Эковата – это теплоизоляционный материал, основой которого является целлюлоза. Производится эковата из макулатуры или бумажно-пластиковой упаковки, переработанных на специальном оборудовании. В структуре эковаты: 80 % это собственно бумага (целлюлоза), а 20 % - химические добавки, которые служат антисептиками и антипиренами. Указанные химические добавки в составе эковаты являются безвредными для человеческого организма, именно поэтому этот теплоизоляционный материал в своём названии содержит слово «эко». Впрочем, в разных странах, где эковата нашла широкое применение, она называется и брендируется по-разному: изофлок, термофлок, эковулл и т.п.
На производственных конвейерах эковату довольно сильно спрессовывают для компактности при упаковке и транспортировке. Посему, при укладке эковату слегка распушивают, но если укладка ведётся, например, в конструкцию кровельного «пирога», то эковату вручную спрессовывают до пружинистого состояния. Эковату укладывают как вручную, так и задувают при помощи пневмоустановки.
Эковата заполняет собою все пустоты и щели, создавая высокоэффективный теплозащитный барьер. Именно это свойство целлюлозного утеплителя позволяет применять эковату в каркасном и традиционном домостроении. Помимо высоких теплоизолирующих характеристик, эковата обладает ещё и высоким уровнем шумоподавления.
Помимо эковаты на российском рынке присутствуют и другие теплоизоляционные материалы, технология производства которых базируется на целлюлозе или с применением отходов целлюлозы. Так, ещё задолго до появления самого термина «эковата», в строительстве нередко применялись флокирующие установки, распыляющие на утепляемые или отделываемые поверхности целлюлозные хлопья с клеевым составом. Но массового применения, столь популярного, как в случае с задуваемой эковатой, указанная технология не получила.
При строительстве домов из дерева зачастую используют межвенцовый утеплитель из целлюлозы под названием Райв. Он изготавливается в ленточном и блочном исполнении. Широкого применения, аналогичного эковате, - не нашёл.
В то же время рынок эковаты подрастает в среднем на 20 % в год. Это говорит о тенденции растущей популярности эковаты у потребителей. Стремясь заполнить нишу спроса, в России появляются уже не экспериментальные, а полномасштабные предприятия по производству эковаты. Это оправдано, ведь «эко» - это ещё и «эконом».