ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
На выставке «Россия» на ВДНХ обсудят вопросы цифровизации строительной отрасли

На международной выставке-форуме «Россия» пройдет стратегическая сессия «Цифровое строительство: от идеи к практике цифровизации отрасли в регионах». Организатором мероприятия выступает Центр компетенций Российской Федерации по цифровой трансформации строительной отрасли и Индустриальный центр компетенций (ИЦК) «Строительство» при Минстрое России. Национальная цель развития «Цифровая трансформа...

Министерство строительства России утвердило методику определения стоимости информационной модели в строительной отрасли

Приказом Минстроя России были внесены коррективы в Методику определения сметной стоимости различных видов работ в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта, демонтажа и работ по сохранению объектов культурного наследия. Как отметил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Константин Михайлик, одним из ключевых аспектов применения информационного мо...

После 8 лет разбирательств было принято решение в пользу жильцов многоквартирных домов

27 марта 2024 года был принят законопроект в третьем чтении, который дает жильцам возможность самостоятельно выбирать провайдера в многоквартирных домах (МКД), что станет еще одним важным шагом к свободному подключению домашнего интернета. С 2016 года отрасль связи активно выступала за честную конкуренцию. За это время стоимость размещения оборудования операторами росла, а отсутствие конкуренци...

В России 759 городов признаны благоприятными для проживания

По результатам расчета индекса качества городской среды для 1 117 городов за 2023 год благоприятными для проживания признаны 759 городов при плановом значении 603 города. Среднее значение индекса составляет 200 баллов при плановом значении 198 баллов. Прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году составил 18% при плановом значении 17%. «Индекс качества городской сре...

Вопросы, связанные с реализацией Комплексной государственной программы "Строительство", были обсуждены на заседании Совета Федерации

Заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Юрий Гордеев принял участие в «круглом столе» на тему актуальных вопросов реализации мероприятий комплексной программы РФ «Строительство», который сегодня прошел в Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Круглый стол состоялся под председательством главы Комитета Андрея Шевч...

Элита строительной отрасли встретится в схватке за титул "самых интеллектуальных" представителей отрасли

10 апреля в Москве пройдёт третий ежегодный корпоративный IQ чемпионат строительной индустрии – Интеллектуальная битва «Звёзды строительной отрасли». Мероприятие приурочено к важной дате в истории отрасли – 100-летию «Строительной газеты», ведущего информационного партнера Минстроя России. «В этот особенный день мы приглашаем ведущих фигур строительного комплекса России с целью п...

27 Января 2020

Нормативное регулирование вопросов обеспечения пожарной безопасности памятников деревянного зодчества

Нормативное регулирование вопросов обеспечения пожарной безопасности памятников деревянного зодчества

Общая статистика показывает, что в зданиях высотой до пяти этажей происходит в среднем 110 тыс. пожаров в год, на которых погибает около 9 тыс. чел. (соотношение 11,5:1), а в одноэтажных зданиях — 80 тыс. пожаров, с гибелью 7–8 тыс. чел. (соотношение 11,2:1). При этом следует отметить, что требования нормативных документов для таких объектов минимальны, а по системам противопожарной защиты, в том числе по извещателям пожарной сигнализации и первичным средствам пожаротушения, практически отсутствуют.

(Абзац) Гибель людей при пожарах происходит преимущественно в начальной стадии их развития, при этом влияние огнестойкости здания на уровень гибели незначительно: в зданиях II и III степени огнестойкости гибнет 3,0–3,5 тыс. чел.

С другой стороны, уровень гибели людей при пожарах зависит от их продолжительности. Так, 70 тыс. пожаров было ликвидировано в среднем за время от 1 до 5 мин., а число жертв на них составило 3,5 тыс. чел., еще до 30 тыс. пожаров — за время от 6 до 10 мин, число жертв — более 2 тыс. чел.!

Вывод напрашивается сам собой: существенное снижение числа пожаров и уровня гибели возможно преимущественно за счет применения системы предотвращения пожаров на основе реализации требований гл.13 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ (далее – ФЗ № 123). Нужны специализированные своды правил по их реализации, а также эффективные нормативные требования по раннему обнаружению пожара, локальному пожаротушению первичными и автономными самосрабатывающими средствами.

К сожалению, фактическая надежность систем противопожарной защиты невысока. Статистика показывает, что лишь в 70 % случаев автоматическая пожарная сигнализация (далее – АПС) выполнила свою задачу и только в 34 % случаев сработали автоматические установки пожаротушения (АУПТ). Системы оповещения и управления эвакуацией людей выполнили свою задачу в 85–90 % случаев.

Тип АУПТ, способ тушения и вид огнетушащего вещества (ОТВ) определяет проектная организация. При этом АУПТ должна обеспечивать:

  • реализацию эффективных технологий, оптимальную инерционность (проблема: нет критерия оптимизации);
  • срабатывание за время, которое меньше длительности начальной стадии пожара (проблема: как его определить? Использовать, например, для этого критерии ст. 53 ФЗ № 123 – ОФП для безопасной эвакуации людей?);
  • необходимую интенсивность орошения или удельный расход ОТВ (проблема: в СП 5.13130 нет данных по тонкораспыленной воде (ТРВ));
  • тушение пожара в течение времени, необходимого для введения оперативных сил и средств (проблема: как его определить, если отсутствует методика (см. приказ МЧС России от 25.10.2017 года № 467) необходимо повысить роль собственника, руководителя организации;
  • требуемую надежность (проблема: как правило, 0,8, фактически – 0,5-0,6; нужно установить связь с расчетами по оценке пожарных рисков, но если требуется выше 0,8, то нужно подтверждение ТУ изготовителя, которое он не дает);
  • в соответствии со ст. 117 ФЗ № 123: оборудование автоматическими установками сдерживания пожара (АУСП), например, с оросителями (распылителями) с принудительным пуском (С-ПП), активируемыми сигналом от АПС и пожарного сателлитного извещателя.

Согласно п. 61 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты, и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

Для реализации вышеуказанных мер необходимы: разработка Свода правил «Монтаж, наладка и обслуживание средств ППЗ»; выполнение «Правила безопасной эксплуатации зданий, сооружений», требований ст. 17 № 337-ФЗ от 28.11.2011 г.; ч.ч. 1, 4 ст. 55.25 Гражданского кодекса (ГК) РФ; ведение журнала эксплуатации здания, сооружения (ч.ч. 5 и 6 ст. 55.25 ГК РФ).

Действие ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» (добровольного применения в соответствии с письмом МЧС России от 19.03.2018 № 91-1080-19) приостановлено приказом Росстандарта № 202-ст. с 17.05.2019 г. В связи с этим возникает закономерный вопрос: чем руководствоваться при обслуживании и контроле смонтированных систем противопожарной защиты?

Контроль качества используемой продукции выполняется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012г. № 290, т.е. органы ГПН осуществляют деятельность по организации и проведению проверок состояния территорий, участков, продаваемой пожарно-технической продукции на исполнение требований пожарной безопасности. Такая трактовка противоречит требованиям гл. 33 ФЗ № 123-ФЗ, поскольку в ней установлены требования к подтверждению соответствия продукции. В данной ситуации необходим Административный регламент, дополнения в ст. 20.4 КоАП в отношении применения собственниками, руководителями фальсифицированной и контрафактной продукции, «ревизия» сертификационных центров и лабораторий, активное участие общественных организаций в контроле.

В соответствии с Федеральным законом от 28.05.2017 г. № 100-ФЗ, постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. № 806 и от 26.05.2018 г. № 601 проведение плановых проверок объектов защиты органами федерального государственного пожарного надзора (ФГПН) осуществляется в зависимости от присвоенной им категории риска. В соответствии с установленными критериями отнесения объектов защиты к различным категориям такие объекты, как памятники деревянного зодчества, попадают в группу среднего риска с возможной периодичностью плановых проверок не чаще одного раза в 5 лет, чего явно недостаточно.

В ГОСТ Р 56891.5-2017 «Сохранение объектов культурного наследия. Термины и определения. Часть 5» дано определение памятника деревянного зодчества: «это объект культурного наследия, основные несущие конструкции которого выполнены из дерева с использованием традиционных строительных приемов и инструментов, за исключением фундаментов и кровель, которые могут быть выполнены из других материалов».

Памятники деревянного зодчества подразделяются сообразно своему функциональному назначению на следующие типы: гражданские, культовые, оборонные, инженерные сооружения.

В ГОСТ Р 57097-2016 «Сохранение объектов культурного наследия. Памятники деревянного зодчества. Общие требования к производству работ» в отношении ремонта, реставрации, протезирования практически не упомянуты вопросы огнезащиты, огнесохранности, противопожарной защиты. Единственный пункт, в котором отражен вопрос огнезащиты, — п.9.27.2: «огнезащита подкровельных конструкций не должна изменять структуру древесины, ее цвет, иные естественные характеристики».

Для объектов культурного наследия, в том числе деревянного зодчества, существенное значение имеют следующие документы: СП 1.13130 «Эвакуационные пути и выходы» (новая редакция); СП 2.13130 «Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (новая редакция); СП 3.13130 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (новая редакция); СП 4.13130 «Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (изменения).

Взамен СП 5.13130.2009 подготовлены новые редакции трех сводов правил: СП «Системы пожарной сигнализации (СПС)»; СП «Автоматические установки пожаротушения (АУПТ)»; СП «Перечень зданий, сооружений, помещений, подлежащих оборудованию СПС и АУПТ». [дать полные названия!]

Также Подготовлены также: СП 8.13130 «Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (новая редакция); СП 10.13130 «Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» (новая редакция); серия из четырех ГОСТов (МГС), в том числе на средства огнезащиты древесины. В основном завершено их публичное обсуждение, проведено рассмотрение на заседаниях ТК (МТК) №274 «Пожарная безопасность».

Кроме того, Минстроем России приняты или находятся в стадии разработки:

CП 388.1311500.2018 «Объекты культурного наследия религиозного назначения;

СП 255.1325800.2016 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации»;

СП 256.1325800.2016 «Электроустановки жилых и общественных зданий»;

СП «Жилые здания с применением древесины» (новый);

СП «Общественные здания с применением древесины» (новый) и др.

До 2025 г. Минстрой России планировал разработать порядка 250 новых нормативных документов в области проектирования, строительства, эксплуатации зданий и сооружений, а также более 400 методических пособий по применению нормативных документов. С учетом плана по обновлению нормативной базы на 10–15 % в год к концу 2025 г. фонд нормативных технических документов в строительстве составит порядка 500 сводов правил, 400 методических документов и 700 стандартов (без учета стандартов на строительные материалы). Нужна реальная «регуляторная гильотина» и с обязательным технико-экономическим обоснованием требований. Соответствующая «Дорожная карта», утверждена Д. А. Медведевым от 29.05.2019 г. № 4714п-П36.

Следует также активизировать: взаимодействие с общественными организациями (ОООР «ФППСО», НСОПБ и др.) в части развития контактов с ФОИВ, техническими комитетами (ТК № 274, ТК № 465, ТК № 435, ТК № 001 «Производственные услуги») Росстандарта России при развитии системы национальных и профессиональных стандартов, обеспечивающих расширение сферы реализации продукции (услуг), создание благоприятных условий на рынке занятости населения, эффективное функционирование систем сертификации и декларирования, реальное обеспечение пожарной безопасности объектов, в том числе с применением эффективной системы контроля (надзора).

Консультации по нормам:

Мешалкин Евгений Александрович,

д-р техн. наук, профессор, академик НАН ПБ, ВАН КБ,

председатель Правления ОООР «ФППСО»,

генеральный директор ООО «Гефест групп»

https://www.npopuls.ru

Кол-во просмотров: 6671
На правах рекламы
Яндекс.Метрика