Финансовый кризис больно ударил по строительной отрасли: банки не выдают кредиты, из-за долгов по уже выданным кредитам разоряются компании, до 80% строек заморожено, производство большей части строительных материалов упало более чем наполовину. Однако в многообразии строительного мира все же есть сегменты, которые хоть и чувствуют себя так же плохо, как и остальные, но имеют все шансы остаться на плаву, и в перспективе могут нарастить производство. А также стать своеобразными локомотивами для других отраслей.
Во-первых, это дорожное строительство и ремонт дорог и дорожной инфраструктуры. Каким бы глубоким ни был кризис, коммуникационные системы страны должны находиться в функционирующем состоянии. В условиях экономических спадов для поддержания занятости населения многие правительства инициируют общественные работы, причем нередко именно в дорожном хозяйстве. Для дорожного строительства основные строительные материалы следующие: асфальт, асфальтобетон, щебень, гравий.
Во-вторых, это строительство жилья. Несмотря на то, что эксперты обеспокоены ситуацией на рынке недвижимости, серьезного спада в сфере жилищного строительства быть не должно, так как это может привести к катастрофическим последствиям в экономике. И дело даже не столько в нагнетании социальной атмосферы, сколько в том, что в чисто экономическом плане жилищное строительство обладает мультипликативным эффектом для множества сегментов в строительной промышленности. Поэтому государство всячески подчеркивает свою обеспокоенность ситуацией на этом рынке, и не случайно в «антикризисный» правительственный список приоритетных секторов экономики были включены строительные компании, специализирующиеся на возведении жилья. Поэтому есть надежда на то, что несмотря на сложившуюся ситуацию, всеми участниками рынка будут приложены максимальные усилия для недопущения обвала объемов строительства жилья. При этом больший потенциал для роста характерен для строительства жилья эконом-класса. В многоэтажном строении возможно возвращение к использованию панельного домостроения, особенно в регионах. В индивидуальном, коттеджном и дачном строительстве ожидается повышение популярности деревянного домостроения, панельно-каркасного, блочного и т.п.
Рис. 1. Динамика российского производства асфальта за 2001–2008 гг., тыс. т
Источник. ФСГС РФ.
Рис. 2. Динамика российского производства асфальта, по месяцам, тыс. т
Источник. ФСГС РФ.
Рис. 3. Динамика российского производства горячего и теплого асфальтобетона за 2001–2008 гг., тыс. т
Источник. ФСГС РФ
В-третьих, отметим сохранение спроса на недорогие строительные и отделочные материалы: например, линолеум, бумажные обои, дешевые лакокрасочные материалы. Необходимость косметических ремонтов как внутри помещений, так и в фасадных работах сохраняется всегда. В этом отношении у отечественных производителей появляются традиционные сопутствующие кризисам перспективы для роста, особенно с расчетом на будущее.
Асфальт и асфальтобетон
В настоящее время подавляющая часть дорог в России покрыта асфальтом и асфальтобетоном. Покрытие из асфальтобетона легко ремонтируется, моется, убирается, на нём хорошо держится любая разметка. По уложенному асфальтобетону можно сразу открывать движение и не ждать, пока он затвердеет, в отличие от цементобетона, который набирает необходимую прочность только через месяц.
Асфальт – смесь битумов с минеральными веществами (известняком, песчаником и др.), его применяют в смеси с песком, гравием и щебнем, поэтому данные материалы также будут востребованы в условиях кризиса. Асфальт применяется не только для устройства шоссейных дорог, но и как кровельный, гидро- и электроизоляционный материал, для приготовления замазок, клеев, лаков и др. Асфальт может быть природного и искусственного происхождения. Часто словом асфальт называют асфальтобетон – искусственный каменный материал, который получается в результате уплотнения асфальтобетонных смесей. Классический асфальтобетон состоит из щебня, песка, минерального порошка (филера) и битумного вяжущего. Ранее в качестве вяжущего использовался дёготь, но он перестал применяется из-за низкой экологичности.
На рисунке дана динамика российского производства асфальта, начиная с 2001 года. Невысокие производственные показатели сегмента в 2001-2004 году, по всей видимости, связаны с недоучетом реальных объемов выпуска официальной статистикой. В дальнейшем картина объемов производства выглядит близкой к действительности. В 2008 г. прирост производства асфальта был не большим, но было ли это замедление связано с кризисом?
Рассматривая помесячную динамику производства, можно увидеть, что кризис все-таки сказался, и сокращение выпуска асфальта началось в августе и сентябре 2008 г., к концу года ситуация немного исправилась. В январе-марте 2009 г. заметно снижение выпуска (особенно в марте), но по результатам первого квартала сложно строить предположения о дальнейшей динамике сегмента, так как в начале года приросты обычно не отличаются активностью.
Искусственный асфальт или асфальтобетонная смесь, как мы уже говорили выше, – это строительный материал в виде уплотнённой смеси щебня, песка, минерального порошка и битума. Различают горячий асфальтобетон, содержащий вязкий битум, укладываемый и уплотняемый при температуре не ниже 120°C; тёплый – с маловязким битумом и температурой уплотнения 40-80°C; и холодный – с жидким битумом, уплотняемый при температуре окружающего воздуха, но не ниже 10°C.
Теплых и горячих асфальтобетонных смесей в России производится больше, чем остальных видов дорожных материалов. В 2007-2008 гг. объем производства составил 30,4 и 35,15 млн. тонн соответственно. В 2008 г. производство горячего асфальтобетона не сокращалось ни в одном из месяцев, а в январе-марте 2009 г. упало незначительно (см. Рис. 4). Но так как в эти месяцы производится минимум материала, опять же нельзя судить о динамике на весь 2009 год. Можно лишь предположить, что снижение будет меньше по сравнению с другими видами асфальтов.
Рис. 4. Динамика российского производства горячего и теплого асфальтобетона, по месяцам, тыс. т
Источник. ФСГС РФ.
Рис. 5. Динамика российского производства холодного асфальтобетона за 2001–2008 гг., тыс. т
Источник. ФСГС РФ
Рис. 6. Динамика российского производства холодного асфальтобетона, по месяцам, тыс. т
Источник. ФСГС РФ.
Холодный асфальтобетон – специфический продукт на рынке, он производится в относительно небольших количествах для работ в неблагоприятных погодных условиях, поэтому его производство кризис почти не затронул.
Отрицательные результаты стали видны только в начале 2009 года.
Сравним производство этих дорожных покрытий в совокупности в течение последних восьми лет. Абсолютное производство асфальта в этот период растет, но его доля в общем объеме производства дорожных покрытий сокращается. Зато увеличилась доля асфальтобетона – сейчас она составляет 90%, причём выпуск холодного асфальтобетона, доля которого примерно 3-4%, растёт быстрее.
Производство щебня и гравия
Щебень – неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью свыше 5 мм, получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд (черных, цветных и редких металлов металлургической промышленности) и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности и последующим рассевом продуктов дробления. Гравий – горная порода, рыхлый материал, образовавшийся в результате естественного разрушения (выветривания) твёрдых горных пород. Гравий состоит из зёрен округлой формы размером 5-70 мм в поперечнике. Гравий может быть горным (овражным), речным и морским.
Рис. 7. Динамика российского производства асфальта и асфальтобетона всех видов за 2001–2008 гг., тыс. т
Источник. ФСГС РФ.
Рис. 8. Динамика российского производства асфальта и асфальтобетона всех видов за 2001–2008 гг., %
Источник. ФСГС РФ.
Рис. 9. Динамика российского производства щебня и гравия из природного камня и песчано-гравийных материалов за 2001–2008 гг., млн куб. м
Источник. ФСГС РФ.
Рис. 10. Динамика российского производства щебня и гравия из природного камня и песчано-гравийных материалов, по месяцам, тыс. т
Источник. ФСГС РФ.
Рис. 11. Динамика российского производства обоев за 2001–2008 гг., млн усл. кусков.
Источник. ФСГС РФ.
Рис. 12. Динамика российского производства обоев, по месяцам, млн усл. кусков
Источник. ФСГС РФ.
Как уже говорилось, для строительства дорог, помимо асфальта также нужен и щебень. За 2001-2008 гг. его производство росло, а в ноябре-декабре 2008 гг. оно снизилось. С января его производство упало наполовину, т.к. щебень и гравий используется в том числе и для производства бетона, выпуск которого резко сократился.
Производство обоев
Что касается рынка недвижимости, то наиболее устойчивым сегментом здесь будет сегмент ремонтных работ. До кризиса россияне позволяли себе более широко экспериментировать с отделочными материалами, в связи с чем рост спроса на более традиционные материалы, в частности, обои, приостановился. Однако с возвращением финансовых трудностей у обойного производства появился стимул.
В России насчитывается 11 производителей обоев. Значительная часть обойной продукции на российском рынке является импортной. С 2003 по 2007 год производство обоев снизилось с 9,6 млн. усл. кусков до 5,2 млн. усл. кусков.
Все эти предприятия производят бумажные обои высокого качества следующих типов: симплекс, дуплекс, влагостойкие обои, акриловые обои с вспененным рисунком, а также виниловые и флизелиновые.
За последние годы производство обоев падало, потому что спрос переключился на другие виды отделочных материалов для стен. Благодаря кризису, владельцы обойных фабрик могут на некоторое время воспрянуть духом, потому что спрос сместился в сторону обоев: в марте 2009 г. произведено рулонов больше, чем в марте 2008 г., и заметна небольшая тенденция к росту.
Помимо обоев, в производстве отделочных материалов также неплохо чувствуют себя в условиях кризиса некоторые виды лакокрасочных материалов, сухих строительных смесей, деревянные напольные покрытия.