ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин выступил на Международном научно-практическом симпозиуме, организованном НИУ МГСУ

Глава Минстроя России Ирек Файзуллин принял участие в Международном научно-практическом симпозиуме «Будущее строительной отрасли: вызовы и перспективы развития – 2024», который состоялся в Московском государственном строительном университете. В рамках мероприятия Министр Ирек Файзуллин осмотрел выставочную экспозицию, принял участие в заседании Попечительского совета НИУ МГСУ, который прошел...

Запущен новый курс профессиональной переподготовки для владельцев дальневосточных и арктических «гектаров»

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) совместно с Приморским филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) инициировали курс профессиональной переподготовки для участников программы «Гектар». Цель курса — содействовать запуску предпринимательских и сельскохозяйственных проектов на предоставленных участникам земельных уча...

Якутия, Хабаровский край и компания «Порт Эльга» заключили соглашение о совместной реализации проекта по строительству Тихоокеанской железной дороги

На Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2024) было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве в реализации инвестиционного проекта «Тихоокеанская железная дорога». Документ подписали Глава Якутии Айсен Николаев, врио Губернатора Хабаровского края Дмитрий Демешин и генеральный директор компании «Порт Эльга» Евгений Диев. Проект «Тихоокеанская железная дорога» соединит угольный морской те...

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики примет участие в строительстве морского порта Найба в Якутии

В рамках Восточного экономического форума-2024 было подписано соглашение о сотрудничестве между Якутией и КРДВ. Документ скрепили своими подписями премьер-министр Якутии Кирилл Бычков и заместитель генерального директора АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Кирилл Каменев. «Создание глубоководного порта Найба в Булунском районе Якутии обеспечит круглогодичную безопасность судоход...

На сайте Минстроя России запущена информационная страница по искусственному интеллекту в строительной отрасли

В рамках страницы можно ознакомиться с реестром самых эффективных ИИ-решений, разработанных с учетом потребностей строительной отрасли, образовательными программами в сфере искусственного интеллекта для специалистов строительной отрасли, методологией оценки проникновения ИИ в строительную отрасль. Также здесь будут публиковаться новости о развитии искусственного интеллекта в строительстве и жилищн...

«Остров Мечты» начинает строительство малого концертного зала для театральных постановок и мюзиклов с бюджетом в 2,5 миллиарда рублей

Культурно-развлекательный кластер «Остров Мечты» продолжает масштабное развитие своей территории и анонсирует начало строительства третьего концертного зала, который сможет вместить 1300 зрителей. На новой сцене будут проходить театральные постановки и мюзиклы, как собственного производства, так и от внешних партнеров. Зал будет построен по уникальной "театральной" технологии и оборудован современ...

12 Сентября 2012

Производство асфальтовых смесей


В. Никольская, директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research



Производство асфальтобетонов

Специалисты ABARUS Market Research ре­гулярно изучают динамику производства ас­фальтобетонных смесей. Поэтому нелишним будет обратить внимание читателей на то, что статистические данные по производству в те­кущем отчете отличаются от данных, опубли­кованных ранее. Это связано с регулярным пересмотром Росстата производственной ста­тистики и ее уточнениями.    

Таким образом, выходит, что в 2007 г. при­рост производства асфальтобетона в стране составил 29,9% по отношению к предыдуще­му году, а не 40,8%, как указывалось ранее.

Рис. 1. Динамика производства всех видов асфальта в РФ, 2002-2011 гг., тыс. тонн.

Прирост 2008 года оказался скромнее – 16,3%, но зато в «первом кризисном» году было про­изведено 45,2 млн. тонн всех видов асфальто­бетона – самый большой объем за весь рассматриваемый период. Выпуск асфальто­бетонов в стране рос четыре года подряд (см. рис. 1), но кризис 2009 г. серьезно сказался на выпуске материала.    В 2009 году было произ­ведено 28,9 млн. тонн асфальтобетона, что на 36% меньше, чем в 2008 году. В 2010 году за­фиксирован положительный прирост производ­ства, но небольшой – 16,7%, в 2011 году – 19,7%. Таким образом, в прошлом году было выпущено 40,4 млн. тонн, то есть почти на 5 млн. тонн меньше, чем в 2008 г.  

Рис. 2. Динамика производства всех видов асфальта в РФ по месяцам, 2008-2011 гг., тонн.

На рис. 2 показаны объёмы производства по месяцам с января 2008 г. по декабрь 2011 г. Производство асфальтов подстраивается под климат, поэтому во второй половине года обыч­но производится 60­70% всего годового объе­ма асфальта в стране. Самым активным явля­ется третий квартал года, а первый квартал обычно простаивает.  


Соотношение видов 

Асфальтовые смеси, как известно, могут быть изготовлены горячим, теплым и холодным способом в зависимости от способа смешива­ния компонентов во время их приготовления, а также от способа укладки; при этом смеси могут быть двух видов: подогретые (горячие или теплые) асфальтовые смеси, полученные №26июнь 2012 путем соединения подогретого щебня и подо­гретого связующего вещества или холодного щебня, помещаемого в подогретое связующее вещество, или теплый щебень загружается в холодное связующее вещество.  

Горячий асфальтобетон делится, в свою очередь, на катаный и литой. Устройство до­рог на основе горячего катаного асфальта – наиболее популярная в России технология. Литой асфальт, чаще всего используемый для точечных ремонтов и заполнения трещин, так­же весьма востребован. Холодные смести ис­пользуются в незначительных количествах.

На рис. 3 дано процентное соотношение произведенных в РФ асфальтовых смесей со­гласно статистическому делению. Большая часть произведенной продукции – это горячие и теплые катаные асфальтобетоны, асфальт литой стоит на втором месте по популярности, а холодный производится в небольших коли­чествах.

Рис. 3. Процентное соотношение производства асфальта в России по видам.

В 2009­ - 2010 гг. (на рисунке не указа­ны), по сравнению с 2007 г., катаного асфаль­та стало производиться больше. В 2011 году его доля увеличилась снова, став почти 92%. Доля литого асфальта варьирует то в большую, то в меньшую сторону, колеблясь в рамках от 7 до 8%, но в целом демонстрирует тенденцию к медленному снижению. Доля холодного ас­фальта также снижается.  

Рис. 4. Динамика соотношения производства асфальта в России по видам в 20022011 гг., %.

Основная масса выпуска и работ приходит­ся, естественно, на летние месяцы и начало осени. Пик укладки холодного асфальтобето­на приходится на самые теплые летние меся­цы – июнь­июль, массовые работы начинают­ся в мае и снижаются в ноябре. С горячим ас­фальтобетоном активнее всего строители ра­ботают с мая по октябрь (экстремум производ­ства литого обычно приходится на сентябрь).  


Производство дорожного битума и щебня

Асфальтобетон невозможно произвести без битума. Статистические данные показывают, что в 2009 году падение производства дорож­ного битума составило 28,7%. В 2010 году со­стоялся прирост в 23,9%, а в 2011 году – еще 14,8%.
Другим важным строительным материалом, использующимся в дорожном строительстве наряду с асфальтом, а также входящим в со­став большинства его видов, являются неруд­ные материалы – щебень и гравий.

Рис. 5. Производство дорожного битума в РФ, 20062011 г., тыс. тонн.

Динамика производства щебня и гравия практически повторяет картину, которую де­монстрирует дорожный битум, а также доволь­но схожа с производством асфальтобетона – тот же высокий рост после 2004 года, та же «ступенчатая» линия приростов в 2005­2008 гг. (ежегодное чередование высоких и умеренных темпов прироста), такое же падение – более 30% – в 2009 году. Однако следует заметить более высокие темпы роста в 2010 г. (24,8%) в производстве битума, щебня и гравия по срав­нению с приростом в производстве асфальто­бетонов (16,7% в 2010 г.). Зато в 2011 году при­рост у битума, гравия и щебня меньше, чем у асфальтобетонов (14,6% против 19,7%). И в этом наблюдается закономерность.  

Рис. 6. Производство щебня и гравия в РФ, 20022011 г., тыс. м³.

Наблюдения ABARUS Market Research по­казывают, что до кризиса ежегодные прирос­ты выпуска асфальтобетона примерно в пол­тора раза выше, чем у щебня и гравия, поэто­му отношение выпуска этих двух видов строи­тельных материалов по отношению друг к дру­гу (количество м3 щебня и гравия на 1 тонну асфальтобетона) в течение 2005­2008 гг. уменьшается (см. рис. 7): с 6,3 м3 в 2005 г. до 4,4 м3 в 2008 г. А в период 2009­2010 гг., на­оборот, растет – до 5,1, в 2011 г. вновь снижа­ется – до 4,9.  

Это наблюдение может свидетельствовать о следующем:  
• Уменьшение количества щебня и гравия в составе готовых асфальтобетонов в благо­получные периоды в связи с постепенным пе­реходом дорожно­строительной отрасли на применение современных видов асфальта, со­держащих более мелкие фракции наполните­ля.  
• Увеличение числа дорог с асфальтобетон­ным покрытием в противовес более экономич­ным видам дорожного устройства – грунтовых, черногравийных и гравийных дорог.  
• Возвращение к более активному исполь­зованию наполнителей и экономии битума в «трудные» годы с целью снижения стоимости готового асфальта.  

Рис. 7. Соотношение произведенного в РФ щебня и гравия, а также дорожного битума на 1 тонну (1 центнер) произведенного асфальтобетона, 2005-2011 гг.

Не исключено, что в действительности сни­жение этого соотношения может быть еще бо­лее ярко выражено, так как следует учитывать, что щебень и гравий используются и в других сферах строительства, а не только дорожном.    

Если же сравнить выпуск всех рассмотрен­ных материалов с объемом строительства до­рог в России, то можно заметить следующие закономерности – до 2007 г. во всех случаях на 1 км дороги потребление материалов рас­тет, и новый рост начинается после кризиса (см. рис. 8).


Производители

Среди отечественных производителей ас­фальта много предприятий с государственным или муниципальным управлением. В больших объемах асфальт производят, как правило, дорожно­строительные компании, производи­тели бетона, нефтепродуктов и т.д.  

Поскольку официальная статистика пока не предлагает данных по производству за 2010 год, приведем список крупнейших предприя­тий, ориентируясь на их финансовые показа­тели, так как эти данные имеются (см. табл).

Список ведущих отечественных производителей асфальтобетонных смесей по объёму выручки в 2007-2010 гг, тыс руб 

Источник. Расчеты ABARUS Market Research 

По объему выручки на первом месте неизмен­но находится ОАО «Асфальтобетонный завод №1» (Санкт­Петербург).  

ОАО «Асфальтобетонный завод №1» было основано в 1932 году и в настоящее время яв­ляется первым специализированным предпри­ятием в Санкт­Петербурге (а также и в стране) по производству асфальтобетонных смесей. Сегодня «АБЗ­1» производит весь спектр ас­фальтобетонных смесей, необходимых для строительства и ремонта дорог. Это крупнозер­нистые, мелкозернистые, песчаные, горячие плотные и пористые асфальтобетонные смеси (более 20 различных рецептов).

Рис. 8. Соотношение производства основных материалов для дорожного строительства и объема строящихся дорог в России в 2005-2011 гг.

Сегодня ком­пания располагает четырьмя асфальтовыми заводами, общая мощность которых позволя­ет выпускать более 6000 тонн различных ас­фальтобетонных смесей в день. За последние три года производство увеличилось в 2,5 раза. Начиная с 1999 г., ОАО «АБЗ­1» активно фор­мирует группу вертикально интегрированных компаний, в которую входят две дорожно­стро­ительные организации, автотранспортная ком­пания, предприятие по добыче щебня, а также фирма, отвечающая за железнодорожные пе­ревозки. Асфальтобетонные смеси компании подлежат безремонтной эксплуатации в тече­ние 6 лет.  

Для крупных компаний производство ас­фальтобетона редко бывает главным направ­лением деятельности, а чаще – сопутствующим. Федеральная служба государственной статис­тики насчитывает около 1200 компаний­произ­водителей разных видов асфальтов. В действи­тельности их гораздо больше, так как асфальт и асфальтобетон могут производиться на не­больших установках, как стационарных, так и мобильных. Таким образом, в производстве ас­фальтобетонов участвуют не только крупный и средний бизнес, но небольшие фирмы, которые не отчитываются перед статистическими орга­нами о своей деятельности. В связи с этим мож­но предположить, что приведенные выше дан­ные по объему производства асфальта в стра­не несколько занижены, так как базируются на статистических данных. Погрешность может составлять от 10 до 15%, однако общая дина­мика – значительный рост в последние четыре года – является достоверной, даже несмотря на погрешности статистического учета.  

Предприятия, производящие асфальтобе­тонные смеси, так же, как и многие другие отрасли, в 2008­2009 гг. в полной мере почув­ствовали на себе влияние кризиса. Многие за­воды в 2009 г. действовали в режиме неполно­го рабочего времени, некоторых коснулись и сокращения. Однако, по мнению большинства экспертов отрасли (производителей), ситуация на рынке асфальтобетонных смесей в 2010­2011 гг. не только стабилизировалась, но и наблюдался рост объемов рынка на 10­15% по сравнению с 2009 годом. На рост или сокращение рынка асфальтобетонных сме­сей главным образом влияет государственное финансирование строительства.  

Кол-во просмотров: 15670
На правах рекламы
Яндекс.Метрика