ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
В России благоустроено более 1100 памятных площадок, связанных с Великой Отечественной войной

В различных регионах России ежегодно проводятся мероприятия по улучшению общественных и дворовых пространств. Эти работы включаются в федеральный проект "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда". Особое внимание уделяется благоустройству территорий, где расположены памятники, посвященные Великой Отечественной войне, военные мемориалы, аллеи Памяти, В...

На заседании Совета Федерации обсудили использование технологий искусственного интеллекта в сфере строительства

В рамках заседания секции «Цифровая трансформация строительства и ЖКХ», проведенного при Совете по развитию цифровой экономики при Совете Федерации России, участвовали высокопоставленные лица, включая заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Константина Михайлика, заместителя председателя Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации и члена Комитета Совета Федерации по конституцио...

В России планируется разработка комплексного цифрового решения для строительства сложных промышленных объектов

Планируется создание комплексного национального решения в области технологий информационного моделирования (ТИМ) для строительства сложных промышленных объектов в России. Для этого будут объединены усилия отечественных компаний-разработчиков, индустриальных заказчиков и профильных органов исполнительной власти. Минстрой России в сотрудничестве с госкорпорацией «Росатом», которая является коорди...

Оценка строительной отрасли будет основана на том, насколько широко и эффективно внедрены технологии искусственного интеллекта

На заседании Экспертной группы по внедрению искусственного интеллекта при Минстрой России обсудили создание единой методики для оценки применения ИИ в строительной отрасли. Эта методика должна отражать готовность компаний к использованию искусственного интеллекта и стать основой для формирования реестра отечественных ИИ-решений. Инициатива была высказана на сессии «Искусственный интеллект в девело...

На выставке «Россия» на ВДНХ обсудят вопросы цифровизации строительной отрасли

На международной выставке-форуме «Россия» пройдет стратегическая сессия «Цифровое строительство: от идеи к практике цифровизации отрасли в регионах». Организатором мероприятия выступает Центр компетенций Российской Федерации по цифровой трансформации строительной отрасли и Индустриальный центр компетенций (ИЦК) «Строительство» при Минстрое России. Национальная цель развития «Цифровая трансформа...

Министерство строительства России утвердило методику определения стоимости информационной модели в строительной отрасли

Приказом Минстроя России были внесены коррективы в Методику определения сметной стоимости различных видов работ в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта, демонтажа и работ по сохранению объектов культурного наследия. Как отметил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Константин Михайлик, одним из ключевых аспектов применения информационного мо...

24 Февраля 2011

Российский рынок гипса (алебастра)

Производство

Гипсовое вяжущее – продукт обжига природного гипса. Значительная часть гипсового вяжущего применяется для производства гипсовых модифицированных сухих смесей (МССС), гипсокартонных и гипсоволокнистых листов, гипсоблоков, пазогребневых плит. Большинство компаний-производителей, помимо продажи гипса сторонним организациям, использует его в качестве вяжущего сырья для собственного производства строительных материалов на гипсовой основе. Примерно 70% выпускаемого гипса перерабатывается самими же гипсовыми комбинатами.
Рис. 1. Динамика производства гипса в России в 1999–2011 гг., тыс. тонн
Рис. 1. Динамика производства гипса в России в 1999–2011 гг., тыс. тонн
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

На рис. 1 заметно уверенное увеличение производства строительного гипса, что говорит о постоянном подъеме спроса, который был характерен до 2009 г. В 2009 г. выпуск сократился на 22%, а в 2010 г. наметился рост на 13,1%.

Таблица 1
Статистика российского производства гипса в 2005–2010 гг., тыс. тонн и прирост, %
Таблица 1. Статистика российского производства гипса в 2005–2010 гг., тыс. тонн и прирост, %
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

Рис. 2. Динамика производства гипса в России в 2007–2010 гг. по месяцам, тыс. тонн
Рис. 2. Динамика производства гипса в России в 2007–2010 гг. по месяцам, тыс. тонн
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

Увеличение выпуска гипсового вяжущего сопряжено с необходимостью увеличения добычи гипсового камня и с разработкой новых месторождений. Практически все предприятия, добывающие гипсовый камень, сами занимаются и его переработкой, лишь частично поставляя сторонним компаниям. На сегодняшний момент большинство предприятий добывает максимально возможный объем камня.


Производители гипса

По данным ФСГС на 2010 год, в России действуют 19 производителей гипса, объем производства которых составил 3 231,0 тыс. тонн. В 2007 году насчитывалось 22 производителя.

В табл. 2 дана динамика производства строительного гипса всеми известными производителями за 2004-2010 гг. Крупнейшим производителем российского строительного гипса является немецкая компания «Кнауф», имеющая в России 9 предприятий:  ООО «Кнауф Гипс Новомосковск», ООО «Кнауф Гипс Кубань», ООО «Кнауф Гипс» (Красногорск), ООО «Кнауф Гипс Челябинск», ООО «Кнауф Гипс Дзержинск», ООО «Кнауф Гипс Колпино» (Санкт-Петербург), ООО «Кнауф Гипс Баскунчак», ООО «Кнауф  Гипс Кунгур», ООО «Кнауф Гипс Псебай». Последние три предприятия специализируются на производстве материалов на основе гипса (ССС, гипсокартон и др.) в большей степени, чем на производстве самого гипсового вяжущего, поэтому в данной таблице отсутствуют.

Таблица 2
Список крупнейших российских производителей гипса и их положение на рынке, тыс. тонн
Таблица 2. Список крупнейших российских производителей гипса и их положение на рынке, тыс. тонн
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

Концерн «Кнауф» с его шестью предприятиями занимает лидирующее положение на российском рынке гипса – более 60%.

Таблица 3
Концентрация производителей на российском рынке гипса, тыс. тонн и %
Таблица 3. Концентрация производителей на российском рынке гипса, тыс. тонн и %
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

Рис. 3. Рыночное положение ведущих игроков на российском рынке гипса, %.
Рис. 3. Рыночное положение ведущих игроков на российском рынке гипса, %.
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

Однако динамика структуры производства по игрокам демонстрирует ослабление позиций «Кнауф». На рис. 4 это хорошо видно. В 2004 году усилиями пяти предприятий концерна выпускалось более 75% всего российского гипса (отмечены вариациями синего и голубого цвета). С тех пор доля «Кнауф» постоянно уменьшается, несмотря на появление в 2006 году завода «Кнауф Колпино», ставшего шестым в этой связке. Основным соперником концерна является волгоградское предприятие «Волма», которое за 5 лет своего функционирования (с 2006 по 2010 год) смогло увеличить свою долю с 8% до 14%.
Рис. 4. Распределение выпуска гипса по предприятиям в 2004–2010 гг., %
Рис. 4. Распределение выпуска гипса по предприятиям в 2004–2010 гг., %
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

Строительство новых заводов по производству гипса планировалось в Свердловской области («Уральские строительные смеси»), в Краснодаре, Чувашии («Гипор») и Бурятии (Группа «Кнауф»).

Скорее всего, ближе к осуществлению своих замыслов окажется компания «Кнауф». Строительство небольших заводов выглядело привлекательной идеей в период строительного бума, но теперь инвесторы более осторожны. На рынке с явно выраженным лидером, каким является гипсовый рынок, необходимо строить либо крупные заводы с современным оборудованием, либо не выходить на него вовсе.


Цены

Усиление конкуренции, которое наблюдается на рынке гипса, по всей видимости, недостаточное для воздействия на уровень цен. Действительно, несмотря на ослабление позиций, концерн «Кнауф» по-прежнему охватывает большую часть российского рынка, присутствуя во всех ключевых регионах страны. Продукция компании «Волма» распространяется пока в основном в пределах Приволжского федерального округа, а также вывозится в ЮФО. На остальные рынки, включая московский, компания поставляет гипс в небольших количествах. Остальные игроки оперируют практически только на локальных рынках.

В связи с этим в условиях высокого спроса цены на гипс постоянно росли. В 2008 году цена показала беспрецедентный скачок – на 36% с 2200 руб. до 3000 руб. за тонну. В 2009 и 2010 гг. цена была вынуждена скорректироваться: в 2009 г. снижение составило 3%, а в 2010 г. – более 9%.
Рис. 5. Динамика цен на гипс в 1999–2010 гг., руб. за тонну
Рис. 5. Динамика цен на гипс в 1999–2010 гг., руб. за тонну
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

Рис. 6 показывает, что в благополучные годы цена на гипс ведет себя предсказуемо и растет аккуратными темпами, демонстрируя лишь однократное сезонное снижение в феврале.
Рис. 6. Помесячная динамика цен на гипс в 2007–2010 гг., руб. за тонну
Рис. 6. Помесячная динамика цен на гипс в 2007–2010 гг., руб. за тонну
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

В период нестабильности цены принимают лихорадочный характер. В течение всего 2009 года цена на гипс никак не могла «поймать» свой тренд, допуская большие колебания вокруг позиции 2700-2800 руб. за тонну, успокоившись к концу года именно на этом уровне.

Начало 2010 года посылало искаженные сигналы участникам рынка – все ждали бурного посткризисного оживления. Однако рыночная динамика оказалась переоцененной, в связи с чем цена постепенно снижалась в течение всего года, оказавшись в результате на 9% ниже своего прошлогоднего уровня.


Тенденции рынка

Российский рынок гипса можно отнести к категории стабильно развивающихся. Конечно, в период кризиса гипсовое производство, как и все отрасли строительной сферы, переживало упадок. Но докризисный потенциал помогает производству постепенно восстанавливаться.

Российский гипсовый рынок является достаточно высококонцентрированным. Ведущий игрок – концерн «Кнауф» – занимает более 60% от всего объема производства в стране. Но этот факт не должен восприниматься как пугающий.

Во-первых, немецкий уровень качества задает высокую планку для остальных участников рынка, что, безусловно, является очень полезным. Во-вторых, позиции  «Кнауф» все-таки немного ослабляются за счет экспансии догоняющего производителя – компании «Волма», высокий уровень качества которой также отмечается многими специалистами.

Таким образом, качество российского гипса, который более чем наполовину является немецким, высокое, а цены в процессе обострения конкуренции стремятся к более низкому уровню.

После кризиса объемы потребления гипса будут расти более быстрыми темпами. Гипс – это материал, применяемый в различных сферах экономики. Сфера строительства является наиболее значимым потребителем гипса.

Предприятия, производящие строительные материалы на основе гипса (сухие строительные смеси, гипсокартон), пережили сложные времена во время кризиса, и наиболее прочные позиции сумеют закрепить те, кто вышел из тяжелых времен с наименьшими потерями. Вероятно, будет сокращаться число мелких производителей (прежде всего сухих строительных смесей, которых в настоящее время насчитывается больше сотни).

Прежде всего, будут уходить предприятия, не имеющие собственного производства гипсового вяжущего. Причин здесь несколько. Такие заводы не могут гарантировать стабильности свойств конечного продукта, так как не управляют качеством вяжущего. Кроме того, им время от времени приходится менять поставщика гипса, так как все гипсовые заводы стараются в последнее время самостоятельно перерабатывать гипс в конечные продукты, сокращая отгрузку вяжущего.

Таким образом, основной посткризисной тенденцией станет ориентация производителей гипса на производство продуктов с высокой добавленной стоимостью и расширение ассортимента этой продукции. Изготовление гипса как полуфабриката на продажу будет постепенно сокращаться.


В. НИКОЛЬСКАЯ, директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research

Кол-во просмотров: 15927
На правах рекламы
Яндекс.Метрика