого мы использовали также метод среза рабочего времени, анализ которого позволил принять ряд решений, например, мы выявили возможность с ноября перевести склад на 2-х сменную работу без увеличения численности персонала, при этом товаропоток увеличился. Планируем в 2013 году перейти на круглосуточный режим.


В. Рациональное использование объема склада

Как правило, возможности объема складского помещения (независимо от вида склада) максимально используются только в зоне хранения, где установлены высотные стеллажи. В остальных зонах (разгрузки, приемки, комплектации, экспедиции и загрузки) высота склада обычно не используется. Конечно, для разных складов, выполняющих разные задачи и имеющих разные операции с товарами, трудно предложить единое унифицированное решение. Но сам принцип использования высоты склада должен быть рассмотрен при оптимизации складских площадей. При жесткой ограниченности площади склада обработку больших товарных объемов, например, можно осуществлять следующим способом:
- Установить в зоне комплектации стеллажи для хранения собранных заказов. Такая система может быть актуальна для складов, формирующих и отгружающих многочисленные заказы в течение суток и на следующий день.
- Установить в зоне экспедирования стеллажи для хранения партий товаров, подготовленных к отправке. Эта система актуальна для складов, которые готовят заказы в течение длительного времени, а отгружают в течение ограниченного времени.

При использовании стеллажей для хранения заказов в зоне комплектации или экспедирования следует иметь в виду, что могут появиться дополнительные операции по размещению и изъятию паллет с мест хранения в этих зонах. Поэтому при принятии такого решения необходимо первоначально все взвесить и решить, будет ли это действительно рационально.
Таким образом, на практике мы выявили два основных способа увеличения пропускной способности склада:
- Совершенствование объемно-планировочных решений в имеющихся складских помещениях.
- Ускорение выполнения операций с товарами на всех участках склада.

Для максимального результата оба способа должны использоваться в комплексе.


Тимур Купаев

Кол-во просмотров: 17179
На правах рекламы
Яндекс.Метрика