Волнистые асбестоцементные листы, в просторечье – шифер, довольно распространенный строительный материал, который используют на российских просторах при устройстве кровли. Однако проходит 10÷15 лет, и шифер на крыше начинает ветшать, и в итоге появляются трещины, мелкие отколы и другие повреждения, через которые атмосферные осадки проникают во внутренние помещения здания. Причиной растрескивания листов может быть слишком сильное давление крепежных элементов, прикрепляющих шифер к основанию – обрешетке. При этом гвозди проходящие сквозь бруски обрешетки загибать не следует, поскольку, как говорят строители, крыша «дышит» и при этом происходит перемещение кровельного покрытия. Другая причина растрескивания – занижение диаметра отверстий под крепежные элементы, при этом диаметр отверстий должен быть как минимум на 2мм больше диаметра крепежа, под головку которого следует подкладывать уплотнительную прокладку.
Таким образом, после появления трещин в кровельном покрытии – крышу необходимо отремонтировать, заменив дефектные листы шифера. Следует не забывать, что при перемещении на поверхности асбоцементной кровли необходимо пользоваться лестницами с поперечными накладками, что позволит избежать появления в покрытии новых трещин.
Если нет средств на покупку нового покрытия или не нашли подходящих асбестоцементных листов как по их размеру, так и количеству и высоте волн шифера, то можно произвести заделку и ремонт поврежденных мест, а особенно трещин. Для этого поступают следующим образом: кровельное покрытие очищают от мусора и лишайников, смывают грязь и дают просохнуть. Затем дефектные места грунтуют олифой и наклеивают пропитанные масляной краской полоски, например, джутовой ткани, которая должна перекрывать поврежденное место примерно на 100мм. Такая технология ремонта продлевает срок эксплуатации кровельного покрытия примерно на 2÷4 года, после чего из-за воздействия окружающей среды и пересыхания краски «заплаты» отстают от шифера и ремонт повторяют. Следует отметить, что вместо масляной краски можно использовать битумную мастику.
Другой простой способ ремонта асбоцементного шифера, после которого кровлю можно эксплуатировать до 10 лет, заключается в следующем: поврежденные места заделываются специально приготовленным составом, основу которого составляют клей ПВА, цемент марки 300 и выше, а также распушенный асбест. Если нет возможности приобрести распушенный асбест, то напильником натирают листовой асбест. Ремонтную смесь готовят небольшими порциями на 2÷3 часа работы, смешивая 1÷2 объемные части цемента с 3-мя объемными частями распушенного асбеста, которые затем разводят клеем ПВА, разбавленным водой в пропорции 1:1. Готовая ремонтная смесь должна иметь консистенцию сметаны.
Технология ремонта заключается в заделке трещин при «окрашивании» дефектных мест за два раза таким образом, чтобы слой ремонтного состава был толщиной не менее 2мм. Перед выполнением ремонтных работ поверхность кровли также подготавливают, особенно тщательно затирая жесткой щеткой участки с трещинами. После просушки кровельное покрытие грунтуют клеем ПВА разведенным водой в пропорции 1:3. Ремонтные работы по данной методике следует выполнять не при солнцепеке, а лучше всего в вечернее время или при пасмурной погоде.
Чтобы меньше передвигаться по кровле, можно использовать для нанесения состава кисть, закрепленную под углом с помощью отрезка водопроводного шланга на длинную ручку.
После ремонта поврежденных мест кровельное покрытие можно окрасить масляными или акриловыми красками, например кровельной краской по шиферу – «Шикрил», которая представляет собой атмосферостойкую акриловую краску на органических растворителях, обладающую высокой укрывистостью и светостойкостью. Акриловая краска для шифера «Шикрил», обладая водоотталкивающими гидрофобными свойствами, создает защитный слой, который уменьшает объем выделений асбеста в окружающую среду, защищает кровельное покрытие от атмосферных воздействий и предотвращает появление на поверхности кровли мха, водорослей и лишайника, что в совокупности увеличивает срок эксплуатации шифера в 2÷2,5 раза. Кровельная краска удобна в работе и имеет отличное сцепление с окрашиваемой поверхностью.