ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
В Минстрое наградили победителей и финалистов IV Всероссийского отраслевого конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли»

Мероприятие провели замминистра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик и председатель оргкомитета конкурса, руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор. Встреча объединила специалистов и руководителей, представителей органов власти и бизнеса, а также партнеров конкурса, сыгравших важную роль в его организации, проведении и развитии. Конкурс «Лидер...

В Якутии за последние шесть лет построили 55 мостов

В Мирнинском районе Якутии открыто движение по новому мосту через реку Чуоналыр на региональной автодороге «Анабар». Это 55-й мост, построенный в республике за последние шесть лет. Строительство объекта было осуществлено в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», инициированного Президентом России Владимиром Путиным. На возведение моста было выделено более 476 млн рублей. ...

Участники III Всероссийского форума «Импортозамещение. Сделано в России» обсудили тему отечественного производства

В первый день деловой программы состоялось пленарное заседание Минстроя России и Ассоциации парков России на тему «Комфортная городская среда для российских семей. Социальные эффекты благоустройства», в ходе которого замминистра Алексей Ересько рассказал о достигнутых результатах, целях и задачах Правительства РФ и Минстроя России в направлении развития городской среды. «Основная оценка для нас...

Межведомственная комиссия включила в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства 168 недостроев

Межведомственная комиссия (МВК) по рассмотрению незавершенных объектов капитального строительства под председательством Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина приняла решение о внесении в реестр еще 168 недостроев и исключении из него 25 объектов, в том числе из-за реализации управленческих решений. «В федеральный реестр включаются незавершенные объекты, финансирование которых осущест...

Поздравление Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина с Днём народного единства

Дорогие друзья! Поздравляю вас с Днем народного единства! Праздник исторически символизирует сплоченность многонационального народа нашей великой страны и напоминает, как важно объединяться и вместе строить светлое будущее. Сегодня, в период всевозможных вызовов, именно единство и солидарность культур, традиций и обычаев являются основами успешного развития России. Наш долг – сохран...

Государственная поддержка способствовала созданию базы отдыха с доступными ценами в Приморье для резидента свободного порта Владивосток

Компания «Радио Приморье», резидент свободного порта Владивосток (СПВ), в сотрудничестве с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), открыла базу отдыха эконом-класса в бухте Триозерье Приморского края. Новый объект предоставит туристам возможность недорого и комфортно отдыхать в одной из самых живописных мест региона. Инвестиции в проект составили около 50 миллионов рублей, при этом...

23 Июня 2010

Строительство Калиниградской АЭС: шаг на пути к энергонезависимости региона

Строительство Калиниградской АЭС: шаг на пути к энергонезависимости региона
Трудно опровергнуть тот факт, что Россия долгое время искала возможность торговать не сырьем, а электроэнергией. Ситуация в Калининградской области в этом отношении показательна, так как при необходимости ликвидировать дефицит электроэнергии, возникший в связи с закрытием в Литве Игналинской АЭС, существует расчет и на экспорт энергоресурсов. И это несмотря на то, что доля иностранных компаний при последующем акционировании предприятия может составить до 49 % акций.

«Мы не можем этого сделать по причине отсутствия сетей, которые могли бы хорошо «сбрасывать» электроэнергию западным странам, как это делается во Франции. Как известно, Франция производит электричества больше, чем ей нужно, поэтому она очень хорошо и уверенно осуществляет открытую торговлю электричеством по европейским сетям, и это великолепная составляющая бюджета. А для атомной станции это особенно справедливо, потому что рыночная стоимость киловатт/часа многократно превышает его себестоимость. Мне видится, что эти 2 новых калининградских энергоблока могут дать возможность диверсифицировать нашу внешнюю торговлю, то есть перейти уже на технологический продукт. Это было правильно, и это действительно привлекательно», – так охарактеризовал руководитель одного из подразделений Курчатовского института Александр Шинкевич инициативу возведения в 120 км от Калининграда 2 энергоблоков Балтийской АЭС.

Не раз относительно проекта высказывался и лауреат Нобелевской премии, академик Жорес Алферов. Он, в частности, отмечал, что «региону давно пора переходить с устаревших сырьевых (угольных, газовых и нефтяных) технологий выработки электроэнергии на более современные, и строительство АЭС станет наилучшим решением выхода Калининградской области из энергетического кризиса».

Оптимистично смотрит на вопрос строительства АЭС в Калиниграде и первый заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Булат Нигматулин: «Конкурентоспособность российской атомной энергетики тем выше, чем она ближе располагается к Западу. Атомная генерация априори ниже по себестоимости и, следовательно, выгоднее. Для Калининградской области строительство АЭС является решением многих проблем, в частности, проблем с поставками газа, который будет и дальше дорожать. Это обеспечит, во-первых, энергобезопасность территории, а, во-вторых, поможет реализовать экспортноориентированный потенциал Калининградской области; это экономически целесообразный проект».

От осознания целесообразности проекта до принятия конкретных решений относительно его воплощения времени прошло немного. «Росатом» и правительство Калининградской области подписали соглашение о строительстве атомной электростанции в апреле 2008 года. Приказ об организации работ по сооружению электростанции был подписан руководителем «Росатома» Сергеем Кириенко в августе того же года. Премьер-министр РФ Владимир Путин подписал распоряжение о строительстве на территории Калининградской области двух блоков Балтийской атомной станции в сентябре следующего. В феврале же текущего состоялась торжественная церемония закладки первого камня, в которой приняли участие глава корпорации «Росатом» Сергей Кириенко, вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов и губернатор Калининградской области Георгий Боос.

Уникальность проекта в том, что Балтийская АЭС, строительство которой обойдется  не менее чем в 5 млрд. евро, – первая полностью новая атомная электростанция России, возведение которой не является развитием уже действующих сетей АС или завершением заделов еще времён СССР.

Основные целевые технико-экономические характеристики и показатели будущей АЭС определены следующие:
– установленная номинальная мощность энергоблока – не менее 1170 МВт(э)
– число энергоблоков – 2 шт.
– срок службы энергоблока – 50 лет
– среднегодовой коэффициент готовности к работе на установленной номинальной мощности – 0,92

В начале 2010 года ОАО «Северное управление строительства», подконтрольное компании ОАО «Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ» (ОАО «СПбАЭП»), выиграло конкурс на выполнение первоочередных работ по подготовке площадки строительства Балтийской АЭС. В качестве основы проекта, разрабатываемого для площадки Балтийской АЭС, принята концепция с водо-водяным энергетическим реактором (ВВЭР-1000/428), модернизированная с учетом опыта эксплуатации энергоблоков с ВВЭР-1000/320, наработавших более 130 реакторо-лет. Так, в состав энергоблока входит реакторная установка ВВЭР-1200 с турбоустановкой К-1200-6,8/50. Все радиоактивные отходы в твердом состоянии хранятся на территории станции в специальном хранилище до вывоза на спецкомбинат. Отработавшее ядерное топливо после выдержки отправляется на завод по его переработке. Нерадиоактивные отходы поступают на полигон промотходов.

По подсчетам специалистов, количество электроэнергии, вырабатываемой двумя реакторами Балтийской АЭС (общей генерирующей мощностью 2300 МВт) будет превышать потребности региона. Таким образом, область постепенно может превратиться из энергодефицитного в энергоизбыточный регион. Производство электроэнергии Балтийской АЭС в перспективе оценивается:
в 2017 г. – 4,3 млрд. кВт/ч
в 2018 г. – 8,6 млрд. кВт/ч
в 2019 г. – 12,9 млрд. кВт/ч
в 2020 г. – 17,2 млрд. кВт/ч

Избыток электроэнергии предполагается экспортировать за пределы региона по следующим маршрутам: в Литву и в Швецию через «Nord Balt»; в Польшу, после строительства между этой страной и Литвой ЛЭП; опять же в Польшу – непосредственно из Калиниградской области, после строительства ЛЭП; в Германию при проведении подводного кабеля вдоль «Nord Stream»; продажа электроэнергии в другие регионы РФ через энергосистему Литвы. Строительство АЭС значительно более продолжительный по времени проект, чем прокладка ЛЭП. Поэтому строительство экспортных ЛЭП предусматривается на заключительных этапах станции, запуск которой намечен на 2016 год.

Непосредственно строительство АС, прошедшей, кстати, сертификацию Евросоюза, стартует в июле этого года в 120 км от Калининграда, в 20 км от границы с Литвой, около поселка Маломожайский.

Михаил Булыгин, начальник департамента анализа и прогнозирования, Фонд энергетического развития (ООО «ФЭР»):

Строительство АЭС в Калининградской области позволит решить ряд проблем, связанных с электроснабжением региона на долгосрочную перспективу.

На сегодняшний день энергосистема области дефицитна как по электрической энергии (импорт составляет 35 % от общего потребления), так и по мощности.

На час собственного максимума по состоянию на 2009 год энергосистема была дефицитна на 350 МВт. Ввод в эксплуатацию второго энергоблока Калининградской ТЭЦ-2 позволит лишь на 2-4 года сделать энергосистему сбалансированной. Однако ввиду монотопливности существуют риски снижения надежности функционирования энергосистемы. Таким образом, ввод в эксплуатацию такого мощного энергетического источника, как Балтийская АЭС, позволит на долгие годы сделать энергосистему энергонезависимой. В перспективе возможен экспорт производимой энергии в различные регионы, в первую очередь, в государства Прибалтики. Также при строительстве линий электропередач со ставкой постоянного тока возможен экспорт в Западную и Северную Европу.

Анатолий Еперин, первый заместитель директора Института ядерной энергетики, депутат Государственного собрания Ленинградской области:

«Я думаю, что Калининградской области, безусловно, нужна своя атомная станция. Сегодня вообще многие регионы, многие государства стремятся к формированию и реализации программы строительства атомных блоков. У нас эти планы были сформулированы в федеральной целевой программе и в стратегии развития атомной энергетики. Теперь и в прибалтийском регионе будут возведена АЭС с двумя блоками водо-водяных энергетических реакторов (ВВЭР). Я считаю, что это необходимо, иначе этот анклавный регион попадёт в сложную ситуацию, связанную с получением органического топлива по доступным ценам (оно, как известно, исчезает).

Сырьё, которое собираются использовать в будущем, находится за Полярным кругом в северных морях, и стоить оно будет уже гораздо дороже. Не стоит забывать и том, что штрафные санкции за СО2, выделяемый в атмосферу станциями, работающими на таком топливе, будут неуклонно расти. Поэтому выгоднее, конечно, иметь энергоисточники на ядерных реакторах, которые обеспечат регион и электроэнергией, и теплом. Важно указать и на то обстоятельство, что со строительством АЭС в области появятся новые рабочие места, новая инфраструктура. Что касается многочисленных заявлений с литовской стороны относительно несерьёзности намерений России построить в Калининградской области атомную станцию, то, думаю, они не имеют под собой никаких оснований. Мы приобрели большой опыт реализации подобных проектов; сейчас в стране бурными темпами идёт строительство блоков ВВЭР в соответствии с планом, утверждённым Правительством РФ».


Полина РОМАНОВСКАЯ


Обсуждение статьи на форуме

Кол-во просмотров: 13682
На правах рекламы
Яндекс.Метрика