Россия – это новый, емкий и быстрорастущий строительный рынок, одна из немногих территорий мира, которая сейчас переживает строительный бум. Растет спрос на строительную технику, которая нужна для нефтегазовой отрасли, строительства и реконструкции дорог, трубопроводов, крупных производственных объектов. Строительство жилых комплексов развивается настолько быстро, что в настоящий момент покупаются и осваиваются новые виды техники, и есть необходимость в увеличении ее количества, а также таких финансовых схем приобретения техники, как лизинг, аренда, кредит, рассрочка платежа.
Увеличение темпов роста производства транспортных средств и оборудования стало следствием активизации строительной отрасли и спроса на эту группу продукции. Строительная отрасль развивается быстрыми темпами, однако рост производства строительной техники, по мнению специалистов, на 3-5 % отстает от роста строительной промышленности. Помимо этого, по своим техническим характеристикам отечественная спецтехника отстает от зарубежной на 10-15 лет и на сегодня доля импортных машин составляет 50 % в общем объеме рынка.
Основными игроками на российском рынке являются мировые лидеры – американская Caterpillar, шведская Volvo и японская Hitachi. Все большую долю на рынке занимают китайские и корейские производители (например, китайская Shandong Lingong Construction Machinery Co.), которые проводят активную демпинговую политику, предлагают лизинговые схемы, кредиты, отсрочки, чтобы закрепиться на российском рынке. Особенно активны они на Дальнем Востоке.
На рынке строительной техники России существуют некоторые особенности. Конкуренции как таковой между новой отечественной и новой иностранной техникой не существует в силу высоких цен последней. Однако, в последние годы значительно увеличивается ввоз подержанной импортной техники. Хотя даже и при таком варианте она получается дороже российской, поскольку качественнее. У импортной техники лучше эргономика и внутренний комфорт, более широкая продуктовая линейка, качественный сервис. Но ремонт этой техники стоит дорого и осуществляется сложнее, в отличие от ремонта отечественной техники. А китайская техника сопоставима с российской по ценам, но часто выигрывает по экономичности (к примеру, китайский самосвал грузоподъемностью 30 т потребляет топлива меньше, чем 20-тонный "КамАЗ"). В результате значительная часть строительных организаций предпочитает пользоваться подержанной зарубежной техникой.
Общие сведения о башенных кранах
Башенные краны являются ведущими грузоподъемными машинами в строительстве и предназначены для механизации строительно-монтажных работ при возведении жилых, гражданских и промышленных зданий и сооружений, а также для выполнения различных погрузочно-разгрузочных работ на складах, полигонах и перегрузочных площадках, обеспечивая до 98 % всех подъемно-транспортных работ при монтаже строительных элементов зданий и сооружений. Они обеспечивают вертикальное и горизонтальное транспортирование строительных конструкций, элементов зданий и строительных материалов непосредственно к рабочему месту в любой точке строящегося объекта. Для выполнения некоторых работ альтернативы этому механизму не существует. Темп строительства определяется производительностью башенного крана, существенно зависящей от скоростей рабочих движений.
Рабочими движениями башенных кранов являются:
- подъем и опускание груза;
- изменение вылета стрелы (крюка) с грузом;
- поворот стрелы в плане на 360°;
- передвижение самоходного крана.
Отдельные движения могут быть совмещены, например, подъем груза с поворотом стрелы в плане. Все башенные краны снабжены многодвигательным электроприводом с питанием от сети переменного тока напряжением 220/380 В. В общем случае каждый башенный кран – это поворотный кран с подъемной или балочной стрелой, шарнирно закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни.
Сейчас все большую популярность набирают быстро монтирующиеся башенные краны. Их основная особенность заключается в следующем: эти башенные краны собираются и монтируются в минимальные сроки, позволяя тем самым использовать башенные строительные краны в условиях нехватки рабочего места (в центрах городов).
Плюсы:
- нет необходимости передвигать с одной части стройки на другую;
- проще процесс демонтирования и установления крана в другом месте.
Стоит отметить, что в большинстве случаев используются обычные башенные краны на рельсовом ходу. Они зарекомендовали себя еще в XX веке и спокойно шагнули в высокотехнологичный XXI в. Проверенная конструкция обладает высокой надежностью, а перемещение по рельсам позволяет башенным кранам охватывать максимально возможную территорию для переноса тяжелых грузов.
История развития башенных кранов как спецтехники
Самый простой башенный кран появился в конце XVII веке. Он был изготовлен из дерева и имел ручной привод. Изготовление подъемных кранов современного типа в России началось в конце XIX века (Путиловский, Брянский, Краматорский, Николаевский и др. заводы). После Октябрьской революции 1917 г.ода в СССР краностроение превратилось в крупную отрасль тяжелого машиностроения со специализированными заводами.
К 1960 году в эксплуатации находились башенные краны более 100 различных моделей. Переход на индустриальные методы строительства привел к созданию (1968 год) кранов большой грузоподъемности (до 50 т) с повышенными (до 80 м/мин.) скоростями подъема груза. По состоянию на 1 января 1985 года в мире в эксплуатации находились 50 тыс. башенных кранов. Ежегодно заводы выпускали около 4 тыс. кранов, причем реальные потребности строительного комплекса превышали эту цифру на 1 тыс. ед.
С началом реформ все изменилось. Строительный комплекс вошел в фазу застоя. Строительство застопорилось, башенные краны на многих стройках просто демонтировались, одни доставлялись на базы, другие – консервировались.
Сегодня технология строительства изменилась: монолитная и кирпично-монолитная технологии применяются повсеместно. И поскольку сейчас все больше строятся высотные дома, потребности строителей, в т. ч. в отношении башенных кранов и бетононасосов, тоже изменились. В настоящее время грузоподъемные башенные краны различных типов, модификаций и грузоподъемностей успешно применяются в различных отраслях, не только в строительстве.
Классификация кранов
Существует множество классификаций кранов: по типу опоры, по типу привода, по конструктивными особенностям, по типу грузозахватного органа, по области применения и другие. Мы предлагаем рассмотреть, на наш взгляд, одну из основных классификаций кранов – по области применения (источник: ABARUS Market Research по данным "Википедии").
Башенные краны обычно называют по-разному: и электрические краны, и строительные краны. Они обычно используются вместе с другим строительным оборудованием: стационарными бетононасосами и автобетононасосами, бетоносмесителями и др.
Можно выделить основные составляющие части башенного крана:
• башня (другое название – колонна);
• стрела;
• опорная часть;
• опорно-поворотное устройство;
• кабина машиниста;
• различные механизмы.
Механизмы башенного крана различают по функциональному предназначению: поворот стрелы, подъем груза, изменения вылета стрелы.
Сами башенные по классификации делятся на следующие категории:
• стационарные (неподвижно закрепленные на основании, не имеют возможности перемещения);
• передвижные по рельсовым путям (имеют возможность перемещения по кольцевому пути относительно стационарной опоры);
• приставные;
• самоподъемные (устанавливаются на конструкциях строящегося здания, по мере возведения сооружения, поднимаются при помощи специальных механизмов).
По конструкции башенные краны разделяют на краны с поворотной платформой (на подвижную часть крана (башню) устанавливаются рабочие механизмы.Модификации: автомобильные и на рельсовом ходу) и краны с неповоротной башней (такие краны по конструкции представляют собой катучий мост. Имеют большую грузоподъемность. Перемещаются по рельсам)
Ситуация на рынке башенных кранов в России
В строительном комплексе за последнее время существенно изменилась технология возведения домов. Крупнопанельное домостроение сократилось до 15 %. В основном строят кирпичные и монолитные здания, при строительстве которых необходимо применять железобетонные сваи, перекрытия, балконные плиты, лестничные марши и пр. То есть железобетон в обозримой перспективе останется основным строительным материалом.
Изменения в конструкции зданий и технологии строительства выдвинули новые требования к башенным кранам. Сегодня строятся высотные 16- и 20-этажные дома. Значит, требуется повышать скорость подъема груза.
Производство
Табл. 1
Динамика производства башенных кранов грузоподъемностью 5 т и свыше в России, 1999-2007 годы
Год | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Краны башенные г/п 5 т и выше (шт) | 25 | 31 | 77 | 111 | 167 | 263 | 263 | 392 | 532 |
Изменение за период % | 24 % | 148 % | 44 % | 50 % | 5 % | 0 % | 49 % | 35 % |
Рис. 1. Динамика производства башенных кранов грузоподъемностью 5 т и свыше в России, 1999-2007 годы.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
В целом, наблюдается тенденция увеличения объемов производства с приростом, по меньшей мере, на 30 % в год, если такие темпы сохранятся, то в 2008 году суммарный объем выпуска башенных кранов по всем предприятиям составит около 700 шт.
Ситуация в ценовой конъюнктуре башенных кранов на протяжении рассматриваемого временного отрезка, естественно, менялась: если в 1999 г. средняя цена производителей на башенные краны составляла 879 513,9 руб. за 1 шт., то в 2000 году она увеличилась до 1 698 833,8 руб. за 1 шт. (93 % прироста). До 2000 года преобладал значительный прирост цен, после 2004 года ежегодный прирост не превышал 9 %. Средняя цена производителей башенных кранов в 2007 году составила 5 010 812,7 руб. за 1 шт.
Частично дефицит импортных кранов могут компенсировать российские производители, у которых в последнее время наметился устойчивый рост производства. Но многие организации все равно предпочитают машины зарубежных производителей.
Географическая структура производства башенных кранов
Рис. 2. Структура производства башенных кранов по округам в 2007 году.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Рис. 3. Структура производства башенных кранов по областям в 2007 году.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
За период 2005-2007 годов доли Тверской и Ивановской областей уменьшились на 7 % и 5 % соответственно в общем объеме выпуска башенных кранов, тогда как доля Челябинской области практически дошла до половины выпуска всего объема башенных кранов в стране.
По материалам журнала "АДС-техника"