В проекте бюджета 2009 года на реформирование ЖКХ были выделены почти 60 миллиардов рублей. После секвестирования и перенаправления средств на другие нужды страны, остаток, направляемый на реформы, составит едва ли 150 миллионов рублей.
Впрочем, не всё так плохо. Дофинансирование будет вести Всемирный банк при непосредственном участии и курировании процесса фондом реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Вовлечение в отечественное, извечно проблемное ЖКХ столь пока ещё странной структуры, как Всемирный банк, - покрыто тайной за семью замками: ни в правительстве, ни в фонде реформирования ЖКХ нам не смогли внятно ответить, на каких условиях будет вестись финансирование, какие цели в итоге будут достигнуты и, наконец, будет ли и дальше, как всегда в России, зима «приходить внезапно»…
Общеизвестно, что финансовые потоки в ЖКХ непрозрачны, нагружены интересами чиновников разных уровней, а, кроме прочего, утяжелены ещё и противоречиями, возникшими при активизации процессов функционирования частных управляющих компаний (УК) и товариществ собственников жилья (ТСЖ) в сфере эксплуатации жилых городских домов и микрорайонов.
-Участие инвестора в столь проблемной сфере, как отечественное ЖКХ, прежде всего, говорит об огромной ёмкости нашего рынка, - считает аналитик ИА «Норма» В. Хлебников. – Какие бы цифры сегодня ни назывались (а нам приходилось видеть цифры от двух миллиардов до двух триллионов рублей), эти цифры будут неверными. Точно одно: несмотря ни на какие кризисы рынок коммунального хозяйства всегда будет расти. Дифференциация работ и услуг на этом рынке позволяет кормиться многим и многим. Это и магистральные сети, и сети внутридомовые, и обслуживание этих сетей; это сантехники, электроприборов, приборов учёта; это также и ремонтные работы в домах и квартирах и множество самых разных услуг.
-Интерес инвестора здесь понятен, - продолжает В.Хлебников. – Но и факт привлечения инвестирования говорит о серьёзных со стороны правительства планах кардинального реформирования ЖКХ. Уже видны две тенденции в русле этого реформирования. Первая тенденция характеризуется тем, что западная модель, при которой домом или макрорайоном управляет частная компания или ТСЖ, эта модель в России обречена на несостоятельность. Не будет у нас столь много эффективных управленцев для того, чтобы они возглавили и хорошо управляли таковыми образованиями как ТСЖ и УК. А банкротство или даже просто неэффективная работа структур ЖКХ чреваты социальными потрясениями. ТСЖ и УК останутся в коттеджных посёлках, бывших дачных посёлках и домообразованиях закрытого типа. Повсеместно в городах России дома и микрорайоны будут преданы под управление крупным управляющим компаниям, прообразом которых сегодня являются дирекции единого заказчика (ДЕЗы).
Вторая тенденция в реформе ЖКХ – интересы чиновников останутся учтёнными. Так, например, в ряде городов, в том числе и в Москве, ДЕЗы будут акционироваться, а часть акций передаваться главам управ и префектур. Нельзя сказать, что это плохо, хотя, возможно, это временная мера. Видимо, территориальный чиновник всё же должен быть мотивирован (законно) от результата работы ЖКХ на «его» территории. Это тот случай, когда бизнес намертво связан с необходимостью наличия административного ресурса.
Несмотря на закрытость всех процессов, связанных с преобразованиями в жилищно-коммунальном хозяйстве, они, тем не менее, происходят. Остаётся простым обитателям «пятиэтажек и девятиэтажек» верить в то, что страна на правильном пути, и, как знать, может быть, лет через 10 премьер-министру уже и не придётся проводить общефедеральное совещание о готовности коммунальщиков к зиме.
Обсуждение статьи на форуме