Мягкая штучная кровля (кровля из битумной черепицы) в настоящее время является одной из самых популярных в мире. Например, в Америке она используется уже более ста лет, а в Европе – уже более полувека. Основу гибкой черепицы (шингласа) составляет стеклохолст, пропитанный и покрытый с двух сторон модифицированным битумом. Сверху гибкая черепица посыпана сланцевой или базальтовой крошкой. В России этот материал появился около 15 лет назад.
Листы мягкой кровли производятся в виде вытянутых или правильных шестигранников различной формы, напоминающих пчелиные соты, прямоугольников, а также волнообразной формы, похожей на рыбью чешую. Такой вид кровли лучше всего подходит для крыш со сложным очертанием и может быть выполнен в разных цветовых решениях. Битумная черепица, пожалуй, самая привлекательная из всех видов кровельных покрытий в плане внешнего вида и укладки.
Гибкая черепица обладает рядом преимуществ перед традиционными видами кровель. Во-первых, за счет своих уникальных свойств материал предоставляет архитекторам и дизайнерам богатые возможности для творчества, т.к. гибкая черепица применима на крышах самых разнообразных форм, в том числе и исключительно сложных. Во-вторых, гибкая черепица обладает высокой степенью безотходности и стойкостью к атмосферным явлениям российского климата. В-третьих, такой материал отличается простотой монтажа.
Достоинством мягкой черепицы являются высокие эксплуатационные характеристики (качественные мягкие кровли выдерживают температуру от –50 до +150 градусов, точка размягчения битума находится в пределах 110-120°С), продолжительный срок эксплуатации: производителем гарантируется 10 лет надёжной эксплуатации, средний срок службы мягкой черепицы составляет 15 лет. При соблюдении технологии монтажа такая кровля может прослужить и гораздо дольше – до 30-50 лет.
Шинглас – хороший диэлектрик, тепло- и звукоизолятор, не подвержен коррозии и выдерживает резкие перепады температур. Кроме того, за один летний сезон под воздействием температур склеенные внахлест части материала спекаются между собой, образуя цельное, прочное, упругое кровельное покрытие. Гибкая черепица легко приспосабливается к геометрическим погрешностям крыши и неизбежным деформациям при осадке здания. Кровлю достаточно легко ремонтировать – стоит лишь вырезать поврежденный участок и приклеить новый гонт.
Так как битумная черепица является штучным материалом и не образует полностью сплошного покрытия, ей не требуется эластичность в такой степени, как рулонным материалам. При старении деформации такого покрытия ограничиваются в каждой отдельной плитке, что исключает нарушение целостности внутренних напряжений.
Правда, у гибкой черепицы есть существенные недостатки – высокая горючесть и необходимость сплошного дощатого настила для укладки. В результате стоимость всего процесса возведения кровли увеличивается. Для придания кровельному покрытию наибольшей стабильности, огнестойкости, высокой прочности, устойчивости к ультрафиолету используют комбинированное армирование. Этот материал доступен в цене, но, как правило, при установке этого вида кровли применяются гидроизолирующие материалы, поэтому еще одним его недостатком является высокая стоимость подкровельного покрытия.
Производство в России
В России гибкая черепица производится с 2002 года. Холдинг «ТехноНИКОЛЬ» изначально производил гибкую черепицу под маркой Shinglas на мощностях Рязанского картонно-рубероидного завода. Специализированное предприятие холдинга, завод «Шинглас» в Рязани, начал свою работу в августе 2006 года. «Шинглас» – совместное предприятие с испанским концерном ChovA, это крупнейший завод по выпуску шингласа в России. Линия оснащена высокотехнологичным импортным оборудованием, на момент открытия его проектная мощность составляла 10 млн. м² гибкой черепицы в год.
Но на самом деле самый первый специализированный российский завод по выпуску гибкой черепицы принадлежит итальянской компании «Тегола»: завод, построенный в Подмосковье, начал выпуск в 2005 году. Гибкая битумная черепица выпускается на территории бывшего завода сельхозмашиностроения «Давыдово» в Орехово-Зуевском районе Московской области. Инвестиции в проект составил 30 млн. долл. Запланированный годовой выпуск черепицы – 7-9 млн м². Tegola Canadeze – крупнейший итальянский производитель кровельных материалов – ежегодно выпускает 8,5 млн м² гибкой черепицы, 70% которой экспортируется. Представительства компании работают в 73 странах (из них 8 в России).
Несмотря на пережитый кризис, в настоящее время оба производителя приближаются к полной загрузке своих мощностей.
Таблица 1. Выпуск гибкой черепицы заводами, расположенными на территории России, в 2006-2011 гг., тыс. м²
Источник: ABARUS Market Research, ФСГС РФ.
Всего в России, таким образом, было произведено около 16 млн м² гибкой черепицы в 2011 году. В 2012 году силами только двух указанных предприятий будет выпущено около 17 млн м²
Рис. 1. Динамика выпуска гибкой черепицы на территории России, в 2006-2011 г. и прогноз на 2012 г., тыс. м²
Источник. ABARUS Market Research, ФСГС РФ.
Помимо перечисленных в таблице компаний, черепицу с июля 2012 года начал выпускать Рязанский картонно-рубероидный завод. Торговая марка новой черепицы RoofShield. Объем капитальных вложений в новое производство составил 230 млн. руб. Годовая мощность нового производства – 15 млн. м².
Также известно, что корпорация «ТехноНИКОЛЬ» начала строительство нового завода по производству гибкой черепицы рядом с функционирующим заводом «Шинглас». Завод производственной мощностью 30 миллионов квадратных метров продукции в год строится на территории производственной площадки «ТехноНИКОЛЬ-Рязань». Выпуск первой продукции предполагается в I квартале 2013 года. Инвестиции на строительство завода составляют более 1 млрд. руб. На новом заводе будет установлена современная высокотехнологичная производственная линия, проектирование и изготовление которой выполнено в США. Она позволит выпускать широкий ассортимент двухслойной (ламинированной) гибкой черепицы по доступной цене.
Импорт и экспорт гибкой черепицы
По данным Федеральной службы таможенной статистики, импорт товаров по коду 680790000, в который входит в том числе гибкая черепица, осуществляется в килограммах. Перевод импорта гибкой черепицы в квадратные метры осуществлялся, исходя из среднего веса 8 кг/1 м².
Импорт мягких битумных штучных материалов до кризиса увеличивался, однако темпы прироста объёмов с каждым годом уменьшаются. После 2007 года импорт уменьшается, как в 2008 году, так и в 2009 – сказался кризис. Кроме этого, сокращение импортной активности было связано с ростом производства данных материалов внутри страны. В 2010 году прирост составил 32%, что в количественном выражении представляет собой уровень 2006 года.
Во II полугодии 2011 года, после бурного роста первых месяцев, наметился спад, связанный с ухудшением макроэкономической ситуации в странах Еврозоны. Поэтому в 2011 году в итоге гибкой черепицы было импортировано чуть больше, чем в 2010 году (на 16%).
Рис. 2. Динамика импорта гибкой черепицы в Россию, 2007-2011 гг., млн. м²
Источник. ABARUS Market Research, ФТС РФ.
Стабильным импортером мягких кровельных материалов для России годы является Финляндия. Из Финляндии в Россию поступают такие марки, как Katepal, Pikipoika1 (практически полностью), Icopal (частично). Черепица Icopal, будучи продукцией международного концерна, также производится в Польше, Франции (французской группой компаний Siplast S.A.), Швеции, Нидерландах. Гибкая черепица IKO также поступает из разных стран: Франции, Литвы, Бельгии, Нидерландов, Германии и, собственно, из Северной Америки, откуда и происходит эта марка. Еще из США и Канады импортируется шинглас компании Certainteed. Из Италии традиционно в Россию поступает черепица Tegola. C 2008 года в списке появилась Украина, которая в течение трех лет поставляла на российский рынок черепицу под маркой «Акваизол». В 2011 году поставок «Акваизола» не было зафиксировано.
Особо стоит отметить поставки гибкой черепицы из Литвы, с завода UAB Gargzdu MIDA – это российский холдинг «ТехноНИКОЛЬ», как и в случае с полимерными мембранами, загружает производственные мощности соседних государств, чтобы экспортировать продукцию в Европу, а также частично на родину, в Россию. В среднем из Литвы на отечественный рынок ежегодно приходит порядка 100-200 тыс. м² гибкой черепицы «ТехноНИКОЛЬ» прибалтийского происхождения (к 8-9 миллионам, производимым на рязанском предприятии).
Что касается более детального разделения импорта по брендам, то в этом отношении лидирует марка Katepal – в среднем половина импорта приходится именно на эту компанию. До 2009 года второе место занимала IKO (15-20%), но затем ее доля стала уменьшаться, уступив позиции черепице Icopal, Pikipoika и Certainteed.
Экспорт
Гибкая черепица экспортируется из России в достаточно больших объемах (исходя из сравнения с импортом). В среднем ежегодные поставки за рубеж составляют около 2 млн кв.м. Основных экспортеров двое – «ТехноНИКОЛЬ» и «Тегола Руфинг Продактс».
Объём экспорта мягких кровельных материалов из России в страны ближнего зарубежья до кризиса постоянно увеличивался. В 2007 году из РФ было вывезено 2,4 млн. м² мягких кровельных материалов, в 2008 году – порядка 2,7 млн. Кризисного снижения практически не было, в 2010 году прирост составил около 17%, но в 2011 году экспортная активность была не слишком высокой, в результате снижение экспортных потоков составило 9%.
Рис. 3. Динамика экспорта гибкой черепицы из России, 2007-2011 гг., млн м²
Источник. ABARUS Market Research, ФТС РФ.
Основным рынком сбыта российской гибкой черепицы является Украина – от 60% до 80% всего экспорта. Доля Казахстана составляет 10-12%.
Объём рынка
Очевидно, что объём рынка мягкой черепицы до кризиса активно увеличивался. Темпы прироста были очень значительными – 25-40% в год. Объем рынка в количественном выражении до кризиса приблизился к уровню 15 млн м², затем последовало небольшое снижение, но рынок быстро восстановился, и сейчас составляет 18 млн м².
Доля импорта на рынке гибкой черепицы держится на уровне 20-30%. В 2008-2009 гг. создавалось впечатление, что доля импортной продукции сокращается, однако это было связано с кризисным сокращением внешнеторговой активности. Несмотря на постепенное увеличение внутреннего производства, высококачественная импортная продукция имеет стабильный спрос на российском рынке.
Рис. 4. Динамика объема российского рынка гибкой черепицы в 2005-2011 гг., млн. м²
Источник: Расчеты ABARUS Market Research.
Ценовая ситуация на рынке
Ассортимент (внешний вид, конфигурация) битумной черепицы не так уж широк и ограничивается несколькими вариантами (прямоугольный, трапециевидный, полуовальный и ромбовидный). При этом каждый производитель дает своим коллекциям различные названия, чтобы иметь отличия.
Цены на гибкую черепицу имеют очень большой разброс. Цена зависит как от материала покрытия (гранулят, пробка, медь), так и от бренда и страны происхождения. Средние цены у большинства продавцов находятся в районе 400-700 руб. за м². Самая дешевая черепица – от российского производителя «ТехноНИКОЛЬ» (200-400 руб.), в среднем сегменте находятся отечественное подразделение Tegola и черепица Icopal и Katepal финского происхождения (400-500 руб.), самая дорогая – французская Icopal, Tegola и Италии (медная черепица).
Картонно-рубероидный завод пока занимается реализацией своей черепицы самостоятельно. Цены его находятся в диапазоне от 210 руб. до 577 руб. за м² (средняя цена – 387 руб., то есть посередине между «ТехноНИКОЛЬ» и «Тегола»).
Перспективы сегмента
Рынок гибкой черепицы очень перспективный, с низкой степенью насыщения и высокими докризисными показателями прироста. В Европе спрос на гибкую черепицу превышает 40 млн. м² В России к 2014 году объем этого сегмента может увеличиться до 25 млн м².
Как и во многих других сегментах строительного рынка, в сфере гибких кровель происходят закономерные изменения и колебания, связанные с условиями поставок, ценовыми факторами, ассортиментом предлагаемой продукции. Одной из основных и очень важных тенденций в настоящее время является внедрение производственных комплексов в России, и, как следствие, расширение объемов производства, что, безусловно, окажет исключительно положительное влияние на развитие данного сегмента.
Большую часть рынка уже сейчас занимает черепица, произведенная внутри страны. Процесс выхода из кризиса будет сопровождаться улучшением платежеспособности покупателей на строительном рынке. При этом нужно отметить, что на сегодняшний день у большинства потребителей из среднего и высокого ценового сегмента, к которому относится, мягкая черепица, продукция иностранного производства (или хотя бы носящего иностранный бренд) по-прежнему вызывает большее доверие. Поэтому в ближайшей перспективе соотношение внутреннего производства к экспорту сохранится на уровне 70:30, так как совокупные мощности российских заводов составляют 18 млн м², а емкость импорта может выражаться в 6-7 млн м².
1Продукция финского концерна Lemminkainen.