ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Подписан меморандум о сотрудничестве в области технического регулирования между Россией и КНР

Меморандум о сотрудничестве в области технического регулирования и стандартизации в строительстве между Федеральным автономным учреждением «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС») Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Институтом стандартов и норм Министерства жилищного, городского и ...

Строящийся пассажирский терминал Международного аэропорта Петропавловск-Камчатский подключен к природному газу

В рамках соглашения о технологическом подключении к сетям газораспределения, подписанного Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) и АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», газоснабжение подключено к резиденту территории опережающего развития (ТОР) «Камчатка» — АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский» (Елизово)». Компания реализует проект по строительству пас...

В Анапе будет реализован крупный курортно-гостиничный комплекс с инвестициями на уровне 50 миллиардов рублей

В Анапе будет построен крупный курортно-гостиничный кластер «Лучи» с привлечением проектного финансирования от Сбербанка. Общий объем инвестиций в проект превысит 50 млрд рублей. Курортный комплекс включит девять отелей категории 4 и 5 звезд, которые будут управляться такими операторами, как Azimut Hotels, Domina Group, Cosmos Hotels и Alean Collection. Для гостей будут доступны разнообразны...

Глава Якутии призвал начать проектирование железной дороги, которая соединит республику с Магаданом

Глава Якутии Айсен Николаев призвал начать подготовку документации для строительства железной дороги, которая соединит Якутск с Магаданом. Это заявление было сделано им на заседании Совета по развитию транспортного комплекса в субъектах Российской Федерации в рамках «Транспортной недели – 2024». По словам Николаева, реализация этого проекта значительно улучшит транспортную доступность дл...

В Минстрое наградили победителей и финалистов IV Всероссийского отраслевого конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли»

Мероприятие провели замминистра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик и председатель оргкомитета конкурса, руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор. Встреча объединила специалистов и руководителей, представителей органов власти и бизнеса, а также партнеров конкурса, сыгравших важную роль в его организации, проведении и развитии. Конкурс «Лидер...

В Якутии за последние шесть лет построили 55 мостов

В Мирнинском районе Якутии открыто движение по новому мосту через реку Чуоналыр на региональной автодороге «Анабар». Это 55-й мост, построенный в республике за последние шесть лет. Строительство объекта было осуществлено в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», инициированного Президентом России Владимиром Путиным. На возведение моста было выделено более 476 млн рублей. ...

12 Сентября 2012

Производство асфальтовых смесей


В. Никольская, директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research



Производство асфальтобетонов

Специалисты ABARUS Market Research ре­гулярно изучают динамику производства ас­фальтобетонных смесей. Поэтому нелишним будет обратить внимание читателей на то, что статистические данные по производству в те­кущем отчете отличаются от данных, опубли­кованных ранее. Это связано с регулярным пересмотром Росстата производственной ста­тистики и ее уточнениями.    

Таким образом, выходит, что в 2007 г. при­рост производства асфальтобетона в стране составил 29,9% по отношению к предыдуще­му году, а не 40,8%, как указывалось ранее.

Рис. 1. Динамика производства всех видов асфальта в РФ, 2002-2011 гг., тыс. тонн.

Прирост 2008 года оказался скромнее – 16,3%, но зато в «первом кризисном» году было про­изведено 45,2 млн. тонн всех видов асфальто­бетона – самый большой объем за весь рассматриваемый период. Выпуск асфальто­бетонов в стране рос четыре года подряд (см. рис. 1), но кризис 2009 г. серьезно сказался на выпуске материала.    В 2009 году было произ­ведено 28,9 млн. тонн асфальтобетона, что на 36% меньше, чем в 2008 году. В 2010 году за­фиксирован положительный прирост производ­ства, но небольшой – 16,7%, в 2011 году – 19,7%. Таким образом, в прошлом году было выпущено 40,4 млн. тонн, то есть почти на 5 млн. тонн меньше, чем в 2008 г.  

Рис. 2. Динамика производства всех видов асфальта в РФ по месяцам, 2008-2011 гг., тонн.

На рис. 2 показаны объёмы производства по месяцам с января 2008 г. по декабрь 2011 г. Производство асфальтов подстраивается под климат, поэтому во второй половине года обыч­но производится 60­70% всего годового объе­ма асфальта в стране. Самым активным явля­ется третий квартал года, а первый квартал обычно простаивает.  


Соотношение видов 

Асфальтовые смеси, как известно, могут быть изготовлены горячим, теплым и холодным способом в зависимости от способа смешива­ния компонентов во время их приготовления, а также от способа укладки; при этом смеси могут быть двух видов: подогретые (горячие или теплые) асфальтовые смеси, полученные №26июнь 2012 путем соединения подогретого щебня и подо­гретого связующего вещества или холодного щебня, помещаемого в подогретое связующее вещество, или теплый щебень загружается в холодное связующее вещество.  

Горячий асфальтобетон делится, в свою очередь, на катаный и литой. Устройство до­рог на основе горячего катаного асфальта – наиболее популярная в России технология. Литой асфальт, чаще всего используемый для точечных ремонтов и заполнения трещин, так­же весьма востребован. Холодные смести ис­пользуются в незначительных количествах.

На рис. 3 дано процентное соотношение произведенных в РФ асфальтовых смесей со­гласно статистическому делению. Большая часть произведенной продукции – это горячие и теплые катаные асфальтобетоны, асфальт литой стоит на втором месте по популярности, а холодный производится в небольших коли­чествах.

Рис. 3. Процентное соотношение производства асфальта в России по видам.

В 2009­ - 2010 гг. (на рисунке не указа­ны), по сравнению с 2007 г., катаного асфаль­та стало производиться больше. В 2011 году его доля увеличилась снова, став почти 92%. Доля литого асфальта варьирует то в большую, то в меньшую сторону, колеблясь в рамках от 7 до 8%, но в целом демонстрирует тенденцию к медленному снижению. Доля холодного ас­фальта также снижается.  

Рис. 4. Динамика соотношения производства асфальта в России по видам в 20022011 гг., %.

Основная масса выпуска и работ приходит­ся, естественно, на летние месяцы и начало осени. Пик укладки холодного асфальтобето­на приходится на самые теплые летние меся­цы – июнь­июль, массовые работы начинают­ся в мае и снижаются в ноябре. С горячим ас­фальтобетоном активнее всего строители ра­ботают с мая по октябрь (экстремум производ­ства литого обычно приходится на сентябрь).  


Производство дорожного битума и щебня

Асфальтобетон невозможно произвести без битума. Статистические данные показывают, что в 2009 году падение производства дорож­ного битума составило 28,7%. В 2010 году со­стоялся прирост в 23,9%, а в 2011 году – еще 14,8%.
Другим важным строительным материалом, использующимся в дорожном строительстве наряду с асфальтом, а также входящим в со­став большинства его видов, являются неруд­ные материалы – щебень и гравий.

Рис. 5. Производство дорожного битума в РФ, 20062011 г., тыс. тонн.

Динамика производства щебня и гравия практически повторяет картину, которую де­монстрирует дорожный битум, а также доволь­но схожа с производством асфальтобетона – тот же высокий рост после 2004 года, та же «ступенчатая» линия приростов в 2005­2008 гг. (ежегодное чередование высоких и умеренных темпов прироста), такое же падение – более 30% – в 2009 году. Однако следует заметить более высокие темпы роста в 2010 г. (24,8%) в производстве битума, щебня и гравия по срав­нению с приростом в производстве асфальто­бетонов (16,7% в 2010 г.). Зато в 2011 году при­рост у битума, гравия и щебня меньше, чем у асфальтобетонов (14,6% против 19,7%). И в этом наблюдается закономерность.  

Рис. 6. Производство щебня и гравия в РФ, 20022011 г., тыс. м³.

Наблюдения ABARUS Market Research по­казывают, что до кризиса ежегодные прирос­ты выпуска асфальтобетона примерно в пол­тора раза выше, чем у щебня и гравия, поэто­му отношение выпуска этих двух видов строи­тельных материалов по отношению друг к дру­гу (количество м3 щебня и гравия на 1 тонну асфальтобетона) в течение 2005­2008 гг. уменьшается (см. рис. 7): с 6,3 м3 в 2005 г. до 4,4 м3 в 2008 г. А в период 2009­2010 гг., на­оборот, растет – до 5,1, в 2011 г. вновь снижа­ется – до 4,9.  

Это наблюдение может свидетельствовать о следующем:  
• Уменьшение количества щебня и гравия в составе готовых асфальтобетонов в благо­получные периоды в связи с постепенным пе­реходом дорожно­строительной отрасли на применение современных видов асфальта, со­держащих более мелкие фракции наполните­ля.  
• Увеличение числа дорог с асфальтобетон­ным покрытием в противовес более экономич­ным видам дорожного устройства – грунтовых, черногравийных и гравийных дорог.  
• Возвращение к более активному исполь­зованию наполнителей и экономии битума в «трудные» годы с целью снижения стоимости готового асфальта.  

Рис. 7. Соотношение произведенного в РФ щебня и гравия, а также дорожного битума на 1 тонну (1 центнер) произведенного асфальтобетона, 2005-2011 гг.

Не исключено, что в действительности сни­жение этого соотношения может быть еще бо­лее ярко выражено, так как следует учитывать, что щебень и гравий используются и в других сферах строительства, а не только дорожном.    

Если же сравнить выпуск всех рассмотрен­ных материалов с объемом строительства до­рог в России, то можно заметить следующие закономерности – до 2007 г. во всех случаях на 1 км дороги потребление материалов рас­тет, и новый рост начинается после кризиса (см. рис. 8).


Производители

Среди отечественных производителей ас­фальта много предприятий с государственным или муниципальным управлением. В больших объемах асфальт производят, как правило, дорожно­строительные компании, производи­тели бетона, нефтепродуктов и т.д.  

Поскольку официальная статистика пока не предлагает данных по производству за 2010 год, приведем список крупнейших предприя­тий, ориентируясь на их финансовые показа­тели, так как эти данные имеются (см. табл).

Список ведущих отечественных производителей асфальтобетонных смесей по объёму выручки в 2007-2010 гг, тыс руб 

Источник. Расчеты ABARUS Market Research 

По объему выручки на первом месте неизмен­но находится ОАО «Асфальтобетонный завод №1» (Санкт­Петербург).  

ОАО «Асфальтобетонный завод №1» было основано в 1932 году и в настоящее время яв­ляется первым специализированным предпри­ятием в Санкт­Петербурге (а также и в стране) по производству асфальтобетонных смесей. Сегодня «АБЗ­1» производит весь спектр ас­фальтобетонных смесей, необходимых для строительства и ремонта дорог. Это крупнозер­нистые, мелкозернистые, песчаные, горячие плотные и пористые асфальтобетонные смеси (более 20 различных рецептов).

Рис. 8. Соотношение производства основных материалов для дорожного строительства и объема строящихся дорог в России в 2005-2011 гг.

Сегодня ком­пания располагает четырьмя асфальтовыми заводами, общая мощность которых позволя­ет выпускать более 6000 тонн различных ас­фальтобетонных смесей в день. За последние три года производство увеличилось в 2,5 раза. Начиная с 1999 г., ОАО «АБЗ­1» активно фор­мирует группу вертикально интегрированных компаний, в которую входят две дорожно­стро­ительные организации, автотранспортная ком­пания, предприятие по добыче щебня, а также фирма, отвечающая за железнодорожные пе­ревозки. Асфальтобетонные смеси компании подлежат безремонтной эксплуатации в тече­ние 6 лет.  

Для крупных компаний производство ас­фальтобетона редко бывает главным направ­лением деятельности, а чаще – сопутствующим. Федеральная служба государственной статис­тики насчитывает около 1200 компаний­произ­водителей разных видов асфальтов. В действи­тельности их гораздо больше, так как асфальт и асфальтобетон могут производиться на не­больших установках, как стационарных, так и мобильных. Таким образом, в производстве ас­фальтобетонов участвуют не только крупный и средний бизнес, но небольшие фирмы, которые не отчитываются перед статистическими орга­нами о своей деятельности. В связи с этим мож­но предположить, что приведенные выше дан­ные по объему производства асфальта в стра­не несколько занижены, так как базируются на статистических данных. Погрешность может составлять от 10 до 15%, однако общая дина­мика – значительный рост в последние четыре года – является достоверной, даже несмотря на погрешности статистического учета.  

Предприятия, производящие асфальтобе­тонные смеси, так же, как и многие другие отрасли, в 2008­2009 гг. в полной мере почув­ствовали на себе влияние кризиса. Многие за­воды в 2009 г. действовали в режиме неполно­го рабочего времени, некоторых коснулись и сокращения. Однако, по мнению большинства экспертов отрасли (производителей), ситуация на рынке асфальтобетонных смесей в 2010­2011 гг. не только стабилизировалась, но и наблюдался рост объемов рынка на 10­15% по сравнению с 2009 годом. На рост или сокращение рынка асфальтобетонных сме­сей главным образом влияет государственное финансирование строительства.  

Кол-во просмотров: 16032
На правах рекламы
Яндекс.Метрика