Как правило, по обеим сторонам улицы в дачном поселке делаются кюветы для стока воды, поэтому владельцы загородных домов частенько озабоченны оборудованием переезда через эти канавы. Перед устройством переезда следует определиться, какой тип транспорта будет по нему двигаться. Если велосипед и садовая тачка, то это – одно, если легковой автомобиль с тещей, то это – другой вариант, а если это будет грузовая машина, в кузове которой песок, то это уже – третий случай.
Деревянный мостик – самое простое сооружение для проезда автомашины через траншею. По ее краям роют продольные ямы-канавы для укладки лежней, для которых выбирают наиболее смолистые бревна. На дне каждой ямы устраивают песчаную подушку толщиной 150-200 мм. Лежни затесывают с одной стороны, пропитывают антисептиками или обмазывают горячими смолами (битум, гудрон, деготь и т.д.) Укладывают их в подготовленные ямы так, чтобы затес был вверху. Сверху на лежни кладут четыре поперечных бревна, по два на каждую сторону. Поперечные бревна должны быть затесаны сверху по всей длине, а снизу только с концов (там, где будут опираться на лежни). Поперечные бревна укладывают на ширине колесной базы грузовых машин, крепя их к лежням скобами или глухарями (специальными крупными гвоздями). Сверху на поперечные бревна прибивают настил из досок толщиной не менее60 мм. Доски лучше всего укладывать с просветом между ними в 15-20 мм, благодаря этому настил проветривается, что увеличивает долговечность мостика. Поперечные бревна и доски пропитывают антисептиками или обмазывают горячей смолой. По обоим краям настила (сверху) прибивают две доски, дополнительно крепящие его.
Мостик из железобетонных плит более долговечен, чем деревянный. Его делают из заводских или самодельных бетонных плит. Сначала роют продольные ямы-канавы под опоры. Опоры представляют собой готовые железобетонные плиты или изготовленные на месте из бутобетона. Под опоры делают песчаную подушку толщиной 150-200 мм. Сверху на опоры укладывают железобетонные плиты мостика.
Железобетонные трубы, уложенные в канаве, с успехом заменяют мостик через канаву. Глубина придорожной канавы обычно бывает 500-1000 мм. В п.5.14 СНиП 30-02-97 говорится, что «отвод поверхностных стоков и дренажных вод с территории садоводческих (дачных) объединений в кюветы и канавы осуществляются в соответствии с проектом планировки территории садоводческого (дачного) объединения». Вам необходимо ознакомиться с этим проектом, чтобы убедиться, что диаметра трубы будет достаточно для прохождения потока талых вод весной. Можно также осенью отметить в канаве максимальную высоту воды. Если труба одиночная, то ее внутренний диаметр должен быть больше, чем расстояние от дна канавы до этой высоты. Дело в том, что при максимальном уровне осенних вод могут внезапно установиться постоянные морозы, и если вода в канаве замерзнет выше внутреннего диаметра трубы, то весной ледяная пробка внутри трубы не даст уйти талой воде, и она затопит не только мостик, но и участок. Уложенную трубу длиной не менее3 мсверху засыпают сначала песком, а затем щебнем. И то и другое утрамбовывают слоями по 200-250 мм.
Если у вас есть только тонкие трубы, то их ставят две или три, но так, чтобы максимальный уровень осенних вод проходил примерно посередине верхней трубы. Трубы ставят одна на другую, фиксируя их с обеих сторон деревянными, а лучше бетонными стойками. Засыпают трубы так же, как и в предыдущем случае.