Прежде всего, следует отметить, что при проектировании дорог ведется проектирование водосливных устройств: ливневой канализации, канав, лотков и т.д. В нормативном документе СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» указывается, что отвод поверхностных вод следует осуществлять со всего бассейна: стоки в водоемы, водостоки, овраги и т.п. При этом в городах следует предусматривать дождевую канализацию закрытого типа с предварительной очисткой стока. Применение открытых водоотводящих устройств – канав, кюветов, лотков допускается в районах одно-, двухэтажной застройки и в сельских поселениях, а также на территории парков с устройством мостиков или труб на пересечении с улицами, дорогами, проездами и тротуарами (п.8.3*).
Конечно, наиболее сложной по устройству и эксплуатации является ливневая канализация закрытого типа, которая представляет собой цельную систему, предназначенную для сбора и отведения вод атмосферного происхождения, таких как ливневые, талые и другие поверхностные воды за пределы населенных пунктов и промышленных территорий. Ливневая канализация включает в себя устройства точечного водосбора, различные воронки, лотки, каналы (канавы), по которым движется вода, а также специализированные устройства, предотвращающие попадание какого-то мусора в общую систему водостока.
Оставлять без присмотра такую сложную систему – недозволительно, поскольку это может привести к непредсказуемым последствиям, что постоянно наблюдается не только в России, но и за рубежом. При сильных, особенно затяжных атмосферных осадках, когда ливневка не справляется с водоотводом, потоки дождевой воды заполняют улицы городов. За городом потоки дождевой воды могут размыть дорожное полотно и снести мосты и переезды. Поэтому Федеральный Закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» возлагает на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам и другим нормативным документам (ст.12, п.2).
Кому принадлежат автомобильные дороги, а значит, кто за них отвечает, указано в Федеральном законе № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» (ст.5, п.1). Дороги в зависимости от их значения подразделяются:
- на автомобильные дороги федерального значения;
- на автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
- на автомобильные дороги местного значения;
- на частные автомобильные дороги.
Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве (ст.6, п.11).
Таким образом, за состояние автомобильных дорог отвечает орган исполнительной власти, в ведение и собственности которого находится эта дорога. На практике, как правило – это комитет жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования. Так, например Департамент ЖКХ и благоустройства в правительстве города Москвы отвечает за содержание и ремонт городских дорог в целом по мегаполису, а по округам – Префектуры административных округов и т.д.
Эти административные органы заключают договора с различными дорожными организациями, которые занимаются непосредственной работой по ремонту и содержанию дорог в населенном пункте и за его пределами.