Условиям хранения личного автомобиля, который эксплуатируется в основном в условиях российского бездорожья и в дождь, и в снег необходимо уделять повышенное внимание. Однако больше половины личного транспорта хранится под открытым небом, занимая проезжую часть и без того узких улиц или отнимая у прохожих их законную территорию – тротуары. Уже конечно лучше, если стальному коню обеспечили навес, под которым температура и влажность соответствуют параметрам окружающей среды, имеется постоянное движение воздуха и отсутствует прямое воздействие солнечной радиации и атмосферных осадков.
Если имеется помещение – индивидуальный гараж, то параметры воздуха в нем должны соответствовать СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей». Это означает, что температура воздуха в нем должна быть не ниже 5°С, а относительная влажность в пределах 50÷70 %. Также в соответствии с требованиями пункта 6.12 СНиП 21-02-99, для удаления газовыделений автомобиля и снижения уровня влажности в помещении гаража, необходимо оборудовать его системой приточно-вытяжной вентиляции. По стандарту АВОК «Здания жилые и общественные. Нормы воздухообмена» необходимый уровень вентиляции гаража должен составлять не менее 180 м3/ч на одну легковую машину. В тоже время, по рекомендациям зарубежных источников, эффективная вентиляция гаража невозможна без 6÷10 кратного воздухообмена.
Существуют три варианта устройства вентиляции гаража, которые не зависят от материала стен гаража:
- естественная система;
- механическая система;
- комбинированная, например, естественная приточная и механическая вытяжная системы.
Большим плюсом естественной вентиляции является ее дешевизна, простота и возможность устройства самостоятельно без квалифицированной помощи со стороны и, как правило, на этапе строительства гаража.
Со стороны ворот в нижней части стены устанавливают приточные решетки в виде жалюзи, которые необходимы для притока свежего воздуха в гараж. Для более эффективной вентиляции гаража сечение приточной решетки делают в два-три раза больше, чем вытяжной. Вытяжные устройства для удаления загрязненного воздуха выполняют через перекрытие гаража, для чего устанавливают на кровле гаража трубу высотой примерно 500мм с дефлектором. Под воздействием ветра в вытяжном воздуховоде создается область пониженного давления, что способствует воздухообмену в гаражном помещении, который обеспечивается в первую очередь разностью плотности воздуха на нижнем и верхнем – верхний конец трубы уровне гаража.
Можно вытяжные решетки устраивать и в верхней части торцевой стены, противоположной воротам. В этом случае также желательно устанавливать у торцовой стены вертикальную вытяжную трубу.
Большой минус механической системы вентиляции ее зависимость от электрификации гаражной стоянки и наличия перебоев в электроснабжении.
Механическая система вентиляции подразделяется на приточную и вытяжную системы вентиляции. Возможно устройство комбинированной приточно-вытяжной системы вентиляции.
При устройстве приточной системы вентиляции, она оборудуется фильтром, вентилятором и электрокалорифером для подогрева поступающего в гараж воздуха. Как правило, вентиляция гаража осуществляется «снизу-вверх», поэтому приточный воздух подается снизу.
Вытяжная система вентиляции оборудуется осевым вентилятором, устанавливаемым перед вытяжной трубой или непосредственно в выходном воздуховоде в верхней части гаража.
Для вентиляции больших гаражей наиболее рационально устраивать комбинированную приточно-вытяжную вентиляцию.
Кроме того, в зависимости от времени года воздухообмен в гараже должен регулироваться утепленными шиберами. Если в теплый период года все приточные и вытяжные отверстия должны быть открыты, то с наступлением холодов сначала прикрывают жалюзи приточного устройства, а затем и вытяжку. Таким образом, надо стремиться к тому, чтобы помещение в любое время «дышало».
Если же отапливаемый индивидуальный гараж имеет малоэффективную приточно-вытяжную вентиляцию, а автомобиль эксплуатируется в зимний период или после мойки ставится на хранение без предварительной просушки, то многократно возрастают разрушительные воздействия на его защитно-декоративные покрытия.