Общая производственная мощность в России на 01.01.2002 г. по шиферу составляла 3962 млн. усл. плиток. В эксплуатации находилось 109 технологических линий, в том числе 85 по производству листов. Однако в 1991–2006 гг. (именно в этот период наблюдался рост производства) объемы выпуска практически всех видов асбестоцементных материалов по сравнению с проектными мощностями были существенно ниже. До 2001 года это было связано со снижением промышленного, жилищного и гражданского строительства, практически полным прекращением мелиоративных работ, а после 2001 г., когда строительство стало подниматься, – с развернувшейся антиасбестовой кампанией в странах Европейского Союза. Мнения специалистов по этому поводу расходятся, в частности, есть мнения, что асбест не представляет опасности, поскольку находится в связанном состоянии и в легкие может попасть только во время раскроя листов. Во всяком случае, на сегодняшний день российскими нормативами шифер не запрещен.
Отрезок 2002–2006 гг. стал последним интервалом на протяжении всего рассматриваемого периода, когда объем производства и потребления данного материала медленно, но стабильно увеличивался (при этом в 2005 году наблюдался некоторый спад производства, но в 2006 ситуация выправилась), что обусловлено ростом объемов гражданского и сельского строительства страны.
Рис. 1. Динамика производства асбестоцементных листов в РФ, 1997–2010 гг. (прогноз), млн. усл. плит Источник. ABARUS Market Research, ФСГС РФ.
В 2007 году объем выпуска уменьшился на 8,1%, хотя кризиса на тот момент еще не было. Кризис на этом сегменте сказался в 2008 году, когда спад составил 23,4%. В 2009 году он продолжился – производство потеряло еще 13,6%. В 2010 году, когда выпуск большинства строительных материалов начинает увеличиваться, шифер продолжит падение – оно составит около 6%. Напомним, что с 2006 года этот продукт в Россию не импортируется.
Таким образом, несмотря на то, что шифер и сейчас в некоторых регионах остается традиционным кровельным материалом для российских построек со скатной крышей, уже пятый год проглядывается тенденция отказа от этого материала в пользу более практичных, легких при монтаже и качественных кровельных материалов.
По прогнозу экспертов ABARUS Market Research, объем производства асбестоцементных листов к 2010 должен был снизиться на 30% по отношению к 2007 году и составить 1300 млн. условных плиток. По причине кризиса это снижение оказалось еще более сильным – на 38%.
Статистика производства асбестоцементных листов в РФ (2004-2010 гг)
Источник ABARUS Market Research, ФСГС РФ
По итогам десяти месяцев 2010 года объем выпуска шифера, несмотря на позитивное начало года, не смог превысить результаты того же периода (январь–октябрь) кризисного 2009 года. Именно на основе этих наблюдений был сделан выше озвученный прогноз об ожидаемом падении в 2010 году на 5,5-6%, так как выпущено будет порядка 1 148,9 млн. усл. плит.
Географическое распределение производства
В 2005 году Южный федеральный округ и Центральный федеральный округ имели одинаковую долю (примерно по 30%) в общем объеме производства шифера, однако за следующие 4 года объем выпуска в Южном ФО продолжал увеличиваться, и к настоящему времени он составляет 42% от общероссийского производства. Позиции Южного ФО растут за счет «притеснения» производителей из Центрального ФО, Уральского ФО, и в какой-то степени Приволжского.
Шифер – довольно массивный строительный материал, поэтому местоположение производства по отношению к потенциальному потребителю играет немаловажное значение. Наблюдаемые изменения могут говорить о том, что рынок Центрального федерального округа активнее всех отказывается от потребления шифера. Постепенно к европейской части покупателей присоединяется Урал и Поволжье. А вот юг России относится к шиферу более лояльно.
Рис. 2. Динамика производства асбестоцементных листов в РФ, по месяцам 2007–2010 гг., тыс. усл. плит. Источник. ABARUS Market Research, ФСГС РФ.
Наибольший объем выпуска шифера в России обеспечивает Волгоградская область (Себряковский комбинат АЦИ), изготовляя 35% всего объема российского шифера. Белгородская область выпускает 10% всего объема шифера страны, остальные области входят в общий выпуск с долями менее 10%.
Экспорт и импорт
Десять лет назад асбестоцементный шифер был строительным материал практически только внутрироссийского производства и потребления. Экспортно-импортные поставки в связи с малыми объемами не оказывали существенного влияния на состояние внутреннего рынка, они фиксировались в основном в приграничных областях, где еще сохранились хозяйственные связи, определявшиеся размещением производства внутри бывшего СССР. Объем экспорта асбестоцементных листов в начале века составлял около 3%, а объем импорта – менее 1% к общему объему общероссийского производства.
Однако спустя 10 лет ситуация существенно изменилась. При полном прекращении импорта, обусловленного законодательными запретами, доля экспорта значительно выросла, и теперь составляет около 20% от всего объема производства.
Рис. 3. Динамика экспорта шифера из России в 2000–2007 гг., тонн Источник. ABARUS Market Research, ФТС РФ.
Объем импорта шифера практически сошел «на нет» в 2006-2007 годах. После значительного прироста в 2004 году, в 2006 году в натуральном выражении объем импорта шифера в Россию составил 249 тыс. кг.
Крупнейшими поставщиками шифера на российский рынок на протяжении последних лет, когда он ввозился, являлись Польша (в 2006 году 98,8 тонн на сумму 45,6 тыс. долл.), Республика Корея и Китай.
При этом импорт в Россию осуществляется белорусскими предприятиями, в частности, усилиями предприятия «Кричевцементношифер» (примерно в размере 20–30 млн. условных плиток ежегодно).
Рис. 4. Распределение экспорта шифера по основным странам в 2009 году Источник. ABARUS Market Research, ФТС РФ.
Несмотря на законодательный запрет, не исключено, что какой-то объем шифера до сих пор продолжает поступать в Россию из Китая нелегально. Тем более что дальневосточная часть России обделена крупными производителями этого материала.
Динамика экспорта шифера до 2006 года имела положительный возрастающий характер, однако с уменьшением темпов прироста.
Крупнейшими потребителями шифера последних лет являются страны СНГ – Азербайджан, Казахстан, Молдавия, Таджикистан, Украина, Грузия, Туркмения, а также Венгрия, Румыния, Югославия и др. Поставки экспорта в Казахстан в последние годы становятся меньше, также как и в Украину.
Объем рынка
Для того чтобы рассчитать объем рынка шифера, необходимо перевести разрозненные единицы измерения производства, импорта и экспорта к общепринятым для кровельных материалов единицам – квадратным метрам. При этом объем выпуска будет пересчитываться в м² из условных плит, а импорт и экспорт – из килограммов.
Рис. 5. Динамика объема российского рынка шифера, 2000–2007 гг., млн. м² Источник. Расчеты ABARUS Market Research.
За условную единицу измерения асбестоцементных листовых изделий на территории СНГ принята условная плитка объемом 700 см³. Для перевода на квадратные метры возьмем стандартную толщину шифера 5,8 мм. Таким образом, в 1 м² шифера толщиной 5,8 мм содержится 8,3 условных плиток.
Один лист восьмиволнового шифера размером 1,75 м на 1,13 м толщиной 5,8 мм равен 20,3 условной плитки, семиволнового шифера размером 1,75 м на 0,98 м толщиной 5,8 мм – 18 условным плиткам.
Импортно-экспортные операции учитываются в весе. В среднем 1 м² шифера весит 10-14 кг. При среднем параметре массы (12 кг на 1 м²) объемы импорта и экспорта уменьшаются пропорционально в 12 раз. Объем импорта увеличен с расчетом на поставки из Беларуси.
Объем рынка шифера состоит из объема выпуска шифера отечественными предприятиями за вычетом экспортных потоков, импорт из стран дальнего зарубежья после 2006 года отсутствует, есть лишь небольшие поставки из Беларуси, которые составляют от 1,5 до 2,5 млн. м². В целом импорт, даже в более ранние годы, мало влияет на величину рынка. В связи с тем, что динамика выпуска за последний год показывает отрицательный характер, а потоки экспорта, хоть и небольшими темпами, но увеличиваются, то объем рынка с 2006 года по 2009 год сократился на 44%. В 2010 г. рынок еще снизился на 1,2% относительно уровня 2009 года и составил 111,6 млн. м² шифера.
Будущее этого рынка внутри России представляется весьма не радужным: в связи с тем, что спрос на данный материал в стране падает, объемы производства сокращаются, а импорт практически вовсе сошел «на нет», вероятно, что в последующие годы ситуация уменьшения объема рынка будет сохраняться.
При этом объем производимой продукции в последнее время осваивается в большей степени за счет экспорта, чем за счет внутреннего потребления. В 2000 г. доля экспорта составляла 3,2%, а в 2009 году – уже 24,3%. В 2010 году эта доля несколько снизилась (до 20,5%), но очевидно, что процесс идет по нарастающей. Скорее всего, именно за счет внешнего потребления (рынками стран СНГ) российские производители будут иметь возможность поддерживать свой выпуск на приемлемом уровне.
Основные игроки рынка
На территории Российской Федерации на начало 2007 года функционировало 17 асбестоцементных предприятий и цехов, выпускающих асбестоцементные листы (шифер). К 2010 году их осталось 15.
Рыночные условия поставили предприятия, производящие шифер, в непростое положение. В декабре 2004 года ОАО «Вольский завод асбестоцементных изделий» (Саратовская область) был объявлен банкротом, ОАО «Савинский завод асбестоцементных изделий» (Архангельская область) перепрофилирован на производство другого вида продукции. Постепенно уходят с рынка и другие игроки (это хорошо видно ниже в таблице). Все это приводит к спаду производства шифера и асбестоцементных труб.
Рис. 6. Структура выпуска шифера основными производителями в стране в 2010 году, % Источник. ABARUS Market Research, ФСГС РФ.
Крупнейшими производителями шифера в России являются следующие предприятия: ОАО «Себряковский комбинат асбестоцементных изделий» (Волгоградская область), ОАО «Белгородасбестоцемент» («Белаци»), комбинат «Волна» (Красноярский край), ОАО «Лато» (Республика Мордовия), ООО «Ульяновскшифер» (Ульяновская область), ЗАО «Сухоложскасбоцемент» (Свердловская область), ОАО «Сода» г. Стерлитамак (Республика. Башкортостан), комбинат «Красный строитель» (Московская область) и другие.
Ведущие асбестоцементные комбинаты (Себряковский, Белгородский, комбинаты «Волна», «Лато» и «Ульяновскшифер») производят 71% от общего объема выпуска шифера. Причем доли первых трех производителей с течением времени увеличиваются (например, Себряковский завод в 2007 году имел 30%, а в 2009 году – уже 38%).
Картина распределения рыночных долей между предприятиями свидетельствует о росте концентрации и ярко выраженном лидере.
Ценовая ситуация на рынке
Динамика средних отпускных цен производителей шифера показывает, что до 2004 года цены росли умеренно, а вот период с 2004 года по 2008 год стал практически взрывным – ежегодно цены на шифер увеличивались на 20-25%, а в 2008 году и вовсе на 35%. Такое поведение цен говорит о росте спроса на материал при условии, что объем предложения тоже растет. Однако мы знаем, что в рассматриваемый период производство сокращалось, поэтому рост цен связан в первую очередь с повышением себестоимости продукции. Производители в условиях спада востребованности вынуждены были перейти на более совершенные технологии, включая затраты на окраску листов, а также резку на менее стандартные форматы.
Рис. 7. Структура выпуска шифера основными производителями в стране в 2010 году, % Источник. ABARUS Market Research, ФСГС РФ.
В течение всего 2009 года цены находились на более низком уровне, но существенного падения не произошло. В 2010 году цены пытаются медленно, но верно выйти на более высокую планку.
Перспективы рынка
Общая ситуация в сегменте шифера складывается непростая. Очевидно, что в течение последних лет спрос на шифер стабильно сокращается. В целом это практически не связано с фактором экологической безопасности. Главным вытесняющим фактором выступает расширение рынков конкурирующих материалов. Главным образом – металлочерепицы и ондулина (и ему подобных материалов). Металлочерепица вытесняет шифер не только из частного сектора, но из административного. Многие муниципальные здания со скатной кровлей, как вновь строящиеся, так и подвергающиеся ремонту, покрываются в настоящее время металлочерепицей, а не шифером, как раньше. Частный сектор все больший интерес проявляет к ондулину. Средняя стоимость квадратного метра еврошифера находится на уровне 185 руб., металлочерепицы – 300 руб. Срок годности этих материалов превышает разницу в их стоимости, поэтому у металлочерепицы гораздо более высокий потенциал.
С наступлением кризиса многие производители асбестоцементного шифера рассчитывали на возобновление спроса на шифер в связи с ухудшением финансового благосостояния как частных потребителей, так и коммерческих заказчиков. Но этого не произошло. В связи с наблюдаемой динамикой можно сделать вывод, что рынок асбестоцементного шифера будет медленными темпами сокращаться и дальше. Это будет происходить в том числе и за счет понижения цен на металлочерепицу, так как активный рост этого сегмента все время привлекает новых игроков, что не преминет сказаться на ценовом предложении.
Рис. 8. Динамика средних отпускных цен на шифер в России, 1999–2010 гг., руб. /м² Источник. ABARUS Market Research, ФСГС РФ.
Рынок шифера будут покидать небольшие предприятия, а крупные будут концентрировать все больший объем спроса на себе. Несмотря на нововведения, шифер по-прежнему останется в низком ценовом сегменте, и крупному предприятию легче держать издержки производства на конкурентоспособном уровне за счет масштаба.
Дополнительным поддерживающим фактором выпуска станет увеличение выпуска более современных видов асбестоцементных изделий: окрашенных волнистых крупноразмерных и мелкоразмерных листов, в том числе полуволнистых, а также плоских прессованных плиток различного профиля, а также плит для навесных вентилируемых фасадов.
В. НИКОЛЬСКАЯ, директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research