ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
В Минстрое наградили победителей и финалистов IV Всероссийского отраслевого конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли»

Мероприятие провели замминистра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик и председатель оргкомитета конкурса, руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор. Встреча объединила специалистов и руководителей, представителей органов власти и бизнеса, а также партнеров конкурса, сыгравших важную роль в его организации, проведении и развитии. Конкурс «Лидер...

В Якутии за последние шесть лет построили 55 мостов

В Мирнинском районе Якутии открыто движение по новому мосту через реку Чуоналыр на региональной автодороге «Анабар». Это 55-й мост, построенный в республике за последние шесть лет. Строительство объекта было осуществлено в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», инициированного Президентом России Владимиром Путиным. На возведение моста было выделено более 476 млн рублей. ...

Участники III Всероссийского форума «Импортозамещение. Сделано в России» обсудили тему отечественного производства

В первый день деловой программы состоялось пленарное заседание Минстроя России и Ассоциации парков России на тему «Комфортная городская среда для российских семей. Социальные эффекты благоустройства», в ходе которого замминистра Алексей Ересько рассказал о достигнутых результатах, целях и задачах Правительства РФ и Минстроя России в направлении развития городской среды. «Основная оценка для нас...

Межведомственная комиссия включила в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства 168 недостроев

Межведомственная комиссия (МВК) по рассмотрению незавершенных объектов капитального строительства под председательством Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина приняла решение о внесении в реестр еще 168 недостроев и исключении из него 25 объектов, в том числе из-за реализации управленческих решений. «В федеральный реестр включаются незавершенные объекты, финансирование которых осущест...

Поздравление Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина с Днём народного единства

Дорогие друзья! Поздравляю вас с Днем народного единства! Праздник исторически символизирует сплоченность многонационального народа нашей великой страны и напоминает, как важно объединяться и вместе строить светлое будущее. Сегодня, в период всевозможных вызовов, именно единство и солидарность культур, традиций и обычаев являются основами успешного развития России. Наш долг – сохран...

Государственная поддержка способствовала созданию базы отдыха с доступными ценами в Приморье для резидента свободного порта Владивосток

Компания «Радио Приморье», резидент свободного порта Владивосток (СПВ), в сотрудничестве с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), открыла базу отдыха эконом-класса в бухте Триозерье Приморского края. Новый объект предоставит туристам возможность недорого и комфортно отдыхать в одной из самых живописных мест региона. Инвестиции в проект составили около 50 миллионов рублей, при этом...

10 Августа 2011

Рынок фронтальных погрузчиков

Рынок фронтальных погрузчиковФронтальный погрузчик – современная многофункциональная машина, предназначенная для погрузки и разгрузки сыпучих и мелкокусковых материалов, а также для производства земляных и планировочных работ в сельском, коммунальном хозяйстве, содержании и строительстве дорог, разработке грунтов и т.п.

Одноковшовые колесные фронтальные погрузчики являются машинами с высокой производительностью, обладающими, при относительной простоте конструкции, высокой маневренностью, мобильностью и транспортабельностью. При использовании дополнительного оборудования погрузчики могут осуществлять погрузку и разгрузку длинномерных грузов, уборку улиц, снегоочистку, строительно-монтажные и такелажные работы.

Производство стройтехники и погрузчиков в России

В России объём выпуска строительной техники с 2004 года увеличивался значительными темпами – в среднем по 15% в год. Особенно высоким общий прирост был в 2007 году (50,5%), а в 2008 году уже наступил небольшой спад. Кризисное падение (2009-2010 гг.) для разных видов строительной техники отличалось по интенсивности, но в целом отрасль потеряла около 70% своего объема.
Наиболее сильное падение испытало производство башенных кранов – 85%, серьезно пострадал и выпуск бульдозеров и экскаваторов – падение на 77% и 75% соответственно. Производство погрузчиков сократилось на 69% (см. табл.1). Сегмент дорожно-строительной техники оказался в чуть лучшем положении – выпуск автогрейдеров и автоукладчиков упал в среднем на 50%.

Картина динамики производства, изображенная на рис. 1, демонстрирует, что позиции фронтальных погрузчиков ослабевают на фоне производства других видов строительной техники. До 2007 года количество производимых фронтальных погрузчиков стабильно находилось посередине между бульдозерами и автогрейдерами. В 2008 году впервые автогрейдеров было произведено больше. В дальнейшем такой порядок сохранился. Таким образом, погрузчики выбыли из первой тройки наиболее популярных (т.е. производимых в наибольшем количестве) видов строительной техники. По всей видимости, даже после кризиса восстановить прежние масштабы производства погрузчиков не удастся. Причиной ослабления является конкуренция со стороны зарубежных машин, в первую очередь – китайских, которые в последние годы сосредоточили свои усилия именно на сегменте погрузчиков.
Рынок фронтальных погрузчиков

Таблица 1. Динамика структурного выпуска строительной техники российскими предприятиями, 2002-2010 гг., шт.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.


Рынок фронтальных погрузчиков

Рис. 1. Динамика структурного выпуска основных видов строительной и дорожно-строительной техники в России, 2003-2012 гг., шт.

Источник: ФСГС РФ, прогноз ABARUS Market Research

В настоящее время (имеется в виду кризисный и послекризисный период) в России производится порядка 500 фронтальных погрузчиков в год. При этом нормальный для российского производства уровень, то есть тот, который сформировался в период строительного бума, составляет 1500-1800 машин в год. Определение «нормальный» стоило бы взять в кавычки по той причине, что такой объем выпуска отстает от технических возможностей отечественных заводов, а также от потенциальных потребностей строительного хозяйства, что вызывает пессимистические оценки со стороны экспертов.

Белорусские производители выпускают фронтальных погрузчиков в 4 раза больше, и именно посредством белорусского производства удовлетворяется спрос на отечественную технику. В первую очередь, это, конечно, заводы ОАО «Амкодор». Среди наиболее крупных российских производителей погрузчиков можно отметить основную тройку: ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» (ЧСДМ), ОАО «Машиностроительный завод им.М.И.Калинина», ЗАО «Орел-Погрузчик» (орловские погрузчики).
Рынок фронтальных погрузчиков

Таблица 2. Производство погрузчиков ведущими российскими производителями, шт.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

Импорт погрузчиков в Россию

Импорт фронтальных погрузчиков в Россию до 2008 года стабильно увеличивался. Самыми активным периодом был интервал 2006–2008 гг. В условиях кризиса, в 2009-2010 гг. поставки существенно ниже, хотя разница между 2009 и 2010 г. показывает, насколько быстро готов восстановиться импорт в условиях платежеспособного спроса.
Рынок фронтальных погрузчиков

Рис. 2. Динамика импорта одноковшовых фронтальных погрузчиков в Россию, тонн

Источник. ABARUS Market Research по данным ФТС РФ.

По мнению Владимира Новоселова, заместителя главного редактора журнала «Строительная техника и технологии», основным конкурентным преимуществом нашей техники (российской и белорусской) остается низкая цена. Поэтому значительная часть машин закупается государственными и муниципальными организациями, не располагающими достаточными средствами на приобретение импортных погрузчиков. Конечно, нельзя сказать, что на отечественных заводах ничего не делается для повышения качества продукции. Все активнее применяется импортная комплектация (двигатели, трансмиссии, гидравлика и т.д.). Правда, цена такой техники становится все ближе к цене машин зарубежного производства. И, как правило, тот, кто может заплатить больше, склонен выбирать машину с мировым именем, несмотря на то, что многие российские предприятия внедрили у себя на производстве разнообразные системы менеджмента качества.

А в это время китайская экономика растет высокими темпами. Многие мировые лидеры спецтехники размещают здесь свои заводы за счет низкой себестоимости производства. Поэтому производство спецтехники в Китае оснащено современным оборудованием и самыми новыми технологиями. И китайцы, ориентируясь на активизацию строительной отрасли близлежащих стран, наладили масштабное производство разнообразной строительной техники, в том числе и погрузчиков. При этом российские потребители отмечают в китайской технике сочетание приемлемого качества и разумной цены. Приемлемость качества подразумевается в сравнении с российским.

На рис.2 хорошо видно, насколько быстро китайцы завоевывают российский рынок. Еще в 2005 году доля китайских погрузчиков не дотягивала до 10% от общего объема импорта, а в 2008 году их доля уже достигла почти 45%. В последующие годы относительные цифры китайского импорта немного колеблются, но общая тенденция видна абсолютно отчетливо – доля китайских погрузчиков во всем импорте приближается к 50%.
Рынок фронтальных погрузчиков

Рис. 3. Распределение импорта фронтальных погрузчиков по основным странам-поставщикам
Источник. ABARUS Market Research по данным ФТС РФ.

Причем, если учитывать распределение сил не в тоннаже, как представлено на рисунке, а в штучном выражении, то доля китайских погрузчиков уже перевалила за половину всего импорта, поскольку, как известно, китайское оборудование более легковесное и малогабаритное, по сравнению с российским и европейским.

Таким образом, если учесть, что импортных погрузчиков на российском рынке сейчас около 60%, то получается, что практически каждый третий погрузчик, продаваемый в России, будь то новый или подержанный, является машиной китайского производства.

Китайские производители

Как уже было сказано выше, и как справедливо отмечает В. Новоселов, основной конек китайских производителей строительной техники – фронтальные погрузчики. Китай можно смело назвать главным мировым производителем фронтальных погрузчиков, которых, по приблизительным оценкам экспертов, ежегодно выпускается порядка 100 тыс. машин в год.

Согласно данным журнала «Строительная техника и технологии», китайские компании, первыми начавшие освоение российского рынка – XCMG, SDLG, Longgong, – за короткий период сумели захватить наибольшую его часть. У компаний, начавших торговать в России немногим позднее, чем вышеупомянутая троица – Changlin и LiuGong, – доли рынка (до кризиса) были чуть ниже. Стоит упомянуть еще пару имен – Foton и Yutong. Еще один серьезный новичок – Cheng Gong.

Рынок фронтальных погрузчиковУ большинства из представленных на российском рынке китайских компаний заявленный модельный ряд погрузчиков рассчитан преимущественно для выполнения наиболее распространенного перечня работ в строительстве и коммунальном хозяйстве. Поэтому самыми продаваемыми у нас являются погрузчики грузоподъемностью 3 и 5 т. На долю этих машин приходится порядка 80% китайского импорта.

Постепенно отношение к строительно-дорожной технике из КНР меняется от полного недоверия к серьезной заинтересованности. Пока неединодушной, но учитывая, что многие модели китайских погрузчиков комплектуются лицензионными агрегатами известных мировых фирм, а также то обстоятельство, что китайцы гораздо быстрее, чем многие производители, реагируют на пожелания потребителей, то неудивительно, что количество российских поклонников китайской техники постепенно возрастает.

Зарубежные производители

В целом рост импорта новых погрузчиков как в благополучные времена, так и в кризис значительно превышает прирост отечественного производства: за 2007 год российский парк пополнился на 4600 фронтальных погрузчиков из-за рубежа, в 2008 г. – на 5700. Несмотря на общее докризисное увеличение поставок зарубежных погрузчиков в Россию, позиции прежних лидеров из Западной Европы, Японии и США пошатнулись. Наиболее крупные поставки (не включая китайцев) отмечаются у Hitachi, Volvo, Dressta, Hyundai, Caterpillar, Komatsu. Скорее всего, эти показатели демонстрируют тот максимум роста поставок техники на российский рынок, которого смогли достичь иностранные производители на имеющихся производственных площадях. Многие представители иностранных компаний констатировали, что более значительное увеличение поставок было невозможно из-за ограниченных производственных возможностей. В сложившихся условиях российским покупателям европейской, японской и американской техники приходилось ждать выполнения заказов очень продолжительное время – от года и более.

Журнал «Строительная техника и технологии» отмечает, что наибольший спрос на импортные погрузчики в России приходится на модели грузоподъемностью выше 4 т. Среди отечественных наиболее востребованы машины грузоподъемностью от 3 до 4 т.

Российские и белорусские производители

ОАО «Амкодор» (Минск)
Вот уже на протяжении почти двух десятилетий основным производителем фронтальных погрузчиков на постсоветском пространстве является белорусский «Амкодор». Правда, до начала 90-х годов он заметно уступал по объемам выпуска своему конкуренту – Орловскому заводу погрузчиков (ныне – ЗАО «Орел-Погрузчик»), изготовлявшему ежегодно около 2000 машин. Тогда «Амкодор» делал порядка 1500 погрузчиков. Однако уже в 1991 году белорусский завод ушел далеко вперед, и с тех пор «Амкодор» удерживает лидерство на территории СНГ.

ОАО «Амкодор» – это структура холдингового типа, объединяющая 8 юридических лиц: ОАО «Амкодор» (заводы «Ударник», «Дормаш» и «Дормашмет»), ЗАО «Амкодор-Уникаб», ЗАО «Амкодор-Пинск», ООО «Амкодор-Можа», ЗАО «Амкодор-Спецсервис», ОАО «Экспериментальный завод имени Н. Гастелло», ЗАО «Амкодор-Шклов», УП «Амкодор-Торг».

Устойчивый рост производства фронтальных погрузчиков на этом предприятии продолжается с 2003 года. В 2007 году выпуск увеличился на 10% и составил 3296 единиц. Сейчас заводом выпускается линейка погрузчиков, наиболее востребованных в диапазоне грузоподъемности от 2,5 до 7 т. Наиболее востребованными являются погрузчики грузоподъемностью от 3 до 4 т, выпуск которых составляет около 75% годовой программы предприятия. Также весьма популярны модели грузоподъемностью 5 и 6 т. На предприятии постоянно идет работа по созданию новых моделей техники.

Модельный ряд ОАО «Амкодор» представляет собой широкий спектр моделей и модификаций машин – погрузчики одноковшовые фронтальные и шасси погрузочные многофункциональные, погрузчики с бортовым поворотом и автопогрузчики вилочные, бульдозеры-погрузчики и экскаваторы-погрузчики и другие машины. За многие годы машины с маркой «Амкодор» завоевали репутацию высокого качества и надежности, они неприхотливы, выносливы и производительны в жестких условиях эксплуатации на самых разных работах.

Фронтальные погрузчики еще двух белорусских предприятий – Могилевского автозавода и Белорусского автозавода – известны в гораздо меньшей степени, чем погрузчики «Амкодор». В первую очередь это связано с небольшими объемами выпуска. В Могилеве делают погрузчик МоАЗ-40484 грузоподъемностью 7,5 т. Среднегодовой выпуск этих машин составляет порядка 40 единиц. «БелАЗ» изготавливает карьерный погрузчик грузоподъемностью 12 т.

ЗАО «ЧСДМ» (Челябинские строительно-дорожные машины) – одно из предприятий, входящих в Группу ГАЗ. По установленной холдингом программе Челябинский завод с недавнего времени ориентирован на выпуск фронтальных погрузчиков, а производство основной в недавнем прошлом продукции завода – автогрейдеров – сосредоточено на «Брянском арсенале». По итогам 2005 года ЧСДМ стал первым среди российских предприятий, обогнав ОАО «Машиностроительный завод им.М.И.Калинина». В дальнейшем предприятие продолжает сохранять за собьой лидерство, изготовив в 2007 году 400 погрузчиков, в 2008 году – 310, а в 2009 г. – 100 штук. Самой продаваемой моделью завода является погрузчик В-138 грузоподъемностью 3,8 т. В течение последних лет на ЧСДМ идет активное расширение модельного ряда. С 90-х годов единственной моделью был тяжелый погрузчик ТО-40, однако не так давно за довольно короткий период к нему добавились модели меньшей грузоподъемности, более востребованные на рынке.

Орловский завод погрузчиков (ЗАО «Орел-Погрузчик») 50 лет присутствует на рынке дорожно-строительной техники и является одним из крупнейших производителей колесных фронтальных погрузчиков в России. Этот опытнейший российский завод на протяжении многих лет был не в лучшей форме. С начала 90-х годов производство стремительно падало и не превышало на протяжении последнего десятилетия 200-300 единиц в год. С января 2006 года контрольный пакет акций «Орел-Погрузчик» принадлежит орловскому ЗАО «Дормаш». С приходом нового собственника на заводе проведена работа по повышению потребительских свойств выпускаемой продукции. В частности, осовременен дизайн погрузчиков. Снята с производства модель ПК-60-01 грузоподъемностью 6 т. Сейчас усилия сосредоточены на выпуске трех базовых моделей грузоподъемностью от 2,5 до 4 т. В последние годы почти половину годового выпуска составляют 3-тонные модели. С 2006 года заводом серийно изготовляется погрузчик ПК-2703К грузоподъемностью 2,7 т, оснащенный двигателем Cummins, ГМП Dana и рядом других агрегатов зарубежного производства. Еще одна модель – Д 3365 грузоподъемностью 6,3 т – выпускается единично по заказам потребителей. Кроме отечественного рынка и ближнего зарубежья, завод поставляет на экспорт продукцию в страны Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Благодаря высокой степени технологичности и унификации изделий достигнуто оптимальное соотношение цены и качества, обеспечены надёжность и ремонтопригодность.

Завод «Донецкий экскаватор» (Ростовская область), освоивший производство фронтальных погрузчиков в 90-х годах, на протяжении всего этого времени выпускает единственную модель погрузчика грузоподъемностью 3,5 т. В настоящее время предлагаются две версии – ЗТМ-216А и ЗТМ-216АРТ. Последняя отличается современным дизайном и эргономичной кабиной. В 2007 году завод освоил выпуск нового вида продукции – автокранов. Вероятно, по этой причине почти вдвое было снижено производство фронтальных погрузчиков, составившее 47 единиц.

С 2006 года началось освоение серийного выпуска фронтальных погрузчиков на «ЧТЗ-Уралтрак». Первенцем стал ПК-46 серии PROFFI грузоподъемностью 4,6 т. Машина создана с применением узлов и комплектующих от известных европейских производителей – ZF, Forsheda Polipac, Danfoss и др. Первые погрузчики ПК-46 показали в эксплуатации хорошие результаты. Аналогичный подход был применен при создании следующих образцов погрузчиков серии PROFFI. В 2007 году ЧТЗ разработал ещё две модели погрузчиков: ПК-30 грузоподъемностью 3 т и ПК-65 грузоподъемностью 6,5 т. Среди отличительных особенностей погрузчиков серии PROFFI можно отметить ведущие мосты и автоматические КП фирмы ZF, следящую систему управления поворотом и рабочими органами погрузчика с устройством удаления воздуха из гидросистемы (ноу-хау ЧТЗ), джойстиковую систему управления, кинематическую схему погрузочного оборудования, которая позволяет автоматически возвращать ковш из положения разгрузки в положение набора грунта, применение панорамных стекол и т.д. В настоящее время ЧТЗ проводит работу по расширению производственных мощностей. Планируется дальнейшее расширение модельного ряда.

В. НИКОЛЬСКАЯ, директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research

Кол-во просмотров: 15122
На правах рекламы
Яндекс.Метрика