ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
В Минстрое наградили победителей и финалистов IV Всероссийского отраслевого конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли»

Мероприятие провели замминистра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик и председатель оргкомитета конкурса, руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор. Встреча объединила специалистов и руководителей, представителей органов власти и бизнеса, а также партнеров конкурса, сыгравших важную роль в его организации, проведении и развитии. Конкурс «Лидер...

В Якутии за последние шесть лет построили 55 мостов

В Мирнинском районе Якутии открыто движение по новому мосту через реку Чуоналыр на региональной автодороге «Анабар». Это 55-й мост, построенный в республике за последние шесть лет. Строительство объекта было осуществлено в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», инициированного Президентом России Владимиром Путиным. На возведение моста было выделено более 476 млн рублей. ...

Участники III Всероссийского форума «Импортозамещение. Сделано в России» обсудили тему отечественного производства

В первый день деловой программы состоялось пленарное заседание Минстроя России и Ассоциации парков России на тему «Комфортная городская среда для российских семей. Социальные эффекты благоустройства», в ходе которого замминистра Алексей Ересько рассказал о достигнутых результатах, целях и задачах Правительства РФ и Минстроя России в направлении развития городской среды. «Основная оценка для нас...

Межведомственная комиссия включила в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства 168 недостроев

Межведомственная комиссия (МВК) по рассмотрению незавершенных объектов капитального строительства под председательством Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина приняла решение о внесении в реестр еще 168 недостроев и исключении из него 25 объектов, в том числе из-за реализации управленческих решений. «В федеральный реестр включаются незавершенные объекты, финансирование которых осущест...

Поздравление Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина с Днём народного единства

Дорогие друзья! Поздравляю вас с Днем народного единства! Праздник исторически символизирует сплоченность многонационального народа нашей великой страны и напоминает, как важно объединяться и вместе строить светлое будущее. Сегодня, в период всевозможных вызовов, именно единство и солидарность культур, традиций и обычаев являются основами успешного развития России. Наш долг – сохран...

Государственная поддержка способствовала созданию базы отдыха с доступными ценами в Приморье для резидента свободного порта Владивосток

Компания «Радио Приморье», резидент свободного порта Владивосток (СПВ), в сотрудничестве с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), открыла базу отдыха эконом-класса в бухте Триозерье Приморского края. Новый объект предоставит туристам возможность недорого и комфортно отдыхать в одной из самых живописных мест региона. Инвестиции в проект составили около 50 миллионов рублей, при этом...

7 Июля 2008

Рынок башенных кранов в России

Россия – это новый, емкий и быстрорастущий строительный рынок, одна из немногих территорий мира, которая сейчас переживает строительный бум. Растет спрос на строительную технику, которая нужна для нефтегазовой отрасли, строительства и реконструкции дорог, трубопроводов, крупных производственных объектов. Строительство жилых комплексов развивается настолько быстро, что в настоящий момент покупаются и осваиваются новые виды техники, и есть необходимость в увеличении ее количества, а также таких финансовых схем приобретения техники, как лизинг, аренда, кредит, рассрочка платежа.

Увеличение темпов роста производства транспортных средств и оборудования стало следствием активизации строительной отрасли и спроса на эту группу продукции. Строительная отрасль развивается быстрыми темпами, однако рост производства строительной техники, по мнению специалистов, на 3-5 % отстает от роста строительной промышленности. Помимо этого, по своим техническим характеристикам отечественная спецтехника отстает от зарубежной на 10-15 лет и на сегодня доля импортных машин составляет 50 % в общем объеме рынка.

Основными игроками на российском рынке являются мировые лидеры – американская Caterpillar, шведская Volvo и японская Hitachi. Все большую долю на рынке занимают китайские и корейские производители (например, китайская Shandong Lingong Construction Machinery Co.), которые проводят активную демпинговую политику, предлагают лизинговые схемы, кредиты, отсрочки, чтобы закрепиться на российском рынке. Особенно активны они на Дальнем Востоке.

На рынке строительной техники России существуют некоторые особенности. Конкуренции как таковой между новой отечественной и новой иностранной техникой не существует в силу высоких цен последней. Однако, в последние годы значительно увеличивается ввоз подержанной импортной техники. Хотя даже и при таком варианте она получается дороже российской, поскольку качественнее. У импортной техники лучше эргономика и внутренний комфорт, более широкая продуктовая линейка, качественный сервис. Но ремонт этой техники стоит дорого и осуществляется сложнее, в отличие от ремонта отечественной техники. А китайская техника сопоставима с российской по ценам, но часто выигрывает по экономичности (к примеру, китайский самосвал грузоподъемностью 30 т потребляет топлива меньше, чем 20-тонный "КамАЗ"). В результате значительная часть строительных организаций предпочитает пользоваться подержанной зарубежной техникой.


Общие сведения о башенных кранах

Башенные краны являются ведущими грузоподъемными машинами в строительстве и предназначены для механизации строительно-монтажных работ при возведении жилых, гражданских и промышленных зданий и сооружений, а также для выполнения различных погрузочно-разгрузочных работ на складах, полигонах и перегрузочных площадках, обеспечивая до 98 % всех подъемно-транспортных работ при монтаже строительных элементов зданий и сооружений. Они обеспечивают вертикальное и горизонтальное транспортирование строительных конструкций, элементов зданий и строительных материалов непосредственно к рабочему месту в любой точке строящегося объекта. Для выполнения некоторых работ альтернативы этому механизму не существует. Темп строительства определяется производительностью башенного крана, существенно зависящей от скоростей рабочих движений. 

Рабочими движениями башенных кранов являются:
- подъем и опускание груза;
- изменение вылета стрелы (крюка) с грузом;
- поворот стрелы в плане на 360°;
- передвижение самоходного крана.

Отдельные движения могут быть совмещены, например, подъем груза с поворотом стрелы в плане. Все башенные краны снабжены многодвигательным электроприводом с питанием от сети переменного тока напряжением 220/380 В. В общем случае каждый башенный кран – это поворотный кран с подъемной или балочной стрелой, шарнирно закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни.

Сейчас все большую популярность набирают быстро монтирующиеся башенные краны. Их основная особенность заключается в следующем: эти башенные краны собираются и монтируются в минимальные сроки, позволяя тем самым использовать башенные строительные краны в условиях нехватки рабочего места (в центрах городов).

Плюсы:
- нет необходимости передвигать с одной части стройки на другую;
- проще процесс демонтирования и установления крана в другом месте.

Стоит отметить, что в большинстве случаев используются обычные башенные краны на рельсовом ходу. Они зарекомендовали себя еще в XX веке и спокойно шагнули в высокотехнологичный XXI в. Проверенная конструкция обладает высокой надежностью, а перемещение по рельсам позволяет башенным кранам охватывать максимально возможную территорию для переноса тяжелых грузов.


История развития башенных кранов как спецтехники

Самый простой башенный кран появился в конце XVII веке. Он был изготовлен из дерева и имел ручной привод. Изготовление подъемных кранов современного типа в России началось в конце XIX века (Путиловский, Брянский, Краматорский, Николаевский и др. заводы). После Октябрьской революции 1917 г.ода в СССР краностроение превратилось в крупную отрасль тяжелого машиностроения со специализированными заводами.

К 1960 году в эксплуатации находились башенные краны более 100 различных моделей. Переход на индустриальные методы строительства привел к созданию (1968 год) кранов большой грузоподъемности (до 50 т) с повышенными (до 80 м/мин.) скоростями подъема груза. По состоянию на 1 января 1985 года в мире в эксплуатации находились 50 тыс. башенных кранов. Ежегодно заводы выпускали около 4 тыс. кранов, причем реальные потребности строительного комплекса превышали эту цифру на 1 тыс. ед.

С началом реформ все изменилось. Строительный комплекс вошел в фазу застоя. Строительство застопорилось, башенные краны на многих стройках просто демонтировались, одни доставлялись на базы, другие – консервировались.

Сегодня технология строительства изменилась: монолитная и кирпично-монолитная технологии применяются повсеместно. И поскольку сейчас все больше строятся высотные дома, потребности строителей, в т. ч. в отношении башенных кранов и бетононасосов, тоже изменились. В настоящее время грузоподъемные башенные краны различных типов, модификаций и грузоподъемностей успешно применяются в различных отраслях, не только в строительстве.


Классификация кранов

Существует множество классификаций кранов: по типу опоры, по типу привода, по конструктивными особенностям, по типу грузозахватного органа, по области применения и другие. Мы предлагаем рассмотреть, на наш взгляд, одну из основных классификаций кранов – по области применения (источник: ABARUS Market Research по данным "Википедии").

Башенные краны обычно называют по-разному: и электрические краны, и строительные краны. Они обычно используются вместе с другим строительным оборудованием: стационарными бетононасосами и автобетононасосами, бетоносмесителями и др.

Можно выделить основные составляющие части башенного крана:
• башня (другое название – колонна);
• стрела;
• опорная часть;
• опорно-поворотное устройство;
• кабина машиниста;
• различные механизмы.

Механизмы башенного крана различают по функциональному предназначению: поворот стрелы, подъем груза, изменения вылета стрелы.

Сами башенные по классификации делятся на следующие категории:
• стационарные (неподвижно закрепленные на основании, не имеют возможности перемещения);
• передвижные по рельсовым путям (имеют возможность перемещения по кольцевому пути относительно стационарной опоры);
• приставные;
• самоподъемные (устанавливаются на конструкциях строящегося здания, по мере возведения сооружения, поднимаются при помощи специальных механизмов).

По конструкции башенные краны разделяют на краны с поворотной платформой (на подвижную часть крана (башню) устанавливаются рабочие механизмы.Модификации: автомобильные и на рельсовом ходу) и краны с неповоротной башней (такие краны по конструкции представляют собой катучий мост. Имеют большую грузоподъемность. Перемещаются по рельсам)


Ситуация на рынке башенных кранов в России

В разных странах по-разному относятся к вопросу строительства зданий высокой этажности посредством грузоподъемных машин. Например, в России при строительстве высотных зданий используют башенные краны, а в США высотные здания строят в основном с помощью подъемных рабочих платформ, закрепляемых на металлоконструкции здания или в лифтовых шахтах.

В строительном комплексе за последнее время существенно изменилась технология возведения домов. Крупнопанельное домостроение сократилось до 15 %. В основном строят кирпичные и монолитные здания, при строительстве которых необходимо применять железобетонные сваи, перекрытия, балконные плиты, лестничные марши и пр. То есть железобетон в обозримой перспективе останется основным строительным материалом.

Изменения в конструкции зданий и технологии строительства выдвинули новые требования к башенным кранам. Сегодня строятся высотные 16- и 20-этажные дома. Значит, требуется повышать скорость подъема груза.


Производство

В 1985 году на стройках СССР работали около 50 тыс. башенных кранов, ежегодное производство составляло 4 тыс. новых машин. После кризиса 1998 года в отечественном краностроении прослеживается устойчивая тенденция роста объемов производства. В 2004 году Росстатом были зафиксированы восемь предприятий-производителей башенных кранов грузоподъемностью свыше 5 т, а в 2005 году – семь заводов, в 2007 году – девять предприятий. При этом в 2006 году по сравнению с 2005 годом выпустили на 110 кранов больше, а в 2007 году по сравнению с прошлым периодом – на 159 кранов больше.

Табл. 1
Динамика производства башенных кранов грузоподъемностью 5 т и свыше в России, 1999-2007 годы

Год199920002001200220032004200520062007
Краны башенные г/п 5 т и выше (шт)253177111167263263392532
Изменение за период %24 %148 %44 %50 %5 %0 %49 %35 %


Рис. 1. Динамика производства башенных кранов грузоподъемностью 5 т и свыше в России, 1999-2007 годы.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ

Объемы производства башенных кранов грузоподъемностью 5 т и свыше растут высокими темпами: 2002-2004 годы – средние темпы прироста производства составили 50 %. В 2005 году объем производства не изменился по сравнению с уровнем 2004 года (263 шт.), зато в 2006 году прирост производства составил около 50 %: в 2006 году были произведены 392 крана, а в 2007 году – на 140 шт. больше.

В целом, наблюдается тенденция увеличения объемов производства с приростом, по меньшей мере, на 30 % в год, если такие темпы сохранятся, то в 2008 году суммарный объем выпуска башенных кранов по всем предприятиям составит около 700 шт.

Ситуация в ценовой конъюнктуре башенных кранов на протяжении рассматриваемого временного отрезка, естественно, менялась: если в 1999 г. средняя цена производителей на башенные краны составляла 879 513,9 руб. за 1 шт., то в 2000 году она увеличилась до 1 698 833,8 руб. за 1 шт. (93 % прироста). До 2000 года преобладал значительный прирост цен, после 2004 года ежегодный прирост не превышал 9 %. Средняя цена производителей башенных кранов в 2007 году составила 5 010 812,7 руб. за 1 шт.

Частично дефицит импортных кранов могут компенсировать российские производители, у которых в последнее время наметился устойчивый рост производства. Но многие организации все равно предпочитают машины зарубежных производителей.

Географическая структура производства башенных кранов

сегменты

Рис. 2. Структура производства башенных кранов по округам в 2007 году.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ

На протяжении последних трех лет структура производства башенных кранов по федеральным округам изменилась: если в 2005 году доля Уральского ФО в общем объеме производства составляла 38 %, то в 2007 году она стала равной 48 %. Ситуация в Центральном ФО обратная: в 2005 году его доля составляла 55 % выпуска по России, а в 2007 году – 45 %. Доля Северо-Западного ФО в общем объеме производства башенных кранов не превышала 7 % в течение 2005-2007 годов. В остальных ФО производство башенных кранов не ведется.

сегменты

Рис. 3. Структура производства башенных кранов по областям в 2007 году.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ

За период 2005-2007 годов доли Тверской и Ивановской областей уменьшились на 7 % и 5 % соответственно в общем объеме выпуска башенных кранов, тогда как доля Челябинской области практически дошла до половины выпуска всего объема башенных кранов в стране.


По материалам журнала "АДС-техника"

Кол-во просмотров: 14207
На правах рекламы
Яндекс.Метрика