Мост через Волгу можно смело назвать не только самым длинным в Европе, но и самым долго строящимся мостом в Старом Свете.
Еще в 1993 году генеральным проектировщиком - институтом "Гипротрансмост" было разработано технико-экономическое обоснование строительства мостового перехода через Волгу в г. Волгограде, получившее положительное заключение Главгосэкспертизы России и утвержденное в установленном порядке Госстроем РФ.
Официально строительство моста в Волгограде началось в далеком 1996 году. Заказчик строительства — ГУП «ВОП Волгоградоблстройинвест», генподрядчик — ОАО «Волгомост» (Группа «СОК»).
Планировалось, что мост разгрузит транспортные магистрали Волгограда, шесть дорог федерального значения (направление на Москву, Саратов и Астрахань), в том числе через плотину Волжской ГЭС, и обеспечит выход на республики Средней Азии. Протяженность первой очереди первого пускового комплекса составляет 7,1 км, собственно моста - 1 260 м. Общая стоимость работ - более 16 млрд рублей.
Из-за недостаточного финансирования за восемь лет строительства, то есть к 2005 году, было выполнено лишь 40 % всех работ первого этапа.
Позже Волгоградский мост получил статус объекта федерального значения. Это так называемый «внеклассный мост», строительство которого началось в 90-е годы прошлого века, но в силу разных причин было заморожено.
В 2005 году была принята федеральная программа по ликвидации недостроев. На момент принятия программы в стране было 17 недостроенных мостов.
В том же 2005 году началось активное финансирование строительства моста. В мостовой комплекс Волгограда инвестировано 12,3 миллиарда рублей, из которых 78 % - средства федерального центра.
Теперь строительство шло более активными темпами, но дата запуска моста все время откладывалась. В режиме тринадцатилетнего ожидания жителям города приходилось пользоваться объездным путем через плотину Волжской ГЭС и устаревшим паромом.
Наконец, в начале 2009 года мост заработал, но…в «секретном режиме». То есть, подъехав к строителям моста и заплатив небольшую мзду, можно было «по-быстрому» перебраться на другой берег. Наконец, 10 октября с помпой и фанфарами, с участием первых лиц областной и федеральной власти мост был открыт официально.
"В этом году последние четыре моста-недостроя, включая волгоградский, откроются. Больше у нас мостов-долгостроев в России к концу этого года не останется, а новые мосты, которые мы начали строить в последние годы, строятся по новым нормативам", - отметил вице-премьер А. Иванов на церемонии открытия моста.
А. Хамин, спецкор газеты "Стройка"