Строительство жилья и рынок цемента
В 2013 году рост жилищного строительства составил 5,5%. Этот показатель идентичен результатам 2012 года, когда объемы также выросли на 5,5%. В результате было введено 65,7 млн м2 жилья в 2012 г., и 69,3 млн в 2013 г. Но такие темпы устраивают далеко не всех. До кризиса приросты ежегодно превышали 10%, а в некоторые годы (2007) достигали 20%. Специалисты полагают, что в низких темпах ввода жилья виновата не-хватка стройматериалов.
Как пишет «Коммерсант», существующие заводы стройматериалов расположены по России неравномерно: на транспортные расходы приходится в среднем 18% себестоимости строительных материалов. Производство стеновых материалов (кирпич, газобетон) составляет по России в среднем 0,24 м3 на человека в год, железобетонных изделий – 0,25 м3. По предварительным оценкам Минрегиона, в России необходимо построить около 20 новых цементных заводов.
Напомним, что в 2013 году было введено в строй 3 новых цементных завода: Воронежский филиал «Евроцемент груп», Серебрянский цементный завод («Базэлцемент», Рязанская область) и завод «Омский цемент» (группа Dyckerhoff). В 2012 году был запущен завод «Чеченцемент». В 2011 г. открылось 2 завода – «Тулацемент» (холдинг HeidelbergCement) и «ЛСР. Цемент–Северо-Запад» в Ленинградской области. Таким образом, за 3 последних года совокупные мощности российских цементных предприятий пополнились почти на 10 млн тонн. Из них 6,8 млн тонн пришлось на Центральный федеральный округ, 1,9 млн – на Северо-Западный и по 0,7 млн тонн прибавилось в Южном и Сибирском округах.
С вводом новых заводов постепенно меняется структура рынка по игрокам. Например, холдинг «Евроцемент», который до кризиса аккумулировал 40% от всего объема производимого в стране цемента, в настоящее время немного потерял позиции – по результатам 2013 года его доля составляет около 34%.
Если сравнивать объемы выпуска цемента по регионам с объемами строительства жилья, то получается, что в Центральном федеральном округе, несмотря на активное строительство заводов, по-прежнему ощущается дефицит (см. рис. 1). То же самое касается и Северо-Западного округа. А вот Сибирский и Южный округа выглядят вполне удовлетворенными в собственных поставках цемента, но так ли это?
Рис. 1. Соотношение объемов жилищного строительства к объемам выпускаемого цемента по федеральным округам, %
Источник: Расчеты агентства NEXVER Report.
Если посмотреть на соотношение производства цемента и ввода жилья в ретроспективе, то можно увидеть, что в период умеренных темпов строительства (2001-2005 гг.) на каждый построенный квадратный метр приходилось 1,11-1,12 тонны цемента. В наиболее бурный период (2007-2008 гг.) наблюдался острый дефицит цемента и соотношение снизилось до 0,8 тонн/м2. В период кризиса, когда строительство продвигалось ни шатко ни валко, а производители цемента ожидали лучших времен, соотношение и вовсе упало до 0,7 тонн на квадратный метр (см. рис. 2).
После 2009 года ситуация с обеспеченностью строительной отрасли цементом стала улучшаться, но даже к 2013 году соотношение «цемент/жилье» так и не достигло уровня 1 к 1. Предполагается, что нормальный показатель находится на отметке примерно 1,15 тонн цемента на каждый вновь построенный квадратный метр. И пока российский рынок не достиг этого уровня, все регионы страны фактически находятся в дефицитном режиме (см. рис. 3).
Рис.2. Соотношение массы выпускаемого в стране цемента к количеству возводимого жи-лья, тонн на 1м2.
Источник. Расчеты агентства NEXVER Report.
Дефицит
Наибольший дефицит, помимо упомянутых ЦФО и СЗФО, испытывает также Приволжский федеральный округ. Строительные компании этого региона, несмотря на работающие 11 цементных заводов, вынуждены «оттягивать» значительные объемы цемента из соседних областей Уральского и Сибирского округов. Большие транспортные расходы сказываются на итоговой стоимости материала – по оценкам представителей «Базэлцемента», затраты на логистику в Сибири доходят до 40% конечной цены. Поэтому данным территориям тоже не помешает пара новых заводов. Помимо прочего, продукция предприятия может быть востребована при строительстве объектов под проведение Чемпионата мира по футболу, которые будут возводиться в различных регионах страны.
Основные регионы потребления – Москва, Санкт-Петербург и до недавнего времени – Сочи, где создавались объекты для проведения зимней Олимпиады. Кстати, олимпийское строительство, как выяснилось, сказывается в том числе и негативно на состоянии рынка данного региона. Да, статистика показывает высокие темпы роста, но нехватка цемента привела к тому, что многие строительные компании оказались отрезаны от поставок – производители стройматериалов обеспечивали в первую очередь потребности Сочи в ущерб всем другим. На обычных игроков строительного рынка в крае действуют серьезные ограничения, в том числе и на перевозку материалов железнодорожным транспортом. Железная дорога тоже работает исключительно на олимпийскую стройку. Но, по ожиданиям местных строителей, в 2014 году, когда Олимпиада закончится, стоит ожидать роста потребления цемента со стороны «рядовых застройщиков», вынужденно простаивающих в настоящее время, и, соответственно, наращивания производства.
Рис.3. Соотношение объемов жилищного строительства к объемам выпускаемого цемента по федеральным округам, %
Источник. Расчеты агентства NEXVER Report.
Импорт цемента
А пока сохраняется достаточно высокий объем импорта. Обычно рост объёмов им-порта происходит в случае нехватки собственных производственных мощностей. В Рос-сии общие мощности цементных заводов превысили 90 млн. тонн, потребление в 2013 году составило около 66,4 млн. тонн, импорт при этом составил 5,1 млн тонн, то есть 7,6% от всего объема потребления (см. табл.). В чём же причина присутствия на рынке цементов зарубежного производства?
Основные количественные характеристики российского рынка цемента, 2005-2013 гг., млн тонн
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Производство |
48 738 |
54 731 |
59 933 |
53 548 |
44 266 |
50 389 |
56 153 |
61 691 |
66 400 |
Импорт |
412 |
704 |
2 528 |
8 052 |
1 548 |
1 540 |
3 063 |
5 071 |
5 127 |
Экспорт |
3015 |
3170 |
1866 |
488 |
2805 |
3922 |
2809 |
4196 |
4100 |
Рынок |
46 135 |
52 265 |
60 595 |
61 112 |
43 009 |
48 006 |
56 406 |
62 566 |
67 427 |
Прирост |
|
13,3% |
15,9% |
0,9% |
-29,6% |
11,6% |
17,5% |
10,9% |
7,8% |
Доля импорта |
0,9% |
1,3% |
4,2% |
13,2% |
3,6% |
3,2% |
5,4% |
8,1% |
7,6% |
Источник. Расчеты агентства NEXVER Report.
Самым рекордным годом ввоза цемента из-за рубежа был 2008-й, тогда было ввезено более 8 млн тонн импортной продукции. Скачок произошел из-за того, что летом 2007 года наблюдался острый дефицит цемента, и поставщики, рассчитывая на аналогичное увеличение спроса в следующем году, с самого начала 2008 года значительно увеличили закупки зарубежного цемента. Однако лето 2008 года оказалось не таким жарким в плане спроса, а осенью объёмы и вовсе резко сократились с началом кризиса, и на рынке цемента возникли большие излишки. В связи с этим в 2009-2010 гг. ввозилось всего по 1,5 млн тонн импортного цемента. Но в условиях кризиса и такие объемы не выглядят маленькими, ведь, например, в благополучные 2005-2006 гг. импорт составлял всего 400-700 тыс. тонн.
Видимо, дело в том, что импортеры не захотели отказываться от налаженных в 2008 году каналов поставок импортного цемента, и с 2011 года, как мы видим, зарубежные цементные потоки снова растут. В 2013 году ведущими странами-импортерами цемента в Россию были следующие страны: Турция – 1795 тыс. тонн, Беларусь – около 800 тыс. тонн, Иран – 455 тыс. тонн, Эстония – 400 тыс. тонн, Латвия – 300 тыс. тонн, Южная Корея – 250 тыс. тонн, Китай – чуть больше 200 тыс. тонн (для сравнения, в 2008 году им-порт китайского цемента составил 1170 тыс. тонн).
Причины импорта цемента
В связи с большим транспортным плечом и нагрузкой на логистику, о которой говорилось выше, в некоторые регионы (северо-запада, центра, сибирской части страны и активно строящегося юга) выгоднее поставлять цемент из-за рубежа, чем ввозить из других российских регионов. Основными регионами поставок импортного цемента являются Краснодарский край, Ростовская, Астраханская и Московская области.
Рис. 4. Динамика импорта цемента в Россию в 2005-2013 гг., тыс. тонн
Источник. Расчеты агентства NEXVER Report на основе данных таможенной статистики.
Правда, во второй половине заметно снижение активности в импортных поставках (см. рис. 5). Начиная с мая, потоки уменьшаются. Все-таки, некоторые проблемы на рынке ощущаются, о чем говорилось в первой части статьи.
Рис. 5. Динамика импорта цемента в Россию в течение 2012-2013 гг. по месяцам, тонн* .
Источник Расчеты агентства NEXVER Report на основе данных таможенной статистики.
По мнению Юрия Ерокина, руководителя интернет-журнала о цементе «РуЦ-ЕМ.РУ», основными причинами сохраняющегося высокого уровня ввоза цемента в Рос-сию являются следующие факторы:
1. Неразвитая транспортная инфраструктура – абсолютное большинство цемента из дальнего зарубежья поставляется водным транспортом судами типа «река-море», в то время как рынок речных перевозок цемента в России практически не развит, несмотря на огромный потенциал данного вида перевозок.
2. Высокая себестоимость отечественного цемента, старые заводы не достаточно эффективны, а новые обременены кредитами.
3. При всех возможных недостатках качества импортного цемента, он отличается стабильностью показателей.
4. Практическое отсутствие института дилерства. Основные продавцы импортного цемента – отечественные предприниматели, при условии предоставления им выгодных условий сотрудничества они бы с не меньшим энтузиазмом торговали отечественной продукцией.
5. Отсутствие обязательной сертификации цемента в аккредитованных лабораториях, что позволяет ввозить импортный цемент любого качества и состава практически без ограничений.
Тенденции рынка
В целом, проведенный анализ показывает, что, несмотря на замедление темпов ро-ста российского цементного рынка, он по своей сути продолжает оставаться дефицитным. Стране не хватает собственного цемента. Нехватка ощущается по-разному в различных регионах страны, но она есть, и она влияет на цену материала. Цены на цемент, по мнению участников рынка, остаются высокими, что в свою очередь ограничивает спрос. Правительство страны пытается стимулировать рост жилищного строительства, особенно в экономсегменте, но недостаток основных строительных материалов выступает серьезным ограничением для многих благих начинаний.
В течение 2014-2015 гг. запланирован ввод нескольких новых цементных заводов. Но инвесторы внимательно присматриваются к текущему состоянию рынка. Если 2014 год окажется более трудным, чем 2013 год, то некоторые мощности рискуют быть замороженными. Однако, те, кто все же осуществит запуск производств, в итоге окажутся в выигрыше. Ведь кризис не может длиться вечно. В выигрыше останутся и потребители, поскольку все вновь построенные заводы «исповедуют» более эффективный сухой метод производства, соответственно, рынок рассчитывает на более высокое качество нового цемента по привлекательным ценам.
Никольская В., директор агентства NEXVER Report