Актуальность кольцевой автодороги протяженностью 115,3 км чрезвычайно высока для второй столицы России, единственного в мире мегаполиса с населением более 4 млн человек, долгое время не имевшего собственного автотранспортного обхода. Кольцевая трасса станет организующим центром транспортной системы целого региона, объединив все основные дорожные магистрали, расходящиеся из центра Санкт-Петербурга в направлении Москвы, Киева, Хельсинки, Таллинна и Мурманска. КАД с расчетной скоростью движения 120 км/час и шириной проезжей части 15 — 32 м освободит огромный город от автомобильных пробок, позволит увеличить динамику внутригородских перевозок, даст возможность доставлять автотранспортные грузы в морской порт Петербурга, минуя жилые кварталы. По расчетам специалистов, пропускная способность КАД к 2020 году составит 190 тысяч автомобилей в сутки.
Управление строительством КАД осуществляет ГУП «Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербурга», держателем акций которого является Российская Федерация. Строительство кольцевой кредитует «Европейский банк реконструкции и развития», считающий КАД одним из наиболее привлекательных российских проектов. Государственной комиссией был определен подрядчик строительства южного участка Западного скоростного диаметра (ЗСД). Им стал консорциум строительных компаний, ведущим партнером которого является ОАО «Мостоотряд-19». Все строительные работы по этому контракту на южном участке ЗСД (от станции Предпортовая до морского порта) должны быть завершены до конца 2008 г.
О деятельности ОАО «Мостоотряд № 19» — одной из основных генподрядных организаций, осуществляющих строительство КАД Санкт-Петербурга, рассказывает заместитель директора Санкт-Петербургского филиала ОАО «Мостоотряд № 19» Михаил Иванович ФРОЛОВ.
— Михаил Иванович, какие моменты в работе вашей организации при строительстве КАД Вы бы отметили как наиболее важные?
— Наиболее значимым является то, что все строительные работы выполнялись и выполняются по графику. Несмотря на сжатые сроки, все объекты сдавались нами вовремя: будь то участок Горская — Парголовка от Выборгского до Приморского шоссе, первая очередь развязки вантового моста, открытая в 2004 году, или трехкилометровый отрезок с несколькими путепроводами, включающий эстакаду между Московским шоссе и вантовым мостом через Неву, сданный в 2005 году.
— Неразводной вантовый мост через Неву — самое сложное сооружение в составе КАД. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом объекте.
— Большой Обуховский мост, первая свая которого была вбита 15 апреля 2001 года, уникальное и самое дорогое сооружение кольцевой автодороги. Это первый и пока единственный неразводной мост в Петербурге. Высота пролетной части над поверхностью воды составляет около 30 метров — это позволит свободно проходить под мостом всем судам, двигающимся по Волго-Балтийскому каналу. Монтаж последнего пролетного строения первой очереди моста состоялся в мае 2004 года, а в декабре того же года при участии Президента страны Владимира Путина по нему было открыто движение. Неразводной мост через Неву протяженностью около километра — первое в России вантовое мостосооружение такой длины.
При его строительстве была применена монострендная система, отличающаяся простотой используемого оборудования и более совершенными технологиями: ванты формировались непосредственно на объекте из отдельных пучков. Осваивать новые технологии было непросто, но в ходе строительства мы приобрели серьезный строительный опыт, а главное, в городе появилась неразводная транспортная переправа, которая позволяет обеспечить круглосуточное движение городского и транзитного транспорта, что очень важно для инфраструктуры Санкт-Петербурга. Сейчас ведется строительство второй очереди моста, которое должно быть завершено в октябре 2007 года. По окончании строительства моста-близнеца автомобильное движение будет организовано в разных направлениях — 4 полосы по каждому мосту.
— Какие участки КАД Вы бы отметили как особенно сложные?
— Многие строительные компании, принимающие участие в строительстве КАД, сталкивались с проблемами. Так, одним из проблемных участков КАД был отрезок у железнодорожной станции Ржевская, где идет на Финляндию ЛЭП-500, стоят пороховые склады и нефтебаза, проложены нефтепровод и продуктопровод. Все эти факторы делали строительство здесь автотрассы делом сложным: при любом варианте решения оно становилось задачей или невыполнимой, или неприемлемой с точки зрения безопасности. Единственно верным решением стала прокладка путепровода, причем без остановки движения поездов, с использованием окон в железнодорожном расписании. Путепровод монтировали в стороне от путей, а когда он был готов, его на двух подкаточных путях транспортировали на место и подстыковали к уже построенным участкам. Надвижка 5-го путепровода стала уникальной операцией: пролет длиной 240 метров и весом более 3 тысяч тонн был собран с зазором всего лишь 5 мм. К сложным участкам КАД можно отнести и единственную на ее Восточном полукольце трехуровневую транспортную развязку с автодорожным тоннелем под Октябрьской железной дорогой, строительство которого велось также без остановки железнодорожного движения. Уникальной является впервые примененная в России геосотовая конструкция «Тенсар» на подходе к одному из путепроводов, позволившая избежать установки свайного основания и повысить эффективность строительства и эксплуатации участка.
— Какие работы будут выполняться «Мостоотрядом № 19» в ближайшем будущем?
— Мы осуществляем реализацию сложных и социально-значимых объектов транспортной инфраструктуры: строительство трехкилометрового участка Западного полукольца Кольцевой автодороги, который свяжет Дачный проспект с Предпортовой улицей с подключением их к КАД и строящемуся Западному скоростному диаметру, первой очереди южного участка Западного скоростного диаметра, вантового путепровода через железнодорожные пути в створе проспекта Александровской Фермы, эстакада на станции Мга. На днях сдаем в эксплуатацию после реконструкции мост Лейтенанта Шмидта, которому по решению топонимической комиссии возвращено историческое название — Благовещенский.
Следует отметить, что именно сложностью определяется уникальность строительства КАД Санкт-Петербурга: три участка кольцевой автодороги — это множество экологических сооружений, 18 транспортных развязок, 58 мостов и путепроводов, 1000 дорожных знаков и указателей. Строительство происходит в районах со сложившейся инфраструктурой, серьезные трудности возникают из-за непростой гидрогеологической обстановки.
Но, несмотря ни на что, строительство КАД продолжается успешно. Кольцевая автодорога подарила «городу разводных мостов» первый неразводной мостовой переход — уникальное сооружение над фарватером Невы. Будем надеяться, что строительство КАД Санкт-Петербурга станет значительным шагом в решении дорожной проблемы — одной из извечных в России.
Материал подготовил В. ЛИХВАРЬ
Фото И. КАПЛАН, М. ФРОЛОВА