Напомним, право провести ЧМ-2018 Россия получила в декабре 2010 года, и изначально в ее заявку входили 13 городов: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саранск, Волгоград, Ростов-на-Дону, Сочи, Краснодар и Екатеринбург. Уже тогда было известно, что в итоге право принять у себя турнир получат 10 или 11 городов. В итоге чемпионат пройдет в 11 городах и 12 стадионах, которые выбрала Международная федерация футбола. Вне списка ожидаемо оказался Ярославль и неожиданно - Краснодар.
Предполагалось, что ФИФА (Международная футбольная ассоциация) беспристрастно, без откатов и прочих хитросплетений выберет тех, у кого будут не только арены необходимой вместимости, но и вся необходимая инфраструктура: отели, дороги, сервис, рестораны, пабы, ж/д и транспортные развязки, уровень компетентности местной власти и полиции и т.д.
За 6 лет до проведения спортивного форума портал www.stroyka.ru рассматривает города и стадионы на предмет готовности.
Москва.
В настоящий момент в столице функционируют лишь два стадиона, отвечающие высоким стандартам FIFA. При этом оба в настоящий момент не могут принимать матчи чемпионата мира. В «Лужниках» после возведения козырька не растет натуральный газон, а «Локомотив» не отвечает требованиям по вместительности.
Параллельно в Москве строятся еще 3 стадиона: «Спартак», «Динамо» и ЦСКА. Такие мощные корпорации как «ЛУКОЙЛ» и «ВТБ-24» финансируют возведение этих объектов, но пока строительство ведется крайне вяло. Лишь будущий стадион «Спартак» на Тушинском поле продвинулся далее фундамента.
Про инфраструктуру говорить в восторженных тонах не приходится: столица до сих пор лишь частично освоила стандарт связи 3G, даже умеренные по силе дожди затапливают городские улицы, а шикарные отели нивелируются отсутствием парковок и бесконечными пробками.
Санкт-Петербург.
Портал www.stroyka.ru уже рассказывал о стадионе-долгострое в Питере. Федеральные власти, питерские чиновники и "Газпром" усиленно пытаются спихнуть достраивание стадиона "Зенита" друг на друга. Не ускоряют процесс строительства и бесконечные перепланировки, смена подрядчиков и редактирование бюджета. В настоящий момент ведется возведение лишь чаши арены.
Про проблемы инфраструктуры и городского хозяйства Санкт-Петербурга, помноженные на сложные климатические условия, знают, кажется, все.
Однако, можно не сомневаться, что Питер, находящийся на особом счету у нынешних государственных лидеров, к ЧМ-2018 подойдет вовсеоружии.
Казань.
В столице Татарстана, относительно других регионов, дела обстоят неплохо. Город готовится принимать крупнейший спортивный турнир «Универсиада-2013», посему подготовка идет полным ходом. Очень удачное стечение обстоятельств: построенный к Универсиаде большой стадион «универсального», «олимпийского» типа послужит для чемпионата мира в 2018 году и для региона в целом, например, как концертная площадка. С точки зрения телекоммуникаций – Татарстан среди самых передовых регионов РФ. А вот состояние дорог можно проиллюстрировать заголовками местных изданий за 2012 год: «В Казани необходимо в 3 раза больше дорог, чем есть сейчас», «На выезде из Казани не работает ливневка: дороги превращаются в мини-реки», «На проспекте Ямашева еще один "КАМАЗ" провалился под асфальт». Думается, подобные дорожные проблемы казанские власти способны решить еще до 2018 года.
Сочи.
Аналогичная ситуация и в Сочи, где город активно меняется в преддверии крупного спортивного форма, в связи с чем развернуто глобальное строительство дорог, отелей, спортивных баз, стадиона. Очевидно, что Краснодар был исключен из числа городов, принимающих чемпионат мира именно по рациональным соображениям: «если в соседнем городе все того же Краснодарского края уже многое построено для соревнований и болельщиков, то зачем затевать глобальную стройку в Краснодаре». Логика присутствует, смущает лишь особенности климата. В июне, когда проходит чемпионат мира по футболу, будет жарко. Особенно – в Сочи.
Саранск.
В столице Мордовии дела обстоят не так конструктивно. Пока в Саранске нет ни инфраструктуры, ни качественных дорог. Стадион на 30 тысяч зрителей под проектным названием «Юбилейный» (на время проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году число мест может быть расширено до 45 тысяч) существует пока только на бумаге.
Нижний Новгород, Самара, Волгоград.
Города Поволжья не сильно отличаются от Саранска. Все те же проблемы инфраструктуры и медлительность местных властей. В Нижнем Новгороде, согласно проекта, газон будет натуральным и будет иметь «функцию трансформирования под нужды администрации НН». Помимо стадиона, в комплекс сооружений войдут пятизвездочная гостиница, транспортная развязка, яхт клуб. Предположительно объект будет располагаться на Печерских песках Гребного канала.
Одним из главных условий (которым обременяет FIFA) мест проведения будущих футбольных баталий, должны быть живописные виды с трибун и с объектов, прилегающих к нему. А так как места красивые лежат за чертой города, то и проводить коммуникацию приходится «с нуля». Ветку метрополитена от станции «Самарская» (выходящей на набережную) до спортивных объектов, ж/д вокзала и речного порта предлагают строить над землей открытым способом, чтобы снизить затраты на строительство и сократить время «путешествия» непосредственно с мест прибытия до стадиона.
Сегодня нужно иметь богатую фантазию, чтобы представить себе стадион на месте нынешней свалки металлолома времен советской индустриальной роскоши речного порта образца 60-х годов. Стоимость футбольного стадиона в Самаре оценивают примерно в 4-5 млрд. рублей. В нее входит, в частности решение проблемы низменности строительной площадки. Гектары земли, подтопляемой весной, придется поднимать миллионами тонн песка и грунта. В планах стадион должен будет принимать до 50 тысяч болельщиков. Подразумевается двухъярусная арена с системами автоматического орошения, натуральным газоном и искусственным подогревом.
В Волгограде, на месте стадиона «Центральной» планируется воздвигнуть красавец 40-тысячник. Место для строительства определено удачно: по соседству живописный берег Волги и мемориальный комплекс «Мамаев Курган».
Реконструкция стадиона «Центральный» началась 10 лет назад с разрушения одной из трибун и…этим же и закончилась. Дороги в Волгограде до сих пор носят на себе отпечаток Сталинградской битвы, а состояние аэропорта «Гумрак» полностью соответствует его названию.
Ростов-на-Дону.
Арену, для ЧМ-2018 в Ростове-на-Дону предлагается построить на левом берегу реки Дон, практически у воды. Строительство стадиона вместимостью 42 тыс. зрителей обойдется в сумму от 9 до 12 млрд. рублей. Введение арены в эксплуатацию запланировано на 2016 год. По заверениям областной администрации, к 2018 году будут построены современные гостиницы, аэропорт, новые дороги. Удастся или нет – пока вопрос. К слову, макет будущего ростовского стадиона также выполнен в форме вопросительного знака:
Калининград.
В самом западном городе России построят стадион-трансформер. Внешне арена будет напоминать птичье гнездо.
По словам губернатора Калининградской области Николая Цуканова, строительство в Калининграде стадиона на 45 тыс. мест сегодня является главным вопросом. Однако с учетом ситуации, которая прогнозируется по окончанию чемпионата, у города нет необходимости в таких масштабных спортивных сооружениях.
"Поэтому уже сегодня мы говорим, что строить надо стадион-трансформер, который после чемпионата можно было бы без особого труда переоборудовать в арену, вмещающую порядка 25 тыс. человек. Это должно быть сооружение многоплановое с точки зрения функциональных возможностей, которые бы позволили минимизировать затраты на его содержание", - заявил Цуканов.
Вокруг непосредственно футбольного объекта предполагается создать крупную рекреационную зону, провести берегоукрепление, создать Центр гребных видов спорта, велотрассы, парк отдыха с летней эстрадой, яхтенную марину с причалами для маломерных судов на реке Преголя, причальные стенки для прогулочных катеров и спортивные объекты - теннисные корты и спортплощадки.
Екатеринбург.
За шесть ближайших лет в уральской столице нужно провести колоссальную работу, чтобы достойно провести матчи мундиаля. В первую очередь предстоит модернизация главной спортивной арены. Реконструированный в 2011 году Центральный стадион (ЦС) пока не отвечает всем требованиям FIFA. Как пояснил генеральный директор ЦС Вадим Воробьев, на объекте придется увеличить количество зрительских мест с имеющихся 27 тысяч до 45 тысяч. Это будет сделано с помощью сборно-разборных конструкций – уже зарекомендовавшей себя в европейских странах технологии. Но подготовка к ЧМ-2018 только реконструкцией главной спортивной арены Екатеринбурга не обойдется. Помимо этого, необходимо окончательно подготовить четыре спортивных комплекса в черте города – стадионы «Уралмаш», «Калининец», СК «Урал» и стадион «УрФУ», чтобы они отвечали требованиям FIFA. Также предстоит создать четыре базы за городом со всеми необходимыми условиями для проживания и тренировок футболистов. Для развития городской инфраструктуры потребуется также немало лет и средств.
В сухом остатке – на настоящий момент в России нет ни одного (!) стадиона, готового принять матчи чемпионата мира по футболу. Понятно, что при участии государства за 6 лет вполне реально успеть построить спортивные арены и дороги, наладить инфраструктуру. В свете последнего крупного футбольного первенства Евро-2012, который проходил в Польше и Украине, крайне важно провести подготовку к «мундиалю» в срок. Иначе ЧМ-2018 станет последним турниром, проводимым FIFA не в странах Западной Европы.
Алексей Хамин, спецкорр.