В Екатеринбурге были представлены инициативы по улучшению норм строительства и проектирования для бюджетных объектов, таких как школы, детские сады, стадионы, дворцы культуры и другие государственные сооружения. Все предложения о направлениях изменений в нормативно-правовых актах, включая нормы строительства и законодательство о закупках для строительства муниципальных и государственных объектов, были адресованы Минфину России и Минстрою России.
Ниже представлены семь основных предложений от строителей и проектировщиков для федеральных властей:
1.Проблема срыва сроков строительства из-за демпинга (ценовой конкуренции) считается основной для большинства участников отрасли. Предложено внести поправки в законодательство, чтобы закупки на строительство и реконструкцию осуществлялись только через конкурсный отбор, где оценивался бы опыт подрядчика, а не только цена предложения.
2.Индекс прогнозной инфляции, который рассчитывается на один год, оказывает негативное воздействие на стоимость строительства, продолжающегося на протяжении нескольких лет. Предложено властям распределять бюджетные средства на строительство муниципальных объектов уже после выбора подрядчика, чтобы обеспечить необходимое финансирование на все этапы проекта.
3.В случае возникновения ситуаций с «нецелевым использованием бюджетных средств» или «неэффективным использованием бюджетных средств» после завершения строительства объекта, появляются протоколы и судебные разбирательства. Заказчики предлагают конкретизировать эти понятия в бюджетном кодексе или исключить их из Кодекса административных правонарушений, чтобы избежать неоднозначностей и судебных разбирательств.
4.Подрядчики выражают недовольство неравными условиями договоров с заказчиками, особенно в части штрафных санкций. Если подрядчик не соблюдает сроки строительства, ему приходится платить штраф в размере 0,1 процента от общей суммы договора за каждый день задержки. Однако, если заказчик задерживает оплату, он платит всего 0,01 процента за каждые десять дней просрочки, что позволяет ему неспешно осуществлять оплату. В результате подрядчики сталкиваются с убытками из-за задержек оплаты, которые могут достигать до 180 дней.
5.Исполнители работ настаивают на закреплении на законодательном уровне равных штрафных санкций как для заказчика, так и для подрядчика, а также введении отсрочки платежа до 7 дней, аналогичной положению 44-ФЗ.
6.Кроме того, в процессе проектирования объектов здравоохранения, культуры, спорта и образования допускается участие компаний без опыта работы с такими объектами, что приводит к задержкам и срывам федеральных программ. Предлагается учитывать специализированный опыт работы при выборе исполнителя для предотвращения подобных проблем.
7.Строители высказывают неудовлетворение тем, что заказчики часто отказываются признавать ошибки в проектной документации, даже когда на них указывается. Они предлагают закрепить обязанность заказчика устранять ошибки в документации без необходимости повторной экспертизы.
Кроме того, участники рынка требуют запретить замену материалов на более дешевые аналоги во время экспертизы проекта и включить стоимость логистики в обязательный порядок формирования смет.
Вышеперечисленные предложения были озвучены на некоммерческом всероссийском и международном форуме по закупкам в строительстве и проектировании WorldBuild/StateContract, который уже проводится в столице Урала четвертый год подряд. Организаторы форума подчеркивают, что предложения участников форума активно рассматриваются в федеральных органах власти. Дополнительные предложения и информацию о форуме можно найти на сайте www.стройзакупки.рф