ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
7 тыс. километров волоконно-оптической линии связи проложат в Якутии в рамках проекта «Синергия Арктики»

В рамках форума «Цифровой Алмаз» состоялся торжественный запуск одного из крупнейших проектов по развитию телекоммуникационной инфраструктуры Арктической зоны и труднодоступных территорий Российской Федерации «Синергия Арктики». Он обеспечит современными волоконно-оптическими линиями связи (ВОЛС) 61 населенный пункт в 15 арктических районах Якутии, где проживает около 50 тысяч человек. На период п...

Продажи российской строительно-дорожной техники за 9 месяцев упали на 41%

Ассоциация «Росспецмаш» констатирует глубокий кризис на рынке СДТ, вызванный высокой ключевой ставкой, ростом издержек и давлением импорта, и предлагает меры для стабилизации ситуации. Рынок российской строительно-дорожной техники (СДТ) продолжает демонстрировать резкое падение. По данным Ассоциации «Росспецмаш», за январь–сентябрь 2025 года отгрузки производителей на внутренний рынок сок...

Строительство крупнейшего в ДФО завода минеральных удобрений выходит на активную стадию

Реализация масштабного инвестпроекта по созданию Находкинского завода минеральных удобрений на территории ТОР «Находка» набирает обороты. В настоящее время строительство объекта перешло в ключевую фазу: полным ходом ведется монтаж зданий, установка технологического оборудования и возведение металлоконструкций будущего промышленного гиганта. Ход работ проинспектировали представители Корпорации разв...

Карачаровский механический завод и Сбер договорились о комплексной цифровизации жилья

Карачаровский механический завод (КМЗ) и Сбер подписали стратегическое соглашение о партнерстве, направленное на цифровую трансформацию сферы жилой недвижимости. Подписание документа состоялось в рамках Международной выставки коммунального хозяйства и строительства UtiliСon 2025. Цели партнерства: от «Умного дома» до управления ЖК Соглашение предусматривает совместную разработку и внедрение ...

Российский производитель «Ангара-Реактив» в 2,4 раза нарастил выпуск стратегической химической продукции при поддержке ФРП

Единственный в России производитель титанорганических соединений, компания «Ангара-Реактив», завершил масштабную модернизацию производственных мощностей в Ангарске. Благодаря проекту, реализованному при финансовой поддержке Фонда развития промышленности (ФРП), годовой выпуск титанатов увеличен в 2,4 раза – с 86 до 207 тонн. Общий объем инвестиций в развитие предприятия составил более 125 ...

Определены критерии отбора участников эксперимента по электронному взаимодействию для взыскания задолженности за ЖКУ

В рамках проведения эксперимента по электронному взаимодействию для взыскания задолженности за оплату ЖКУ определены критерии для участия организаций жилищно-коммунального хозяйства. К ним относятся: минимальное количество жилых помещений, по которым передаётся информация в ГИС ЖКХ, наличие программного обеспечения, автоматизирующего процесс взыскания дебиторской задолженности. Таким образом, у...

24 Февраля 2011

Российский рынок гипса (алебастра)

Производство

Гипсовое вяжущее – продукт обжига природного гипса. Значительная часть гипсового вяжущего применяется для производства гипсовых модифицированных сухих смесей (МССС), гипсокартонных и гипсоволокнистых листов, гипсоблоков, пазогребневых плит. Большинство компаний-производителей, помимо продажи гипса сторонним организациям, использует его в качестве вяжущего сырья для собственного производства строительных материалов на гипсовой основе. Примерно 70% выпускаемого гипса перерабатывается самими же гипсовыми комбинатами.
Рис. 1. Динамика производства гипса в России в 1999–2011 гг., тыс. тонн
Рис. 1. Динамика производства гипса в России в 1999–2011 гг., тыс. тонн
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

На рис. 1 заметно уверенное увеличение производства строительного гипса, что говорит о постоянном подъеме спроса, который был характерен до 2009 г. В 2009 г. выпуск сократился на 22%, а в 2010 г. наметился рост на 13,1%.

Таблица 1
Статистика российского производства гипса в 2005–2010 гг., тыс. тонн и прирост, %
Таблица 1. Статистика российского производства гипса в 2005–2010 гг., тыс. тонн и прирост, %
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

Рис. 2. Динамика производства гипса в России в 2007–2010 гг. по месяцам, тыс. тонн
Рис. 2. Динамика производства гипса в России в 2007–2010 гг. по месяцам, тыс. тонн
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

Увеличение выпуска гипсового вяжущего сопряжено с необходимостью увеличения добычи гипсового камня и с разработкой новых месторождений. Практически все предприятия, добывающие гипсовый камень, сами занимаются и его переработкой, лишь частично поставляя сторонним компаниям. На сегодняшний момент большинство предприятий добывает максимально возможный объем камня.


Производители гипса

По данным ФСГС на 2010 год, в России действуют 19 производителей гипса, объем производства которых составил 3 231,0 тыс. тонн. В 2007 году насчитывалось 22 производителя.

В табл. 2 дана динамика производства строительного гипса всеми известными производителями за 2004-2010 гг. Крупнейшим производителем российского строительного гипса является немецкая компания «Кнауф», имеющая в России 9 предприятий:  ООО «Кнауф Гипс Новомосковск», ООО «Кнауф Гипс Кубань», ООО «Кнауф Гипс» (Красногорск), ООО «Кнауф Гипс Челябинск», ООО «Кнауф Гипс Дзержинск», ООО «Кнауф Гипс Колпино» (Санкт-Петербург), ООО «Кнауф Гипс Баскунчак», ООО «Кнауф  Гипс Кунгур», ООО «Кнауф Гипс Псебай». Последние три предприятия специализируются на производстве материалов на основе гипса (ССС, гипсокартон и др.) в большей степени, чем на производстве самого гипсового вяжущего, поэтому в данной таблице отсутствуют.

Таблица 2
Список крупнейших российских производителей гипса и их положение на рынке, тыс. тонн
Таблица 2. Список крупнейших российских производителей гипса и их положение на рынке, тыс. тонн
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

Концерн «Кнауф» с его шестью предприятиями занимает лидирующее положение на российском рынке гипса – более 60%.

Таблица 3
Концентрация производителей на российском рынке гипса, тыс. тонн и %
Таблица 3. Концентрация производителей на российском рынке гипса, тыс. тонн и %
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

Рис. 3. Рыночное положение ведущих игроков на российском рынке гипса, %.
Рис. 3. Рыночное положение ведущих игроков на российском рынке гипса, %.
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

Однако динамика структуры производства по игрокам демонстрирует ослабление позиций «Кнауф». На рис. 4 это хорошо видно. В 2004 году усилиями пяти предприятий концерна выпускалось более 75% всего российского гипса (отмечены вариациями синего и голубого цвета). С тех пор доля «Кнауф» постоянно уменьшается, несмотря на появление в 2006 году завода «Кнауф Колпино», ставшего шестым в этой связке. Основным соперником концерна является волгоградское предприятие «Волма», которое за 5 лет своего функционирования (с 2006 по 2010 год) смогло увеличить свою долю с 8% до 14%.
Рис. 4. Распределение выпуска гипса по предприятиям в 2004–2010 гг., %
Рис. 4. Распределение выпуска гипса по предприятиям в 2004–2010 гг., %
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

Строительство новых заводов по производству гипса планировалось в Свердловской области («Уральские строительные смеси»), в Краснодаре, Чувашии («Гипор») и Бурятии (Группа «Кнауф»).

Скорее всего, ближе к осуществлению своих замыслов окажется компания «Кнауф». Строительство небольших заводов выглядело привлекательной идеей в период строительного бума, но теперь инвесторы более осторожны. На рынке с явно выраженным лидером, каким является гипсовый рынок, необходимо строить либо крупные заводы с современным оборудованием, либо не выходить на него вовсе.


Цены

Усиление конкуренции, которое наблюдается на рынке гипса, по всей видимости, недостаточное для воздействия на уровень цен. Действительно, несмотря на ослабление позиций, концерн «Кнауф» по-прежнему охватывает большую часть российского рынка, присутствуя во всех ключевых регионах страны. Продукция компании «Волма» распространяется пока в основном в пределах Приволжского федерального округа, а также вывозится в ЮФО. На остальные рынки, включая московский, компания поставляет гипс в небольших количествах. Остальные игроки оперируют практически только на локальных рынках.

В связи с этим в условиях высокого спроса цены на гипс постоянно росли. В 2008 году цена показала беспрецедентный скачок – на 36% с 2200 руб. до 3000 руб. за тонну. В 2009 и 2010 гг. цена была вынуждена скорректироваться: в 2009 г. снижение составило 3%, а в 2010 г. – более 9%.
Рис. 5. Динамика цен на гипс в 1999–2010 гг., руб. за тонну
Рис. 5. Динамика цен на гипс в 1999–2010 гг., руб. за тонну
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

Рис. 6 показывает, что в благополучные годы цена на гипс ведет себя предсказуемо и растет аккуратными темпами, демонстрируя лишь однократное сезонное снижение в феврале.
Рис. 6. Помесячная динамика цен на гипс в 2007–2010 гг., руб. за тонну
Рис. 6. Помесячная динамика цен на гипс в 2007–2010 гг., руб. за тонну
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

В период нестабильности цены принимают лихорадочный характер. В течение всего 2009 года цена на гипс никак не могла «поймать» свой тренд, допуская большие колебания вокруг позиции 2700-2800 руб. за тонну, успокоившись к концу года именно на этом уровне.

Начало 2010 года посылало искаженные сигналы участникам рынка – все ждали бурного посткризисного оживления. Однако рыночная динамика оказалась переоцененной, в связи с чем цена постепенно снижалась в течение всего года, оказавшись в результате на 9% ниже своего прошлогоднего уровня.


Тенденции рынка

Российский рынок гипса можно отнести к категории стабильно развивающихся. Конечно, в период кризиса гипсовое производство, как и все отрасли строительной сферы, переживало упадок. Но докризисный потенциал помогает производству постепенно восстанавливаться.

Российский гипсовый рынок является достаточно высококонцентрированным. Ведущий игрок – концерн «Кнауф» – занимает более 60% от всего объема производства в стране. Но этот факт не должен восприниматься как пугающий.

Во-первых, немецкий уровень качества задает высокую планку для остальных участников рынка, что, безусловно, является очень полезным. Во-вторых, позиции  «Кнауф» все-таки немного ослабляются за счет экспансии догоняющего производителя – компании «Волма», высокий уровень качества которой также отмечается многими специалистами.

Таким образом, качество российского гипса, который более чем наполовину является немецким, высокое, а цены в процессе обострения конкуренции стремятся к более низкому уровню.

После кризиса объемы потребления гипса будут расти более быстрыми темпами. Гипс – это материал, применяемый в различных сферах экономики. Сфера строительства является наиболее значимым потребителем гипса.

Предприятия, производящие строительные материалы на основе гипса (сухие строительные смеси, гипсокартон), пережили сложные времена во время кризиса, и наиболее прочные позиции сумеют закрепить те, кто вышел из тяжелых времен с наименьшими потерями. Вероятно, будет сокращаться число мелких производителей (прежде всего сухих строительных смесей, которых в настоящее время насчитывается больше сотни).

Прежде всего, будут уходить предприятия, не имеющие собственного производства гипсового вяжущего. Причин здесь несколько. Такие заводы не могут гарантировать стабильности свойств конечного продукта, так как не управляют качеством вяжущего. Кроме того, им время от времени приходится менять поставщика гипса, так как все гипсовые заводы стараются в последнее время самостоятельно перерабатывать гипс в конечные продукты, сокращая отгрузку вяжущего.

Таким образом, основной посткризисной тенденцией станет ориентация производителей гипса на производство продуктов с высокой добавленной стоимостью и расширение ассортимента этой продукции. Изготовление гипса как полуфабриката на продажу будет постепенно сокращаться.


В. НИКОЛЬСКАЯ, директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research

Кол-во просмотров: 18654
На правах рекламы
Яндекс.Метрика