В октябре 2008 года агентство ABARUS Market Research впервые затронуло тему гипсокартона на страницах журнала «Стройка». Уже тогда было понятно, что привычных темпов роста российскому рынку в ближайшее время не видать – темпы жилищного строительства замедлились, прирост выпуска гипсокартона в I полугодии был умеренным, и ожидалось, что отечественное производство в уходившем году вряд ли превысит объем предыдущего года более чем на 5%. На деле ситуация оказалась еще более сложной.
Динамика российского производства в 2002–2008 гг.
До кризиса российский рынок гипсокартона настолько активно развивался, что подобным развитием мог похвастаться далеко не каждый востребованный в условиях экономического бума строительный материал – ежегодный прирост рынка составлял порядка 20%. Динамика производства в последние 7 лет отображена на рис. 1.
Рынок гипсокартона жестко связан с рынком строительства и ремонта, которые, как известно, сильно пострадали из-за кризиса. Поэтому объем производства в 2008 году составил 262 млн. м2 в натуральном выражении, что на 2% меньше, чем в 2007 г . Если рассмотреть динамику производства по месяцам, то будет заметно, что спад производства наметился в июле 2008 г , затем резко упал в ноябре. В 2009 г . выпускается на 40% меньше, чем в 2008 г . (см. рис. 2). Если динамика сохранится, то в 2009 году будет выпущено только 180-190 млн. м2 гипсокартона.
Однако, несмотря на все сложности, у российского рынка гипсокартона большой потенциал, связанный в основном с невысокой степенью насыщения. На сегодняшний день Россия производит менее 2% от объема мирового рынка гипсокартона. Основная доля мирового рынка принадлежит США, где производится 42% (7 млрд. м2) от объема мирового рынка гипсокартона. В России в настоящее время на одного человека расходуется в среднем порядка 1,8- гипсокартонных плит в год, в Москве этот показатель значительно выше – 5,8 м2 . Для сравнения: в США тот же показатель составляет 8,5 м2 , в Японии – 5,4 м2 , в странах Западной Европы уровень потребления гипсокартона на душу населения составляет от 3 до 5 м2 , в Украине – 0,4 м2 (см. рис.3).
Производство облицовочного картона для ГКЛ
Облицовочный картон, необходимый для производства гипсокартонных листов, входит в группу строительных картонов. Облиовочный картон вырабатывается из вторичного сырья и макулатуры. Товаров-заменителей облицовочного картона практически нет. Санкт-Петербургский КПК – единственный известный производитель облицовочного картона в России и СНГ. Следует отметить, что 31,9% акций этого завода принадлежат компании Knauf, о которой мы будем много говорить ниже.
Рис. 1. Динамика производства гипсокартона в России, 2002-2008 гг., млн. м2
Источник: Расчеты ABARUS Market Research.
Рис. 2. Динамика производства гипсокартона в России, по месяцам 2007-2009 гг., млн. м2
Источник: Расчеты ABARUS Market Research.
Рис. 3. Ежегодный расход гипсокартонных плит в расчете на 1 человека в некоторых странах, м2
Источник. http://msd.com.ua.
Рис. 4. Динамика производства облицовочного картона на Санкт-Петербургском КПК за 2002–2008 гг., млн. м2
Источник: ФСГС РФ.
Таблица 1
Расположение крупнейших производств гипсокартона РФ по регионам
Источник: ABARUS Market Research.
Таблица 2
Динамика производства ГКЛ крупнейшими предприятиями Knauf в 2002–2008 гг., млн. м2
Источник: ФСГС РФ.
Рынок облицовочного картона до кризиса рос быстрее рынка упаковочного картона, что было связано с ростом объемов строительства в РФ и СНГ и ростом объемов использования гипсокартона. В 2007 году Санкт-Петербургский КПК выпустил более 141 млн. м2 облицовочного картона, что на 9% больше, чем в 2006 году. Таким образом, можно предположить, что рынок облицовочного картона в 2007 г. в целом вырос на 15%. К сожалению, данных о выпуске предприятия за 2008 год пока нет. Предположительно, производство этого материала в 2008 г. незначительно упало, а в I полугодии 2009 г. с большой долей вероятности, сократилось на 30-40%.
Согласно данным Санкт-Петербургского КПК, в настоящее время возможно предложение на рынке аналогичных картонов со стороны импортных и российских производителей. В части импорта потенциальными конкурентами являются европейские, корейские и китайские производители, но пока у КПК нет повода для беспокойства, т.к. европейские производители – в Германии (Петерс), фирмы WEIG и INLAND – в настоящее время на российском рынке работать не планируют в связи с обеспеченностью заказами, в том числе со стороны европейских заводов концерна Knauf. Корейские и китайские производители могут выйти на рынок в случае строительства предприятий-производителей гипсоплит в Сибири и Дальнего Востока, а также для Казахстана и Узбекистана. Что касается российских производителей, потенциальными конкурентами являются предприятия-производители тестлайнера (схожесть технологии изготовления и технических характеристик) – в Архангельске, Набережных Челнах, Ступино, Перми, Сураже. Стратегическая цель санкт-петербургского производителя по-прежнему заключается в сохранении абсолютного лидерства на рынке и обеспечении потребности рынка в облицовочном картоне.
Географическая структура и концентрация производства и потребления гипсокартона в России
Учитывая, что значительную часть производства занимает компания Knauf, структура расположения ее заводов практически полностью соответствует географической структуре и концентрации российского производства.
Что касается потребления, то основная его доля приходится на Москву и Московскую область. Это связано в первую очередь с большими объемами строительства офисной недвижимости. Наибольшее потребление ГКЛ отмечено именно в этом сегменте. На втором месте после Москвы находится Краснодарский край. Санкт-Петербург до кризиса в среднем потреблял около 25-30 млн. м2, что соответствует 10% рынка. Потребности столичных городов полностью удовлетворяются за счет производства компании Knauf и импорта. На рынке гипсокартона Петербурга и Ленинградской области доминируют два производителя – Knauf и Gyproc (Saint Gobain), при этом Knauf занимает до 70%.
Рис. 5. Динамика производства ГКЛ предприятиями Knauf в 2002–2008 гг., млн. м2
Источник: ABARUS Market Research на основе данных ФСГС РФ.
Рис. 6. Доля предприятий Knauf в общем объеме российского выпуска ГКЛ 2002–2008 гг., %
Источник: ABARUS Market Research на основе данных ФСГС РФ.
Рис. 7. Динамика производства ГКЛ ОАО «Гипсополимер» в 2002–2008 гг., млн. м2
Источник: ФСГС РФ, *оценка ABARUS Market Research.
Knauf
Становление российского рынка гипсокартона во многом связано с развитием производства международной компании Knauf, ставшей монополистом рынка. Наиболее заметные производители российского рынка гипсокартона после Knauf:
* «Волма» (Волгоград)
* Пермский завод «Гипсополимер»
* Екатеринбургский «Гифас» (СЗГИ)
Исходя из объемов производства на разных предприятиях, можно сделать вывод, что для группы Knauf наиболее перспективным рынком является Московский регион. Далее по степени приоритетности располагаются Южный федеральный округ и Северо-Западный ФО.
Заводы Knauf, даже работая на полную мощность, не могли удовлетворить растущий спрос до 2008 г. Поэтому компания планировала удвоить мощности к 2010 году и еще больше расширить свое присутствие в России. Если данное заявление будет реализовано после окончания кризиса, конъюнктура рынка может существенно измениться, вытеснив с рынка импортных производителей, а также собственный импорт, что является одной из целей компании.
ОАО «Гипсополимер»
История ОАО «Гипсополимер» начинается с марта 1954 года. Для продажи и продвижения на рынок продукции ОАО «Гипсополимер» в 1998 году создано ООО «Прикамская гипсовая компания». За сравнительно небольшой срок работы на рынке Прикамской гипсовой компании удалось создать широкую дилерскую сеть от Краснодара до Владивостока. Помимо гипсокартона компания производит сухие строительные смеси, гипсовые плиты и др. В 2007 г. компания произвела 5,9 млн. м2 гипсокартона. В 2008 г. по нашей оценке, производство упало до
5,5 млн. м2.
Объем импорта, основные поставщики на российский рынок
Последние 6 лет импорт занимает около 10% рынка (в 2002 году был 17%) и представлен в основном несколькими брендами бывшей BPB (Gyproc, Rigips, которые теперь также принадлежат Saint Gobain), гипсокартоном Lafarge, а также продукцией китайских производителей. К тому же внутренний производитель – Knauf – продолжает импортировать продукцию из своих западно-европейских подразделений.
2008 год, несмотря на начало кризиса, был отмечен резким ростом импортных поставок гипсокартона в страну – до 34,1 млн. м2. Именно за счет этого прирост рынка гипсокартона в 2008 году оказался положительным – плюс 4% при сокращении внутреннего производства на 2%. Однако в 2009 году все-таки ожидается снижение, степень которого предсказать сложно. По оценкам аналитиков ABARUS Market Research, не исключено, что будет трехкратное снижение импорта, тогда как экспорт еще в 2008 г. практически сошел «на нет» (см. рис.8).
На рис. 9 показана динамика структуры импорта по ведущим странам-поставщикам. В 2000 г. весь объем импорта практически приходился на две страны – Финляндию и Польшу. К 2004 году уже заметными стали доли Китая и Южной Кореи. В 2006 г. мы видим среди поставщиков Германию, а в 2008 г. – Украину. Доля Финляндии постоянно сокращается, сойдя до 20% по сравнению с 80% в 2000 году. Доля Польши до 2006 года увеличивалась, и остановилась на уровне 40% на сегодняшний день.
Участие Украины в поставках гипсокартона на российский рынок носит спорадический характер (2001, 2002, 2003, 2007, 2008 годы). Кроме этого, Украина также является страной, приобретающей гипсокартон у России.
Рис. 8. Динамика импорта и экспорта ГКЛ за 2002–2008 гг., млн. м2
Источник: ABARUS Market Research на основе данных ФСГС РФ.
Рис. 9. Суктура импорта ГКЛ по странам-поставщикам в 2000–2008 гг.
Источник: ФТС РФ.
Рис.10 Структура экспорта по странам поставки, 2008 г.
Источник: ФТС РФ.
Объем экспорта, основные рынки сбыта
Объем экспорта из РФ пару лет назад составлял 10-12 млн. м2, но в 2007 году наметился спад, который в 2008 году усугубился. Сокращение в позапрошлом году, по мнению игроков рынка, было вызвано запуском новых заводов Knauf и Lafarge в Украине, а также растущим спросом в самой России. Причиной спада в 2008 году стал кризис, который рынки сбыта из СНГ почувствовали раньше, чем Россия, и сократили закупки.
Основным экспортером является компания Knauf. Крупнейшими рынками сбыта – Украина, Казахстан и другие страны СНГ, а также Монголия.
Объем рынка, динамика и прогнозы
Жизненный цикл гипсокартона как продукта на российском рынке до кризиса находился в стадии роста. В ближайшие
4-5 лет он мог бы достичь стадии зрелости, но теперь этот период откладывается на
2-3 года — до 2011-2012 гг. После чего высокий уровень активности на рынке будет сохраняться до тех пор, пока потребление гипсокартона на душу населения в стране не достигнет 5 м2. После этого рынок вплотную приблизится к фазе насыщения, когда темпы роста станут чисто символическими.
Стоимость гипсокартонных листов зависит от толщины панели (9,5 или 12,5 мм), дополнительных характеристик ГКП (обычный, влагостойкий, огнестойкий) и от страны-производителя продукции (отечественные материалы либо импортные). На рынке наблюдаются колебания в цене (от 2 до 10%) на один и тот же товар у разных продавцов, что объясняется закупочной ценой товара, условиями покупки и отличающимися методами ведения ценовой политики у различных фирм.
Результаты 2009 года во многом будут зависеть от общей экономической активности. Отечественное производство в текущем году, как мы уже говорили выше, примет значение около 180-190 млн. м2, поскольку падение в I полугодии было значительным. Даже с учетом импорта, который в 2009 г. может составить 10-12 млн. м2, объем рынка вряд ли достигнет уровня более 200 млн. м2.