В. Никольская, директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research
Производство асфальтобетонов
Специалисты ABARUS Market Research регулярно изучают динамику производства асфальтобетонных смесей. Поэтому нелишним будет обратить внимание читателей на то, что статистические данные по производству в текущем отчете отличаются от данных, опубликованных ранее. Это связано с регулярным пересмотром Росстата производственной статистики и ее уточнениями.
Таким образом, выходит, что в 2007 г. прирост производства асфальтобетона в стране составил 29,9% по отношению к предыдущему году, а не 40,8%, как указывалось ранее.
Рис. 1. Динамика производства всех видов асфальта в РФ, 2002-2011 гг., тыс. тонн.
Прирост 2008 года оказался скромнее – 16,3%, но зато в «первом кризисном» году было произведено 45,2 млн. тонн всех видов асфальтобетона – самый большой объем за весь рассматриваемый период. Выпуск асфальтобетонов в стране рос четыре года подряд (см. рис. 1), но кризис 2009 г. серьезно сказался на выпуске материала. В 2009 году было произведено 28,9 млн. тонн асфальтобетона, что на 36% меньше, чем в 2008 году. В 2010 году зафиксирован положительный прирост производства, но небольшой – 16,7%, в 2011 году – 19,7%. Таким образом, в прошлом году было выпущено 40,4 млн. тонн, то есть почти на 5 млн. тонн меньше, чем в 2008 г.
Рис. 2. Динамика производства всех видов асфальта в РФ по месяцам, 2008-2011 гг., тонн.
На рис. 2 показаны объёмы производства по месяцам с января 2008 г. по декабрь 2011 г. Производство асфальтов подстраивается под климат, поэтому во второй половине года обычно производится 6070% всего годового объема асфальта в стране. Самым активным является третий квартал года, а первый квартал обычно простаивает.
Соотношение видов
Асфальтовые смеси, как известно, могут быть изготовлены горячим, теплым и холодным способом в зависимости от способа смешивания компонентов во время их приготовления, а также от способа укладки; при этом смеси могут быть двух видов: подогретые (горячие или теплые) асфальтовые смеси, полученные №26июнь 2012 путем соединения подогретого щебня и подогретого связующего вещества или холодного щебня, помещаемого в подогретое связующее вещество, или теплый щебень загружается в холодное связующее вещество.
Горячий асфальтобетон делится, в свою очередь, на катаный и литой. Устройство дорог на основе горячего катаного асфальта – наиболее популярная в России технология. Литой асфальт, чаще всего используемый для точечных ремонтов и заполнения трещин, также весьма востребован. Холодные смести используются в незначительных количествах.
На рис. 3 дано процентное соотношение произведенных в РФ асфальтовых смесей согласно статистическому делению. Большая часть произведенной продукции – это горячие и теплые катаные асфальтобетоны, асфальт литой стоит на втором месте по популярности, а холодный производится в небольших количествах.
Рис. 3. Процентное соотношение производства асфальта в России по видам.
В 2009 - 2010 гг. (на рисунке не указаны), по сравнению с 2007 г., катаного асфальта стало производиться больше. В 2011 году его доля увеличилась снова, став почти 92%. Доля литого асфальта варьирует то в большую, то в меньшую сторону, колеблясь в рамках от 7 до 8%, но в целом демонстрирует тенденцию к медленному снижению. Доля холодного асфальта также снижается.
Рис. 4. Динамика соотношения производства асфальта в России по видам в 20022011 гг., %.
Основная масса выпуска и работ приходится, естественно, на летние месяцы и начало осени. Пик укладки холодного асфальтобетона приходится на самые теплые летние месяцы – июньиюль, массовые работы начинаются в мае и снижаются в ноябре. С горячим асфальтобетоном активнее всего строители работают с мая по октябрь (экстремум производства литого обычно приходится на сентябрь).
Производство дорожного битума и щебня
Асфальтобетон невозможно произвести без битума. Статистические данные показывают, что в 2009 году падение производства дорожного битума составило 28,7%. В 2010 году состоялся прирост в 23,9%, а в 2011 году – еще 14,8%.
Другим важным строительным материалом, использующимся в дорожном строительстве наряду с асфальтом, а также входящим в состав большинства его видов, являются нерудные материалы – щебень и гравий.
Рис. 5. Производство дорожного битума в РФ, 20062011 г., тыс. тонн.
Динамика производства щебня и гравия практически повторяет картину, которую демонстрирует дорожный битум, а также довольно схожа с производством асфальтобетона – тот же высокий рост после 2004 года, та же «ступенчатая» линия приростов в 20052008 гг. (ежегодное чередование высоких и умеренных темпов прироста), такое же падение – более 30% – в 2009 году. Однако следует заметить более высокие темпы роста в 2010 г. (24,8%) в производстве битума, щебня и гравия по сравнению с приростом в производстве асфальтобетонов (16,7% в 2010 г.). Зато в 2011 году прирост у битума, гравия и щебня меньше, чем у асфальтобетонов (14,6% против 19,7%). И в этом наблюдается закономерность.
Рис. 6. Производство щебня и гравия в РФ, 20022011 г., тыс. м³.
Наблюдения ABARUS Market Research показывают, что до кризиса ежегодные приросты выпуска асфальтобетона примерно в полтора раза выше, чем у щебня и гравия, поэтому отношение выпуска этих двух видов строительных материалов по отношению друг к другу (количество м3 щебня и гравия на 1 тонну асфальтобетона) в течение 20052008 гг. уменьшается (см. рис. 7): с 6,3 м3 в 2005 г. до 4,4 м3 в 2008 г. А в период 20092010 гг., наоборот, растет – до 5,1, в 2011 г. вновь снижается – до 4,9.
Это наблюдение может свидетельствовать о следующем:
• Уменьшение количества щебня и гравия в составе готовых асфальтобетонов в благополучные периоды в связи с постепенным переходом дорожностроительной отрасли на применение современных видов асфальта, содержащих более мелкие фракции наполнителя.
• Увеличение числа дорог с асфальтобетонным покрытием в противовес более экономичным видам дорожного устройства – грунтовых, черногравийных и гравийных дорог.
• Возвращение к более активному использованию наполнителей и экономии битума в «трудные» годы с целью снижения стоимости готового асфальта.
Рис. 7. Соотношение произведенного в РФ щебня и гравия, а также дорожного битума на 1 тонну (1 центнер) произведенного асфальтобетона, 2005-2011 гг.
Не исключено, что в действительности снижение этого соотношения может быть еще более ярко выражено, так как следует учитывать, что щебень и гравий используются и в других сферах строительства, а не только дорожном.
Если же сравнить выпуск всех рассмотренных материалов с объемом строительства дорог в России, то можно заметить следующие закономерности – до 2007 г. во всех случаях на 1 км дороги потребление материалов растет, и новый рост начинается после кризиса (см. рис. 8).
Производители
Среди отечественных производителей асфальта много предприятий с государственным или муниципальным управлением. В больших объемах асфальт производят, как правило, дорожностроительные компании, производители бетона, нефтепродуктов и т.д.
Поскольку официальная статистика пока не предлагает данных по производству за 2010 год, приведем список крупнейших предприятий, ориентируясь на их финансовые показатели, так как эти данные имеются (см. табл).
Список ведущих отечественных производителей асфальтобетонных смесей по объёму выручки в 2007-2010 гг, тыс руб
Источник. Расчеты ABARUS Market Research
По объему выручки на первом месте неизменно находится ОАО «Асфальтобетонный завод №1» (СанктПетербург).
ОАО «Асфальтобетонный завод №1» было основано в 1932 году и в настоящее время является первым специализированным предприятием в СанктПетербурге (а также и в стране) по производству асфальтобетонных смесей. Сегодня «АБЗ1» производит весь спектр асфальтобетонных смесей, необходимых для строительства и ремонта дорог. Это крупнозернистые, мелкозернистые, песчаные, горячие плотные и пористые асфальтобетонные смеси (более 20 различных рецептов).
Рис. 8. Соотношение производства основных материалов для дорожного строительства и объема строящихся дорог в России в 2005-2011 гг.
Сегодня компания располагает четырьмя асфальтовыми заводами, общая мощность которых позволяет выпускать более 6000 тонн различных асфальтобетонных смесей в день. За последние три года производство увеличилось в 2,5 раза. Начиная с 1999 г., ОАО «АБЗ1» активно формирует группу вертикально интегрированных компаний, в которую входят две дорожностроительные организации, автотранспортная компания, предприятие по добыче щебня, а также фирма, отвечающая за железнодорожные перевозки. Асфальтобетонные смеси компании подлежат безремонтной эксплуатации в течение 6 лет.
Для крупных компаний производство асфальтобетона редко бывает главным направлением деятельности, а чаще – сопутствующим. Федеральная служба государственной статистики насчитывает около 1200 компанийпроизводителей разных видов асфальтов. В действительности их гораздо больше, так как асфальт и асфальтобетон могут производиться на небольших установках, как стационарных, так и мобильных. Таким образом, в производстве асфальтобетонов участвуют не только крупный и средний бизнес, но небольшие фирмы, которые не отчитываются перед статистическими органами о своей деятельности. В связи с этим можно предположить, что приведенные выше данные по объему производства асфальта в стране несколько занижены, так как базируются на статистических данных. Погрешность может составлять от 10 до 15%, однако общая динамика – значительный рост в последние четыре года – является достоверной, даже несмотря на погрешности статистического учета.
Предприятия, производящие асфальтобетонные смеси, так же, как и многие другие отрасли, в 20082009 гг. в полной мере почувствовали на себе влияние кризиса. Многие заводы в 2009 г. действовали в режиме неполного рабочего времени, некоторых коснулись и сокращения. Однако, по мнению большинства экспертов отрасли (производителей), ситуация на рынке асфальтобетонных смесей в 20102011 гг. не только стабилизировалась, но и наблюдался рост объемов рынка на 1015% по сравнению с 2009 годом. На рост или сокращение рынка асфальтобетонных смесей главным образом влияет государственное финансирование строительства.