До кризиса в России производилось порядка 11,5 млн. тонн извести в год. В 2009 году объем выпуска снизился до 9 млн. Практически 85% этого объема используется для технологических целей (в металлургии и прочих отраслях).
Таблица 1
Распределение российского производства извести по основным типам, 2005-2010 гг., тыс. тонн.
Источник: Расчеты ABARUS Market Research на основе данных ФСГС РФ.
Рис. 1. Соотношение строительной и технологической извести в общем объеме российского производства, 2005-2010 гг., %.
Источник: Расчеты ABARUS Market Research на основе данных ФСГС РФ.
Примерно 6-8% выпускаемой извести предназначено для производства силикатных изделий, включая газосиликатные и газобетонные блоки. В 2005 году этот объем составил 698 тыс. тонн, в 2007-2008 гг. – 852-853 тыс. тонн. В 2009 г. выпуск сократился практически вдвое, но постепенно восстанавливается.
Рис. 2. Соотношение разных видов извести в общем объеме российского производства, 2005-2010 гг., %.
Источник: Расчеты ABARUS Market Research на основе данных ФСГС РФ.
В категорию «строительная известь» включена гашеная (гидратная) известь и негашеная известь – обожженная комковая известь, готовая для гашения, т.е. полуфабрикат. Этот полуфабрикат составляет около 10-15% в общем объеме производства, а готовая гидратная известь составляет незначительный объем.
Гидратной извести в России производится примерно одно и то же количество: 100-120 тыс. тонн ежегодно. В 2009 году произошло снижение до 85 тыс. тонн. В 2010 было выпущено 113 тыс. В основном гидратная известь используется для производства сухих строительных материалов.
Рис. 3. Динамика российского производства строительной извести по типам (гашеная и негашеная), 2005-2010 гг., тыс. тонн.
Источник: Расчеты ABARUS Market Research на основе данных ФСГС РФ.
До кризиса рынок строительной извести медленно, но уверенно рос. Анализ диаграмм показывает, что этот рост составлял 5-8% ежегодно.
Общая структура потребления извести
Гашеная и негашеная известь (гидроксид и оксид кальция) широко используется в разных отраслях производства. Основной объем использования извести приходится на металлургическую промышленность, поэтому именно производители металлургии являются одними из главных производителей этого материала (как правило, для собственных нужд). Другие заметные потребители негашеной извести – сахарные заводы. Потребление извести предприятиями строительной индустрии составляет примерно 30% от ее общего выпуска.
На Рисунке 4 показаны доли различных отраслей в потреблении извести в Центральном регионе. В целом по России доля потребления извести металлургическими комбинатами заметно больше, т.к. основные мощности по производству стали сосредоточены на Урале. Информация предоставлена ЗАО «Агентство строительной информации».
Рис. 4. Доли потребления извести различными отраслями в ЦФО.
Источник: По данным ЗАО «Агентство строительной информации».
Данные предприятия (металлургические и сахарные), как правило, обеспечивают себя известью самостоятельно в силу особенностей технологического процесса. В металлургии предъявляются очень высокие требования к качеству извести. Несколько дней хранения обожженного продукта могут снизить активность извести ниже уровня, необходимого при выплавке стали. Именно поэтому крупные металлургические комбинаты сами занимаются производством извести. Закупают известь на стороне лишь предприятия малой мощности или производители ферросплавов, где известь используется в небольших объемах. При производстве сахара используется не только сама известь, но и сатурационный газ (содержит CO2), который получают в известково-газовой печи при обжиге известняка, что делает необходимым установку печи на самом заводе.
Значительный вклад в потребление негашеной извести вносят производители строительных материалов – силикатного кирпича и ячеистых бетонов. На многих заводах силикатного кирпича имеется собственное производство извести. Как правило, это предприятия с большим советским прошлым, работающие не первый десяток лет. Напротив, крупные недавно созданные предприятия по производству ячеистых бетонов (газобетона/газосиликата), в основном, известь закупают. Поскольку рынок газобетона продолжает свое интенсивное развитие, следовательно, спрос на известь будет только расти.
Потребление гашеной (гидратной) извести
Что касается гидратной извести (пушонки), то здесь основные потребители – предприятия, производящие сухие строительные смеси. Гидратная известь является лучшим из известных минеральных компонентов сухих строительных смесей, придающим смесям высокую пластичность (удобоперерабатываемость, удобоукладываемость), высокие водоудерживающие свойства и обеспечивает также высокую адгезию растворов к минеральным (бетон, кирпич) и некоторым неминеральным подложкам (металл, дерево). Вместе с тем, известь – только один из многих компонентов смесей. На Рисунке 5 показана структура потребления гидратной извести в Центральном федеральном округе. По России в целом, доля потребления извести производителями ССС составит примерно те же 50%.
Технические требования предъявляемые к строительной извести, регламентированы ГОСТ 9179 и ГОСТ 22688.
Основные требования к качеству гидратной извести, применяемой в составе МССС:
- известь должна быть кальциевой, с низким (<5%) содержанием оксида магния; повышение содержания MgO снижает пластичность гидратной извести, ухудшает долговечность известковых покрытий;
- в гидратной извести должны отсутствовать частицы с размером более 0,6 мм, так как грубые фракции ухудшают качество поверхности покрытий, в составе затирок приводят к царапанью облицовочной плитки, являются причиной неравномерности изменения объема в материале;
- содержание непогасившихся зерен оксида магния и оксида кальция не должно превышать 1% и 2-3% соответственно, так как присутствие негидрактированных оксидов может привести к запоздалому, медленному гашению в изделии и вызвать появление трещин вследствие увеличения объема;
- влажность гидратной извести не должна превышать 5%, чтобы не вызывать комкование сухой смеси .
Гидратная известь также применяется в качестве минерального пластификатора и добавки снижающей усадку (растрескивание) в цементных строительных растворах, а также в качестве основного вяжущего в известково-песчаных штукатурных растворах. Штукатурные и кладочные растворы могут готовиться непосредственно на стройплощадке или доставляться с растворного узла.
Рис. 5. Доли потребления гидратной извести предприятиями различных отраслей в ЦФО.
Источник: По данным ЗАО «Агентство строительной информации».
Кладочные и штукатурные растворы с добавлением извести готовят далеко не все бетонные заводы, т.к. эти растворы не пользуются большим спросом. Например, в Санкт-Петербурге известковые растворы не выпускает ни один бетонный завод, а в Москве такие растворы предлагают довольно часто, хотя отмечают резкий спад объемов производства данной продукции.
Ведущие производители извести
Для данного отчета наибольший интерес представляют заводы, поставляющие известь на открытый рынок. Здесь мы не будем подробно рассматривать предприятия, производящие известь только для собственного использования, приведем только нескольких из них для сравнения объемов выпуска. На рынке извести европейской части РФ постоянно функционирует более 20 крупных российских заводов производящих и реализующих известь на открытом рынке.
Наиболее крупные заводы, предлагающие известь на продажу в европейской части России – «Угловский известковый комбинат» (Новгородская обл.), «Придонхимстрой Известь» (Россошь, Воронежская обл.), «Копанищенский комбинат строительных материалов» (Воронежская обл.), «Солигаличский известковый комбинат».
Экспортом извести (преимущественно гидратной) в Россию в основном занимается белорусская компания «Забудова». Кроме этого, периодически появляется украинская, польская, турецкая гидратная известь.
Наибольшей популярностью у покупателей пользуются угловская и россошская известь. Московские производители сухих смесей особо отмечают продукцию завода «Экстор» (Москва), а в Санкт-Петербурге гидратная известь представлена продукцией только двух производителей – «Угловского комбината» и «Забудова».
Самые крупные предприятия представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Список крупнейших российских производителей извести
Источник:: ABARUS Market Research по данным ООО «РОСИЗВЕСТЬ» и ФСГС РФ.
ПРИМЕЧАНИЕ: *предприятия отмеченные звездочкой – большую часть производимой извести используют для собственных технологических процессов, поэтому на рынок извести поставляют только излишки активностью более 90%, не более 10-15% от выпускаемого объёма продукции.
По данным ООО «Росизвесть», в период с 2008 по 2010 г. в РФ были введены в строй новые заводы по производству извести:
• «Домедко-Хаксли» – 255 тыс. т., (частично),
• «Известь-Сысерти» – 100 тыс. т.,
• «Фельс-Известь» – 220 тыс. т., (частично),
• «Волга-Известь» – 100 тыс.т.
А также построены отдельные печи в:
• Ст. Осколе «ЗССМ» – 50 тыс.т,
• на Угловском известковом заводе – 70 тыс.т.
При этом в период за несколько последних лет по разным причинам (в том числе и из-за отсутствия сбыта готовой продукции) закрылись заводы и цеха производящие известь:
• Тульский горхим 100 тыс. т,
• КОАГаз Люберцы 20 тыс. т,
• Дорогобуж 100 тыс. т.
Цены на известь
В течение последнего десятилетия цены на строительную известь росли активными темпами – практически на 19-20% ежегодно. Цены на технологическую известь росли в среднем на 16-17%, причем рост был неровный. В 2009 году цена на строительную известь продолжила рост, а на техническую – резко упала, что было связано со сложнейшей ситуации в металлургии.
Рис. 6. Динамика цен на технологическую и строительную известь в 1999-2010 гг., руб. за тонну.
Источник: Данные ФСГС РФ.
В настоящее время разрыв между ценами на эти две категории извести составляет более чем 1,5 раза: 1800 руб. за тонну строительной извести и около 1000 руб. за тонну технологической.
На Рисунке 7 можно увидеть картину цен на указанные виды извести, меняющиеся в течение 2010 года, а также цену на гидратную известь.
Рис. 7. Динамика цен на технологическую, строительную и гидратную известь в течение 2010 г. по месяцам, руб. за тонну.
Источник: Данные ФСГС РФ.
Стоимость гидратной извести в 3,5 раза выше, чем технологической и почти в 2 раза выше строительной. Разница в цене между строительной и гидратной известью фактически демонстрирует размер добавленной стоимости при производстве последней, основным сырьем для которой является комковая негашеная известь.
Состояние и перспективы рынка
По расчетам генерального директора ООО «Росизвесть» Б.Н.Анисимова, перечисленные в таблице предприятия европейской части России способны выбросить на рынок около 3 млн. тонн товарной извести, при условии полной загрузки производственных возможностей. Однако производственные мощности существующих заводов, по разным причинам, были задействованы максимально на 70-75% даже в лучшие (2006-2007 г.г.) докризисные годы.
В 2010 г. основные потребители негашеной извести – предприятия производящие строительные материалы работали даже «в сезон» (апрель-август) максимум на 60%. Поэтому производители извести, за редким исключением, работают в среднем менее чем на 50% мощности и, соответственно, большие производственные мощности простаивают.
Таким образом, производственные возможности производителей извести на сегодняшний день примерно на 1,5 млн. тонн превышают существующую потребность рынка негашеной извести, даже при полностью простаивающем заводе «Домедко-Хаксли».
Итак, полагает господин Анисимов, на сегодняшний день, с учетом выбывших и вновь запущенных заводов и при условии их 100% загрузке, также учитывая присутствие на рынке технологической извести, суммарно на европейском рынке может присутствовать ~ 3,6 млн. тонн товарной извести, что превышает даже докризисную потребность на 1,4-1,7 млн. тонн, по разным оценкам.
Специалисты ABARUS Market Research добавляют, что производственные мощности по выпуску товарной извести в стране значительно превышают спрос на данный материал. По причине невысокого спроса импорт извести в Россию незначителен. Однако избыток мощностей совсем не говорит об отсутствии необходимости создания нового производства, так как, несмотря на большое количество предприятий, производящих известь, качество материала сильно колеблется.
В. НИКОЛЬСКАЯ , директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research