Таблица 1
Динамика производства сантехнических керамических изделий, тыс. шт.
Источник: ФСГС РФ (Росстат)
По сравнению с другими видами сантехнических изделий, выпуск санитарной керамики гораздо масштабнее в количественном выражении, и имеет более устойчивую динамику.
Рис. 1. Динамика производства сантехнических изделий в 1995-2008 годы, тыс. шт.
Источник: ФСГС РФ (Росстат)
В целом картина роста производства керамической сантехники, начиная с 2000 года, выглядит следующим образом (см. рис. 3). Результаты 2008 года, даже несмотря на начало кризиса, превзошли прогноз ABARUS Market Research, сделанный в середине года (прогнозировалось увеличение до 10 680 тыс. шт., выпущено 11 275 тыс.).
Рис. 2. Динамика выпуска санитарной керамики в РФ в 2006-2009 годы по месяцам.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Если посмотреть выпуск по месяцам, то можно увидеть, что динамика производства игнорирует кризисные явления до самого конца 2008 года. В январе–марте 2009 года выпуск отечественной санитарной керамики, вопреки всему, выглядел оптимистично, и никакой стагнации в отрасли не наблюдалось до самого лета. Затем в течение двух месяцев был спад, который сменился устойчивым ростом после июля.
Рис. 3. Динамика производства санитарных керамических изделий в РФ в 2000-2008 годы, тыс. шт.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Начало 2010 года также оптимистично, что внушает надежды на продолжение положительного настроя. Результаты первых двух месяцев года выше уровней 2007 и 2009 годов. В целом стоит отметить, что снижение выпуска санфаянса в стране было незначительным по сравнению с другими строительными и отделочными материалами – всего на 5,2 %. Однако прогнозировать более высокие достижения в текущем году довольно сложно, так как сантехника из керамики несколько специфический для строительства продукт. Его специфичность заключается в том, что раковины и унитазы закупают для установки тогда, когда строительство здания близится к завершению. А именно с новостройками в 2010 году будет, по всей вероятности, туго. Большую часть объектов на высокой стадии завершения сдали в конце 2009 года, и может оказаться так, что строительные объекты, возрождающиеся в 2010, предъявят спрос на санфаянс только в 2011 и даже 2012 годах.
Таблица 2
Производство продукции российскими предприятиями в 2006-2009 годы, тыс. шт.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Ведущим производителем санфаянса в России является предприятие «Стройполимеркерамика» (Калужская область). «Кировская керамика», расположенная в том же регионе, производит чуть меньше продукции. Оба предприятия пережили кризисный год относительно благополучно, снизив объем производства на 2 % с небольшим.
Расширяет свое присутствие чебоксарское предприятие «Сантек» (бывшее ООО «Керамика»). Его «уступки» кризису составили 3 %.
Наиболее сильно пострадала санкт-петербургская компания «Стройфарфор», сократив объем производства почти на 30 %.
Но есть и такие предприятия, которые продолжили наращивать производство как ни в чем не бывало. В списке смельчаков – испанская Roca, открывшая свое производство в России три года назад. Ее прирост в 2009 году составил 12 %.
Рис. 4. Производство продукции российскими предприятиями в январе-сентябре 2009 годы, тыс. шт.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Соответственно в графическом виде динамика производства по всем российским компаниям в течение 2006-2009 годов выглядит следующим образом (см. рис. 4).
Рис. 5. Структура российского рынка санитарных керамических изделий в 2003 году, % в натуральном выражении.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Товарная структура российского производства санфаянсовых изделий по российским производителям за последние четыре года выглядит следующим образом (см. рис. 5). В данном случае речь идет о всей сантехнической продукции из керамики, включая биде, керамические трубки, фитинги, ванны и т. д., не выделяемые статистикой в отдельные категории, поэтому нами прочая продукция включена в графу «Биде и др.»
Рис. 6. Динамика экспортных поставок санитарной керамики из РФ в 2001-2009 годы.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФТС РФ
Как видно из рис. 5, в штучном выражении преобладают унитазы (35 % от общего объема производства), бачки производятся в чуть меньшем количестве – около 31 %, умывальников производится 25 %, а такие изделия, как писсуары, в российской номенклатуре занимают весьма скромное, почти незаметное место – 0,2-05 %, так как далеко не каждый российский производитель занимается производством писсуаров. Поэтому данная товарная ниша практически на 90 % занята импортом.
Примечательным является то, что товарная структура с течением времени является практически неизменной, разве что доля писсуаров медленно увеличивается. Однако их объем настолько невелик, что на диаграмме просто не виден.
Рис. 7. Динамика экспортных цен на изделия санитарной керамики, долл./кг, 1997-2008 годы.
Источник: Данные ФТС РФ
Экспорт
Таможенные данные об экспорте санфаянса из России в 1997-2009 годы выглядят следующим образом (табл. 3). Кризис притормозил экспортные поставки лишь в 2008 году, а в 2009 году они вернулись на предкризисный уровень.
События, происходящие на внутреннем рынке, влияют на динамику экспорта. Активный спрос на санфаянс в 2002-2005 годы поглощал практически весь произведенный продукт на территории страны, и экспорт в этот период снижался. В 2006-2007 годы ситуация исправилась – рост производства позволил заметно увеличить поставки за рубеж.
Таблица 3
Статистика экспорта санитарной керамики из России в 2001-2009 годы, в количественном (т) и стоимостном выражении, долл.
Источник: Данные ФТС РФ
Таможенные экспортные цены на российский санфаянс стабильно росли до 2008 года включительно, а в 2009 году уже наблюдается заметное снижение.
Таблица 4
Основные рынки сбыта российской санитарной керамики, 2002-2008 годы
Источник: Данные ФТС РФ
Основным рынком сбыта является Казахстан – растущий рынок этой страны поглощает три четверти от всего экспорта санфаянса из России.
Рис. 8. Казахстан и другие рынки сбыта российской санитарной керамики, 2009 год, %.
Источник: Данные ФТС РФ
Остальные страны – получатели российской санитарной керамики – Украина, Узбекистан, Эстония, Киргизия и другие страны ближнего зарубежья, к которым можно отнести и Монголию.
В. НИКОЛЬСКАЯ, директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research