История объемов грузооборота в России не лишена драматических событий. На рис. 1 видно резкое падение грузопотока после 1990 г., притом что до 1990 г. не учитывался объем газопроводного транспорта. Падение грузооборота в значительной степени связано с сокращением объема межотраслевых перевозок грузов при повышении потребительского рыночного сегмента в процессе перехода российской экономики от плановой к рыночной. После 2000 года объем перевозки грузов медленно растет на 2-3% в год. Причем динамика роста с течением времени убывающая – в предкризисном 2007 году прирост составил всего 1,6%.
Рис. 1. Динамика перевозки грузов транспортом в 1970–2010 гг., млн. тонн
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ (Росстат).
В 2008 году активность грузоперевозок приостановилась (прирост 0%), а в 2009 году произошло резкое снижение – на 21%. Как показывает история, восстанавливается грузооборот после кризисных потрясений медленно. В частности, после падения в первой половине 90-х годов на 54% показатели грузоперевозок на положительные приросты вышли только в 2000 году. После нынешнего снижения в 2010 году прирост был положительным, но небольшим – всего 2,4%.
Рис. 2. Распределение объемов грузоперевозок и грузооборота по видам транспорта в 2010 г., %
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ (Росстат).
Большая часть грузоперевозок (млн. т) в России осуществляется с помощью автомобильного транспорта – 68,5% в 2010 г. На железнодорожный транспорт приходится 15,8%. Трубопроводный имеет тоже довольно существенную долю – почти 14%. На воздушный и водные виды транспорта остается не более 2% от всего объема перевозки грузов. Однако показатели грузооборота (млрд. т-км) у перечисленных видов транспорта различны. В частности, ведущий автомобильный транспорт в общем объеме грузооборота располагает только 4,2%, а на железнодорожный приходится 42,3%. Лидером по скорости доставки грузов является трубопроводный транспорт – в общем объеме грузооборота он занимает практически половину.
Таблица 1
Грузооборот транспорта в 2010 г., млрд. т-км
Источник. ФСГС РФ (Росстат).
В плане темпов восстановления грузооборота в 2010 г. лидировала транспортная авиация – плюс 32% к обороту 2009 г., поскольку именно она сильнее всех пострадала в период кризиса. Автомобильный транспорт прирос на 10,6% в грузообороте, а железнодорожный – на 7,8%.
Грузоперевозки в начале 2011 г.
По данным Росстата в феврале 2011 года объем перевозок грузов организациями всех видов транспорта (без трубопроводного и железнодорожного транспорта необщего пользования) составил порядка 571,3 млн. т (109,0% к уровню соответствующего периода 2009 года), грузооборот – 384,1 млрд. т-км (105,5%). В целом начало года можно охарактеризовать как достаточно активное.
Рис. 3. Динамика перевозки грузов транспортом по месяцам в 2009–2011 гг., млн. тонн
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ (Росстат).
В структуре погрузки грузов на железнодорожном транспорте по-прежнему преобладают каменный уголь, нефть и нефтепродукты, строительные грузы, руда железная и марганцевая. В 2010 г. их суммарная доля в общем объеме погрузки составила 64,4%.
Таблица 2
Объем погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте*
Источник. ФСГС РФ (Росстат).
* В среднесуточном исчислении погрузка грузов в феврале 2011г. составила 106,2% к уровню предыдущего месяца
Также достаточно весомыми товарными категориями являются черные металлы, химические и минеральные удобрения, лесные грузы, цветная руда, цемент. Кстати, строительные грузы и цемент стали лидерами в феврале 2011 года по темпам восстановления грузоперевозок. Объем строительных грузов увеличился на 21,1% по сравнению с февралем 2010 года, а объем цемента – на 18,2%. Это может говорить о постепенном восстановлении строительных процессов в экономике.
Наиболее популярные виды транспорта
Наибольший объем грузоперевозок в России приходится на автомобильный транспорт. Его доля в общей сумме, приходящейся на железнодорожный и автомобильный транспорт, в рамках рассматриваемого периода (с 2000 г. по 2010 г.) составляет более 80%. При этом доля железнодорожного транспорта в 2000-х гг. находилась на уровне 14-15%, но при этом испытывала колебания. По данным РЖД, за 2009 год в целом по стране объем грузоперевозок снизился на 15% до 1,1 млрд. т. Но в 2011 г. значение автотранспорта продемонстрировало уменьшение – а доля железной дороги в объеме грузоперевозок увеличилась до 19%, превысив уровень 1970 г.
Это произошло потому, что в 2010 г. объем перевозки грузов автомобильным транспортом сократился на 7,3% до 5235,3 млн. тонн (беспрецедентно низкий показатель за последнее десятилетие), в то время как грузоперевозки на железной дороге увеличились на 8,7%.
Таблица 3
Перевозки грузов в РФ в 2000-2010 г., общий объем и по основным видам транспорта (млн. тонн)
Источник. ФСГС РФ (Росстат).
Рис. 4. Динамика перевозки грузов железнодорожным и автомобильным видами транспорта, млн. тонн
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ (Росстат).
Рис. 5. Динамика соотношения железнодорожного и автомобильного транспорта, %
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ (Росстат).
В прошлом году со стороны руководства железной дороги поступало много предложений, внедрение которых позволило бы увеличить загрузку железнодорожного транспорта.
В частности, президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин неоднократно призывал уравнять условия грузоперевозок железнодорожным и автомобильным транспортом. Он предложил ввести нормы, при которых в тариф автомобильных грузоперевозчиков была бы включена «инфраструктурная» составляющая, как это сделано в железнодорожных тарифах и при авиаперевозках (там эту роль выполняют аэронавигационные сборы).
14 апреля 2010 г. вице-премьер Сергей Иванов заявил о том, что не исключает возможности взимания платы за проезд по российским дорогам с фур грузоподъемностью выше 12 тонн. По логике правительства, эта мера позволит переориентировать грузоперевозчиков на железнодорожный транспорт и разгрузить дороги. Так как, по словам вице-премьера, за содержание дорожной сети платят не грузоперевозчики, а государство.
Однако, по мнению экспертов, торопиться с введением подобных платежей нельзя, так как эта мера может привести к разорению малого бизнеса, в основном и владеющего фурами. Действительно, данные по автоперевозкам, представленные в рис. 6, не учитывают объемов работ мелких компаний, на которые в общей сложности приходится более 90% этого сегмента рынка.
Однако сам инструмент платежей не будет введен так скоро, как этого хотелось бы государству, потому что брать плату за проезд большегрузов на данный момент мешает отсутствие специального оборудования (оценивающего грузоподъемность машин). Поэтому новшество не введут, пока не будет подготовлена вся техническая база – по расчетам правительства, это может случиться не раньше 2011 года.
Впрочем, по мнению представителей бизнеса, даже введение платы за проезд с большегрузов не придаст дополнительной популярности железнодорожным перевозкам. Сейчас даже продукция металлургии и многие другие тяжелые товары перевозятся на автомобильном транспорте, потому что это дешевле. А главное – быстрее. Рейсы даже при текущем уровне загруженности ходят по сложным, далеко не всегда эффективным расписаниям, иногда простаивают. Поэтому железная дорога не подходит для доставки срочных грузов. Кроме того, для перевозок через РЖД предъявляются завышенные требования к сопровождающим документам. Поэтому автодороги сохранят свою популярность1.
Итоги 2010 года говорят о том, что с помощью тех или иных мер, но популярность железнодорожного транспорта все-таки была повышена, что позволило грузообороту вырасти в большей степени по сравнению с увеличением отгрузки (напомним: прирост грузооборота составил 6,9% в 2010 г. по сравнению с 2009 г., а прирост грузоперевозок – 2,4%).
Таблица 4
Индексы тарифов на грузовые перевозки по видам транспорта в 2010 г. на конец периода, в %
Источник. ФСГС РФ (Росстат).
В некоторой степени сыграло свою роль сдерживание тарифов. В частности в последнем квартале 2010 года тарифы на перевозки железнодорожным транспортом практически не увеличивались, в отличие от автомобильного.
1 Использованы материалы газеты «Взгляд» от 14.04.2010 г.
В. НИКОЛЬСКАЯ, директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research