Этим долгосрочным документом определены, наряду с резким усилением ответственности за нарушение требований водоохранного законодательства, и меры по стимулированию водоохраной деятельности, в том числе восстановление процедуры механизма зачета (возврата) части платежей за негативное воздействие на водные объекты при инвестировании водопользователем средств в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение комплексов очистных сооружений.
Таким образом, в ближайшее время в России весьма актуальной для водопользователей станет проблема глубокой очистки поверхностного (диффузного) стока с территорий предприятий и транспортных коммуникаций.
Государственная Водная стратегия также направлена на выполнение обязательств, принятых российской стороной по международным договорам, в том числе обеспечивается выполнение пункта 1. b. статьи 20 Хельсинской «Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ 1992)», на основании которой принята Рекомендация 23/5 «Сокращение сбросов с городских территорий посредством правильного регулирования системы ливневых стоков», которая рекомендует Правительствам Договаривающихся Сторон Хельсинской конвенции «очищать ливневые воды с территорий с высоким уровнем движения автотранспорта в специальных установках для очистки ливневых вод».
Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (КЗС) – это уникальное гидротехническое сооружение. Общая протяженность КЗС – 25, 4 км, по акватории – 22, 2 км. Комплекс включает в себя два судопропускных сооружения (С1 и С2), шесть водопропускных сооружений (В1-В6), одиннадцать защитных дамб (Д1-Д11), автомагистраль, проходящую по гребню защитных дамб, с тоннелем, мостами и транспортными развязками, а также подходные каналы к судопропускным сооружениям С1 и С2.
Главной задачей КЗС является оказание регламентированного воздействия на морскую среду Балтики с целью защиты жизни, здоровья жителей и имущественного комплекса Санкт-Петербурга от катастрофического Невского наводнения с подъемом уровня воды на водомерном посту «Горный институт» до отметки + 5,4 м.
Неразрывно связано с решением данной задачи обеспечение защиты самого Балтийского моря от причинения неприемлемого экологического ущерба, разрушения морских природных систем вследствие массивного, залпового загрязнения вод комплексом токсичных химических и биологических соединений, который неизбежно возникнет в случае затопления более 150 кв. километров территории промышленного города. Иными словами, КЗС допустимо оценивать и как важный водоохранный объект на Балтике.
На стадии проектирования в качестве главного приоритета было принято требование о минимизации негативного воздействия на морскую среду – как на стадиях строительства, так и на этапе последующей эксплуатации.
С этой целью и для сохранения свободного водообмена между Невской губой и Финским заливом Балтийского моря были научно обоснованы, а сейчас фактически построены 6 водопропускных сооружений, суммарный просвет которых составляет 1536 м с глубинами от 2,5 до 5 метров. При этом, с целью предотвращения образования застойных зон, 2 прибрежных сооружения имеют по 12 пролетов, остальные – по 10.
Фото. Строительство одного из 36 локальных сооружений для очистки поверхностного стока с проезжей части морского участка КАД со стороны Невской губы. Установка сорбционного блока глубокой доочистки стоков в укрепленный металлическим шпунтом котлован.
Все судо- и водопропускные сооружения постоянно открыты, их общий просвет в 1,5 раза шире, чем все устье реки Невы, то есть КЗС является полностью «прозрачным» для перемещения невской воды и водных обитателей.
Во избежание разработки и реализации планов по созданию новых искусственных территорий, примыкающих непосредственно к водопропускному фронту КЗС и нарушающих естественный гидрологический режим водоема, ФКП "Дирекция КЗС Минрегиона России" оформило в 2010 г. два решения о предоставлении в пользование водного объекта, зарегистрированного в государственном Водном реестре, включая 500-метровую охранную зону гидротехнического сооружения II класса. Общая площадь зоны безопасности составила 20,66 кв.км акватории Балтийского моря.
С целью предотвращения загрязнения вод моря поверхностными сточными водами с проезжей части морского участка Кольцевой автодороги (учитывая фактическую интенсивность движения автотранспорта по КАД, многократно превосходящую расчетные значения проекта), был разработан и реализован комплекс масштабных мероприятий по сбору, отведению и очистке всего объема сточных вод, что позволило предотвратить образование 300 выпусков неочищенных сточных вод.
Фото. Вид локального очистного сооружения после установки комбинированного песко-нефтеуловителя, сорбционного блока глубокой доочистки и засыпки котлована песком.
Основной сложностью при организации сбора и очистки диффузного стока с территории гидротехнического сооружения послужила крайняя стесненность площадей на 11 защитных каменно-земельных дамбах, наличие на участке трассы протяженностью 26,5 км 7 мостов, в том числе подъемного и двухкилометрового подводного тоннеля.
Для организации самотечного сбора рассредоточенного стока институтами ОАО «Ленгидропроект», ГУП «Ленгипроинжпроект» и «Проектный институт Водоканалпроект» были запроектированы по обеим сторонам дороги железобетонные водоотводные лотки переменной глубины протяженностью более 30 км, заложены наклонные полимерные трубы в теле защитных дамб, обеспечивающие передачу загрязненных вод к 36 комплексам локальных очистных сооружений (ЛОС), размещенных на невской стороне дамбы.
Для глубокой очистки поверхностного стока использованы комбинированные песко-нефтеотделители с сорбционным блоком доочистки и колодцем для отбора проб производства фирмы ООО «Эко-Экспресс-Сервис» производительностью 20 и 30 л/с.
Оборудование очистных сооружений изготовлено из армированного стеклопластика, гарантирующего стойкость к агрессивному воздействию загрязненных вод. Оно размещено в теле защитных дамб в котлованах, укрепленных металлическим шпунтом и защищенных железобетонной плитой, а самотечный режим работы всех типов локальных очистных сооружений не требует подводки электроэнергии и позволяет производить их обслуживание не чаще 1 раза в месяц.
С целью очистки диффузного стока с проезжей части 6 мостов над водопропускными сооружениями предусмотрено устройство водоотводных трубок и системы лотков, размещаемых под пролетом, по которым вода поступает на очистку на 20 фильтрах, закрепленных на опорах моста. Всего под мостами на КЗС установлено 118 комбинированных фильтр-патронов, изготавливаемых научно-производственным предприятием «Полихим», в составе которых используется клиноптиллолит Холинского месторождения и активированный уголь.
Все ЛОС производятся в Санкт-Петербурге, устойчивы к воздействию низких температур, коррозии и производят очистку поверхностного стока в автоматическом режиме до значений, позволяющих сброс очищенных вод в водоем, имеющий рыбохозяйственное значение.
Таким образом, абсолютно все осадки, выпадающие на мосты, тоннель и проезжую часть морского участка КАД, будут собраны и, после глубокой очистки на современных комплексах локальных сооружений, отведены в водоем – в строгом соответствии с требованиями Водного кодекса и Водной стратегии РФ на период до 2020 г.
Новая политика государства в сфере рационального водопользования, в том числе резко усиливающиеся требования к обеспечению нормативной очистки поверхностного стока с хозяйственно освоенных территорий, будет реализована в полном объеме при завершении строительства Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений в 2011 г.
В результате завершения строительства сложнейшего гидротехнического сооружения будет минимизировано негативное воздействие КЗС на водный объект, находящийся под международной охраной – Балтийское море, что, в совокупности с надежным предотвращением угрозы затопления территории мегаполиса, обеспечит баланс экологических и экономических интересов в процессе устойчивого развития Санкт-Петербурга.
Начальник отдела экологического мониторинга ФКП «Дирекция КЗС Минрегиона России» Л.Е. Куратов