-Как Вы можете охарактеризовать текущее состояние российской строительной отрасли? Удалось ли ей восстановиться после кризиса 2008 года?
По нашим ощущениям, в целом рынок отыграл утерянные позиции и чувствует себя не хуже, чем в 2008 году. Однако структура его изменилась. Наблюдаемый рост обусловлен в большей степени развитием сегмента частного домостроения, которое продолжало развиваться и на пике кризиса. Что касается других сегментов, то здесь, конечно, был ощутимый спад, а чтобы достичь прежних объемов, нужно время для привлечения инвестиций, подготовки и согласования проектной документации. Поэтому восстановление происходит гораздо медленнее. Тем не менее, и здесь мы наблюдаем положительную тенденцию, связанную главным образом с государственными программами развития регионов и размораживанием объектов 2008-2009 годов.
-Возможна ли вторая волна кризиса в строительстве?
Это вопрос к экономистам и политикам, хотя, боюсь, и они не знают на него ответа. Поэтому давайте говорить о том, что мы видим. Сегодня мы наблюдаем лишь небольшой традиционный сезонный спад и не видим повода для паники. Впрочем, тут многое зависит от специфики предприятия. Например, у нас такого повода не было и в 2008-2009 годах. Наличие ассортиментной линейки, покрывающей потребности всех сегментов рынка, а также территориальная рассредоточенность производства и широкая дилерская сеть позволяют нам диверсифицировать риски.
-Как за последние 10-15 лет изменились предпочтения застройщиков и девелоперов в части применяемых технологий строительства?
Радикально. 15 лет назад российские застройщики и девелоперы если и имели представление о быстровозводимых зданиях, каркасном и малоэтажном строительстве, то это были чисто энциклопедические познания. Сегодня целые сегменты рынка полностью переориентированы на эти технологии. Например, сейчас всё реже и реже строят заводские корпуса, торгово-развлекательные центры, спортивные комплексы или складские терминалы из бетона. Иногда из бетона отливают небольшую часть несущего остова здания, которая дополняется впоследствии металлокаркасом. Постепенно заканчивается и эпоха панельных многоэтажек, хотя это еще не для всех очевидно. Во всяком случае, государственная жилищная и социальная программа, как известно, базируется на концепции малоэтажного строительства, а это, в первую очередь, каркасные дома.
К сожалению, на рынке частного домостроения инерция пока что слишком велика. Если современные кровельные покрытия здесь достаточно быстро и успешно вытеснили устаревшие материалы, то сами дома продолжают строиться в основном по старинке: из кирпича, пеноблоков, бруса и т.п. Во многом это объясняется противодействием переменам со стороны строителей, которые потеряют значительную часть стоимости своей работы, если переориентируются на монтаж домокомплектов заводской готовности. Также играет роль менталитет: у нас принято считать, что хороший дом – это каменный дом. На самом деле потребитель только выиграет, если сможет перешагнуть через этот стереотип, так как получит более надежное, долговечное, функциональное и быстрореализуемое решение за существенно меньшие деньги.
-Как эволюционируют материалы, применяемые при строительстве быстровозводимых зданий, в частности – сэндвич-панели? Что нового предлагают рынку производители «сэндвичей» сегодня?
Примерно 5-7 лет назад рынок был насыщен продукцией, произведенной методом ручной стендовой сборки. Естественно, серьезно говорить о качестве такой продукции нельзя. Постепенно производителей, использующих эту технологию, становилось всё меньше, однако ей на смену пришли непрерывные линии эконом-категории, где также широко используется ручной труд. Поэтому неудивительно, что потребитель постоянно сталкивается с серьезными проблемами, связанными с ненадлежащим качеством и низкими эксплуатационными характеристиками сэндвич-панелей. И только появление в России современных непрерывных автоматических линий (например, ROBOR) позволило радикально повысить качество продукции и практически полностью исключить его зависимость от человеческого фактора. Это действительно революционный скачок. Однако ввиду немалой стоимости таких линий, в России их пока можно пересчитать по пальцам: две работают на предприятиях Группы компаний «Металл Профиль» и еще несколькими владеют другие компании.
Но даже использование самого современного оборудования не всегда является гарантией качества. Многие производители, пытаясь удешевить продукцию, снижают ее эксплуатационные характеристики за счет качества составляющих. Так, в последнее время на рынке появились сэндвич-панели с сердечником из минваты пониженной (примерно на четверть) плотности. По стоимости она более привлекательна, однако добиться стабильности характеристик подобной минваты практически невозможно.
К сожалению, игры с качеством – это тенденция, которая характерна сегодня и для рынка в целом, что в конечном итоге подрывает доверие потребителя к производителям строительных материалов и конструкций. Мы считаем, что такой подход категорически неприемлем.
Что касается новинки этого года, то здесь я бы отметил легкие сэндвич-панели Airpanel с сердечником из пенополиуретана или пенополиизоцианурата. Такое решение давно и успешно применяется в Европе и имеет целый ряд эксплуатационных преимуществ, включая высокие теплотехнические характеристики.
К традиционным видам полимерных покрытий, применяемым для защиты листовой стали от агрессивных сред и механических воздействий (таким, как полиэстер и пластизол), добавились новые. «Металл Профиль» традиционно является пионером в продвижении на российский рынок новых покрытий. Это, например, Colorcoat Prisma, Granite Cloudy, VikingMP и др. Полиуретановые покрытия позволяют значительно улучшить эксплуатационные характеристики и повысить долговечность сэндвич-панелей, что особенно актуально для России с ее разнообразием климатических условий, вплоть до соленой атмосферы побережья или промышленных зон с агрессивной средой. Конечно, этот материал находит самое широкое применение также и в кровельных покрытиях или в производстве облицовки навесных вентилируемых фасадов.
-Очень часто противники использования технологий «быстрого» строительства аргументируют свою позицию низкими эстетическими свойствами сэндвич-панелей, а также ограниченными возможностями, которые дают эти технологии архитекторам и дизайнерам. Как Вы можете прокомментировать такую точку зрения?
Не могу не отметить инновационное решение, которое предлагает рынку «Металл Профиль». Это сэндвич-панели поэлементной сборки (СП ПС), чьей основой является сэндвич-профиль, в полость которого вкладывается утеплитель из легкой минваты, а сверху устанавливается облицовка. Использование СП ПС позволяет уйти от достаточно скучных фасадов, формируемых традиционными клееными сэндвич-панелями, ведь в качестве облицовки СП ПС может применяться огромный ассортимент материалов – от фасадных кассет до керамогранита или профилированного листа различных видов.
Появление новых видов полимерных покрытий для стали также немало способствует расширению палитры дизайнерских и архитектурных решений. Например, наша палитра включает более 40 оттенков, в том числе 13 цветов «металлик» и даже два специальных матовых оттенка, создающих эффект керамического кирпича или сланцевой плитки. В сочетании с разнообразием геометрических форм облицовок всё это дает практически безграничные возможности для архитектурной фантазии.
-В этом году Группе компаний «Металл Профиль» исполняется 15 лет. Ее становление и развитие пришлось на период развития в России рынка технологий и материалов для быстровозводимых зданий и вентилируемых фасадов. С чего Вы начинали и к чему пришли сегодня?
Не будет преувеличением сказать, что за минувшие годы мы прошли огромный путь. Чтобы проиллюстрировать это, я приведу несколько цифр. Группа компаний «Металл Профиль» начинала свою деятельность как небольшое предприятие по производству металлочерепицы на базе единственного арендованного цеха в Зеленограде, где стояли 2 производственные линии и работали 20 человек. Сегодня у нас 12 заводов, где установлено более 150 производственных линий, свыше 50 региональных представительств и почти 4 тысячи человек персонала. За прошлый год оборот компании составил 29,3 млрд. рублей, а суммарный объем переработки – более 600 тысяч тонн тонколистовой стали. Ассортимент выпускаемой продукции также изменился радикально: сегодня мы предлагаем весь спектр материалов и комплектующих, необходимых для комплектации «под ключ» кровель и навесных вентилируемых фасадов. Кроме того, мы являемся одним из лидеров в производстве трехслойных сэндвич-панелей, а также практически единственным в России и СНГ производителем продукта нового поколения – сэндвич-панелей поэлементной сборки. Вот несколько цифр, характеризующих объемы производства Группы компаний «Металл Профиль». За 2010 год было произведено более 22 млн. м2 металлочерепицы, более 48 млн. м2 различных видов профилированного листа, около 2 млн. м2 сэндвич-панелей, более 5 млн. м2 фасадной облицовки – от сайдинга до фасадных кассет.
-На что компания делает ставку в современных условиях? Что может предложить потребителю?
Мы предлагаем полнокомплектные решения для возведения ограждающих конструкций: стен, фасадов и кровель. Комплексные решения – это равный срок эксплуатации для всех элементов конструкции и их стабильно высокое качество, т.к. мы ответственно относимся к выбору поставщиков и комплектующих. Кроме того, используя наши типовые проектные решения, партнеры «Металл Профиль» могут сэкономить время и трудозатраты на разработке проектной документации.
В своей работе мы делаем ставку на качество продукции. К сожалению, не все производители сегодня разделяют эту позицию, поэтому рынок наводнила продукция, по своим эксплуатационным характеристикам зачастую не соответствующая даже элементарным требованиям безопасности. Один из характерных примеров – несущая подконструкция вентилируемых фасадов, на которой экономят все, кому не лень. В частности, нередки случаи, когда кляммеры, удерживающие тяжелые керамогранитные плитки на вентфасаде высотного здания, можно разогнуть пальцами, а ведь это прямая угроза жизни и здоровью людей. Другой пример – сэндвич-панели со сниженной плотностью утеплителя – я сегодня уже приводил.
Мы занимаем в этом вопросе принципиальную позицию. Даже если нет жестких стандартов, мы разрабатываем на всю выпускаемую продукцию технические условия, которые гарантируют потребителю ее высокие эксплуатационные свойства. Например, если говорить о тех же кляммерах, то мы изготавливаем их из окрашенной оцинкованной или нержавеющей стали толщиной 1,2 мм. Казалось бы, это частный пример, ведь речь идет об одной маленькой детальке. Но, как известно, дьявол кроется в деталях.
И точно так же мы подходим и к производству любых других видов продукции. Те деньги, которые многие производители тратят на «откаты» (что греха таить: строительная отрасль России – один из лидеров по их объему), мы предпочитаем вкладывать в модернизацию производства и поддержание качества продукции.
Конечно, ее себестоимость – не самая низкая в отрасли, и мы не можем предложить потребителю демпинговых цен, но зато можем гарантировать стабильное качество. Группе компаний «Металл Профиль» 15 лет, и наш приоритет – стратегическая перспектива, а не сиюминутная выгода.
-А каковы ваши планы на будущее?
Оставаться и впредь производителем № 1, наращивать объемы производства, осваивать новые ниши, укреплять свои позиции на рынках России и СНГ.
Если же говорить о развитии и ассортиментной политике, то мы постоянно предлагаем потребителю что-то новое. В минувшем 2011-м это были два новых вида полимерных покрытий, профиль из прозрачного поликарбоната, новый профиль металлочерепицы, повторяющий форму классической плитки шоколада, а также легкие трехслойные сэндвич-панели Airpanel с наполнителем из пенополиуретана и пенополиизоцианурата. Были введены в строй два новых завода. Еще одно производство – одно из крупнейших в составе Группы компаний – будет запущено в Новосибирске к Новому году.
В 2012-м планируем начать выпуск шести видов линеарных панелей с абсолютно новой геометрией, которая позволит исключить существующие сегодня проблемы облицовки фасадов сложной конфигурации. Аналогов этой продукции сегодня на рынке нет.
Есть и другие планы, но если рассказать сразу обо всем, то потом будет не так интересно. Мы никогда не останавливаемся на достигнутом и смотрим в будущее. Именно благодаря этому компания успешно преодолела все кризисные периоды, которых за минувшие 15 лет было в жизни страны немало, сумела достичь тех результатов, о которых я сегодня рассказал.