ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
В Минстрое наградили победителей и финалистов IV Всероссийского отраслевого конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли»

Мероприятие провели замминистра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик и председатель оргкомитета конкурса, руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор. Встреча объединила специалистов и руководителей, представителей органов власти и бизнеса, а также партнеров конкурса, сыгравших важную роль в его организации, проведении и развитии. Конкурс «Лидер...

В Якутии за последние шесть лет построили 55 мостов

В Мирнинском районе Якутии открыто движение по новому мосту через реку Чуоналыр на региональной автодороге «Анабар». Это 55-й мост, построенный в республике за последние шесть лет. Строительство объекта было осуществлено в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», инициированного Президентом России Владимиром Путиным. На возведение моста было выделено более 476 млн рублей. ...

Участники III Всероссийского форума «Импортозамещение. Сделано в России» обсудили тему отечественного производства

В первый день деловой программы состоялось пленарное заседание Минстроя России и Ассоциации парков России на тему «Комфортная городская среда для российских семей. Социальные эффекты благоустройства», в ходе которого замминистра Алексей Ересько рассказал о достигнутых результатах, целях и задачах Правительства РФ и Минстроя России в направлении развития городской среды. «Основная оценка для нас...

Межведомственная комиссия включила в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства 168 недостроев

Межведомственная комиссия (МВК) по рассмотрению незавершенных объектов капитального строительства под председательством Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина приняла решение о внесении в реестр еще 168 недостроев и исключении из него 25 объектов, в том числе из-за реализации управленческих решений. «В федеральный реестр включаются незавершенные объекты, финансирование которых осущест...

Поздравление Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина с Днём народного единства

Дорогие друзья! Поздравляю вас с Днем народного единства! Праздник исторически символизирует сплоченность многонационального народа нашей великой страны и напоминает, как важно объединяться и вместе строить светлое будущее. Сегодня, в период всевозможных вызовов, именно единство и солидарность культур, традиций и обычаев являются основами успешного развития России. Наш долг – сохран...

Государственная поддержка способствовала созданию базы отдыха с доступными ценами в Приморье для резидента свободного порта Владивосток

Компания «Радио Приморье», резидент свободного порта Владивосток (СПВ), в сотрудничестве с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), открыла базу отдыха эконом-класса в бухте Триозерье Приморского края. Новый объект предоставит туристам возможность недорого и комфортно отдыхать в одной из самых живописных мест региона. Инвестиции в проект составили около 50 миллионов рублей, при этом...

20 Сентября 2014

Системы гидроизоляции (Часть 1)

О строительных системах изоляции с использованием
ПВХ мембраны «LOGICROOF T-SL»
рассказывает профессор МГСУ А.Д. Жуков


Системы гидроизоляции транспортных тоннелей

Строительство подземных транспортных сооружений связано с опасными воздействиями грунтовых, поверхностных и техногенных вод. В связи с этим становится очень важной их правильная гидроизоляция.

При сооружении транспортных тоннелей и метрополитенов (перегонных тоннелей, станций метро) открытым способом (в котлованах) и закрытым (горным) способом (новоавстрийским методом – НАТМ) гидроизоляция конструкций (обделок) тоннелей обеспечивается путем устройства, преимущественно, замкнутого по всему контуру защитного гидроизоляционного покрытия.

В соответствии с нормативами (СНиП 32-04-97, СНиП 32-02-2003, СП 32-105-2004), гидроизоляция транспортных тоннелей и метрополитенов должна отвечать ряду требований по прочности (выдерживать без разрыва допускаемые проектом деформации обделок), пожарной безопасности, устойчивости к различным воздействиям внешней среды (к химической агрессивности грунтовых вод, другим видам агрессии и воздействию микроорганизмов), долговечности, не выделять токсичных соединений в условиях строительства и эксплуатации сооружений, соответствовать требованиям ГОСТ или технических условий и иметь установленные в законодательном порядке обязательные сертификаты.

Открытый способ работ предусматривает сооружение тоннелей в котлованах с ограждающими конструкциями стен, выполненных из буросекущихся и буронабивных свай, путем устройства «стены в грунте» или шпунтового ограждения и др.

Гидроизоляция в таких сооружениях защищает несущие железобетонные конструкции тоннеля с внешней стороны (со стороны воздействия грунтовых вод).
В зависимости от инженерно-геологических условий и конструктивных решений объекта проектом предусматривается определенная конструкция гидроизоляции - с креплением ее непосредственно к стенам тоннелей или к ограждающим конструкциям котлована.

При строительстве тоннелей горным способом (наиболее прогрессивным является новоавстрийский метод - НАТМ) обделка тоннелей представляет собой двухслойную конструкцию и состоит из первичной (временной) и постоянной обделки. При сооружении тоннелей методом НАТМ крепление выработок выполняется в два этапа с устройством набрызгбетонной крепи (первичная обделка), удерживаемой стержневой анкерной системой или стальными арками, для максимального вовлечения в работу вмещающего выработку массива грунта и постоянной обделки из монолитного бетона или набрызг-бетона.

После возведения временной крепи по внутреннему контуру тоннеля (своду, стенам и лотку) выполняется устройство гидроизоляции, после чего бетонируется постоянная обделка. Для гидроизоляции двухслойных обделок тоннелей, как правило, используется полимерная мембрана (преимущественно на основе ПВХ).
Гидроизоляционные ПВХ мембраны традиционно (более 30 лет) применяются в Европе при сооружении тоннелей методом НАТМ. В настоящее время ПВХ мембраны используются для гидроизоляции подземных объектов, сооружаемых открытым способом, в т.ч. фундаментов зданий, паркингов, коллекторов, транспортных тоннелей и др.

Толщина гидроизоляционного покрытия, применяемого для транспортных тоннелей и метрополитенов, напрямую зависит от глубины заложения сооружения (гидростатического давления грунтовых вод) и наличия напорных грунтовых вод (гидродинамического давления).

По опыту применения ПВХ мембраны в европейских странах при гидростатическом давлении грунтовых вод до 0,2 МПа для гидроизоляции тоннелей рекомендуется использовать мембрану толщиной не менее 2 мм, при гидростатическом давлении более 0,2 МПа толщина мембраны должна быть не менее 3 мм.

Для эффективной работы гидроизоляционной системы с применением ПВХ мембраны (не имеющей адгезии с изолируемой конструкцией), при низкой ремонтопригодности гидроизоляции эксплуатируемых тоннелей, предусмотрена система восстановления водонепроницаемости конструкций путем нагнетания инъекционных составов в локализованные гидрошпонками участки между мембраной и изолируемой конструкцией с использованием контрольно-инъекционных штуцеров и трубок.

Все доборные материалы и конструктивные элементы (ПВХ рондели, гидрошпонки, контрольно-инъекционные штуцеры, трубки) должны быть выполнены из ПВХ или любого другого материала, совместимого (по составу и характеристикам) с гидроизоляционной ПВХ мембраной, наибольший эффект дает использование системных материалов одной фирмы.

Как показывает практика строительства и эксплуатации тоннелей, наиболее распространенным дефектом конструкций обделок тоннелей является их обводненность, поэтому при низкой ремонтопригодности гидроизоляции таких сооружений к гидроизоляционным материалам предъявляются жесткие требования, установленные СП 32-105-2004.

Материалы для устройства конструкции гидроизоляции транспортных тоннелей

ПВХ мембрана «LOGICROOF T-SL» (Корпорация ТехноНИКОЛЬ, Россия) представляет собой полимерную неармированную мембрану на основе поливинилхлорида (ПВХ) с сигнальным слоем желтого цвета. Мембрана производится на современной высокотехнологичной итальянской линии AMUT методом коэкструзии из высококачественного сырья европейских фирм (поливинилхлорида, пластификатора и специализированных присадок).

В состав ПВХ мембраны «LOGICROOF T-SL» входят специальные стабилизаторы, которые обеспечивают материалу высокую биостойкость, стойкость к воздействию различных растворов солей, слабых растворов неорганических кислот и щелочей. Антипирены, входящие в состав ПВХ мембраны, понижают группу горючести (Г3), воспламеняемость (В3), распространение пламени (РП2) и токсичность материала (Т2). ПВХ мембрана «LOGICROOF T-SL» поставляется в рулонах с разными линейными размерами полотна: шириной 2,05 м, длиной 20,0-25,0 м и толщиной 1,5-2,0 мм. Возможно производство мембраны под заказ различной длины, шириной 1,0 м

Материал может эксплуатироваться в интервале температур от –40 до +140° С и может применяться во всех климатических районах России по СНиП 23-01-99.
Однако необходимо исключить прямой контакт «LOGICROOF T-SL» со всеми материалами, содержащими битум, растворители и полимерные материалы из полистирола (EPS, XPS).

При выполнении работ по гидроизоляции материалом «LOGICROOF T-SL» необходимо дополнительно использовать крепежные элементы для точечной фиксации ПВХ мембраны к конструкциям, геотекстильное полотно или профилированную мембрану «PLANTER» в качестве защитного слоя, гидрошпонки, контрольно-инъекционные штуцеры и трубки для устройства системы восстановления водонепроницаемости конструкций и др.


Рис. 1. Рондель из ПВХ

Рондели из ПВХ – крепежные элементы для крепления гидроизоляционной мембраны к стенам и своду тоннеля (рис. 1). Гидрошпонки типа ВР-240 и НР-220 (ТУ 5775-003-96067115-2011) из пластифицированной композиции на основе ПВХ определенных типоразмеров и марок применяются для устройства: рабочих (ВР-240) и деформационных швов, и инъекционной системы (НР-220) (рис. 2, 3). Контрольно-инъекционные штуцеры и трубки из ПВХ предназначены для устройства инъекционной системы для восстановления водонепроницаемости сооружения (рис. 4).


Рис. 2. Гидрошпонки из ПВХ


Рис. 3. Монтаж гидрошпонки


Рис. 4. Контрольно-инъекционные штуцеры и трубки из ПВХ

ПВХ элемент для прохода труб (коммуникаций) диаметром 50-90 мм и 75-125 мм (рис. 5).


Рис. 5. ПВХ элемент для прохода труб )

Мембрана профилированная гидроизоляционная «PLANTER» (ТУ 5774-041-72746455-2010) из полиэтилена высокой плотности с отформованными выступами (устойчива к механическим нагрузкам и химически агрессивным средам) предназначена, в зависимости от марки и области применения, для защиты мембраны «LOGICROOF T-SL» от механических повреждений в ходе строительства объекта и для устройства дренажной системы (рис. 6).


Рис. 6. Мембрана профилированная гидроизоляционная

Геотекстильное полотно – нетканый термоскрепленный, термообработанный или иглопробивной синтетический геотекстиль на основе полиэфирных и полипропиленовых волокон плотностью 500 г/м2. Предназначено для защиты ПВХ мембраны «LOGICROOF T-SL» с двух сторон от механических повреждений. А также выполняет роль дренажа.

Шнур «Вилатерм» (ТУ 2244-058-00203387-2002) из вспененного полиэтилена закладывается в конструкции деформационных швов, а также мест сопряжений горизонтальных и вертикальных конструкций сооружения.

Герметик полиуретановый для наружных и внутренних работ – однокомпонентный высокомодульный быстросохнущий материал на основе полиуретана.
Герметик эластичный, обладает хорошей адгезией и применяется для герметизации кровельного и гидроизоляционного ковра из ПВХ мембран, устройства компенсационных и деформационных швов в бетонных конструкциях и др.

Экструзионный пенополистирол XPS (ТУ 2244-047-17925162-2006, изм. 1-3) – теплоизоляционный материал (плиты), с низким водопоглощением (не более 0,2%), химически стойкий, прочный, с низкой теплопроводностью и плотностью, применяется для теплоизоляции фундаментов зданий, эксплуатируемых кровель, подземных сооружений.


Системы гидроизоляции тоннелей

Конструкция гидроизоляции и отдельных узлов определяется проектом конкретно для каждого объекта с учетом условий эксплуатации сооружения. В разделе представлены основные возможные конструктивные элементы и узлы гидроизоляционной системы с применением мембраны «LOGICROOF T-SL».


Открытый способ сооружения тоннелей

Конструкция гидроизоляции транспортных тоннелей при открытом способе производства представляет собой сплошное замкнутое по всему контуру сооружения водонепроницаемое покрытие. Покрытие на горизонтальной поверхности (лоток, перекрытие) состоит из следующих элементов:
- защитного слоя геотекстиля с поверхностной плотностью 500 г/м2, уложенного на бетонную поверхность,
- ПВХ мембраны «LOGICROOF T-SL»,
- защитного слоя геотекстиля с поверхностной плотностью 500 г/м2, предохраняющего мембрану от механических повреждений,
- полиэтиленовой пленки,
- защитного слоя из мелкозернистого бетона В25 или цементно-песчаной стяжки М300 (за исключением мест, где уложена гидрошпонка).
Покрытие на на вертикальной поверхности включает - защитный слой геотекстиля с поверхностной плотностью 500 г/м2, ПВХ мембрану «LOGICROOF T-SL»,защитный слой геотекстиля с поверхностной плотностью 500 г/м2 ,

Устройство гидроизоляции «LOGICROOF T-SL» на вертикальных конструкциях возможно по двум вариантам (рис. 7):
- мембрана крепится к ограждающей конструкции при примыкании несущей конструкции тоннеля (обделки) непосредственно к ограждающей конструкции котлована,
- мембрана крепится к несущей конструкции тоннеля, если тоннель отстоит от ограждения котлована.


Рис. 7. Гидроизоляция тоннелей при открытом способе работ при примыкании тоннеля к ограждающей конструкции
1 – железобетонная конструкция тоннеля; 2 – защитная цементно-песчаная стяжка; 3 – защитная полиэтиленовая пленка; 4 – геотекстиль плотностью 500 г/м3; 5 – «LOGICROOF T-SL»; 6 – выравнивающая стяжка; 7 – бетонная подготовка; 8 – грунт; 9 – ограждающая конструкция; 10 – гидошпонка; 11 – рондель; 12 – сварной шов


При устройстве гидроизоляции на несущей конструкции сооружения необходимо выполнить дополнительную защиту ее от механических повреждений при обратной засыпке с помощью слабоармированных бетонных плит, кирпичной кладки, профилированной мембраны «PLANTER» и др.

В зависимости от условий эксплуатации тоннельных сооружений и гидрогеологических условий участка строительства может быть предусмотрено устройство пристенного дренажа из профилированной мембраны с геотекстилем «PLANTER - geo» и дренажных труб для отвода поверхностных и техногенных вод от стен тоннеля.

На сопряжении конструкций обделки (лоток-стена, стена-перекрытие) для обеспечения надежности гидроизоляции устанавливается компенсатор из шнура «Вилатерм» и укладывается дополнительная полоса мембраны (рис. 8).


Рис. 8. Гидроизоляция тоннелей при открытом способе работ с обратной засыпкой котлована
1 – железобетонная конструкция тоннеля;; 2 – защитная цементно-песчаная стяжка; 3 – защитная полиэтиленовая пленка; 4 – геотекстиль плотностью 500 г/м3; 5 – «LOGICROOF T-SL»; 6 – выравнивающая стяжка; 7 – бетонная подготовка; 8 – дренажная мембрана; 9 – обратная засыпка; 10 – гидрошпонка; 11 – рондель; 12 – сварной шов; 13 – шнур «Вилатерм»



При необходимости (для соблюдения комфортных теплофизических условий внутри сооружения) в конструкции тоннелей мелкого заложения на глубину промерзания грунтового массива или всю глубину конструкции предусматривают дополнительную теплоизоляцию перекрытия и стен из XPS-плит (рис. 9).



Рис. 9. Схемы изоляции: А – без утепления; Б – с утеплением
1 – грунт; 2 – монолитный бетон; 3 – XPS-плиты; 4 – геотекстиль; 5 – «LOGICROOF T-SL»; 6 – гидроизоляция; 7 – железобетонная конструкция тоннеля; 8 – линейный дренаж; 9 – основание тоннеля


Наличие и конструкция деформационных швов (ДШ) зависит от габаритов сооружения, условий эксплуатации объекта и определяется проектной документацией. Деформационный шов (ДШ) в лотковой зоне тоннелей выполняется из следующих элементов (рис. 10):
- мембраны «LOGICROOF T-SL» с устройством компенсатора (петли),
- шнура «Вилатерм», уложенного в компенсаторе,
- защитного полотна из «LOGICROOF T-SL», зафиксированного с двух сторон ДШ гидрошпонкой.

Рис. 10. Устройство деформационных щвов: А – в лотковой зоне тоннеля; Б – на вертикальной конструкции (стене)
1 – железобетонная фундаментная плита; 2 – защитная цементно-песчаная стяжка; 3 – защитная полиэтиленовая пленка; 4 – геотекстиль плотностью 500 г/м3; 5 – «LOGICROOF T-SL»; 6 – базальтовое волокно; 7 – бетонная подготовка; 8 – негорючий герметик; 9 – плита XPS; 10 – гидрошпонка; 11 – ограждающая конструкция; 12 – сварной шов; 13 – шнур «Вилатерм»


Гидрошпонка для ДШ устанавливается во время бетонирования лотка, верхняя часть ДШ заполняется негорючим уплотненным базальтовым волокном, шнуром «Вилатерм» и герметизируется негорючим герметиком.

Деформационный шов на вертикальной конструкции (стене) выполняется с применением специальной гидрошпонки и без компенсатора из ПВХ мембраны.
Герметизация узла ввода коммуникаций может выполняться по двум вариантам (рис. 11): с помощью фланцевого соединения, с использованием специального ПВХ элемента для прохода труб.


Рис. 11. Устройство узла ввода коммуникаций: А – с помощью фланцевого соединения; Б – с использованием специального ПВХ элемента
1 – железобетонная конструкция тоннеля; 2 – выравнивающий слой; 3 – защитный слой; 4 – геотекстиль плотностью 500 г/м3; 5 – «LOGICROOF T-SL»; 6 – обратная засыпка; 7 – фланцевое соединение; 8 – сварка проходной металлической гильзы и фланцевого соединения; 9 – уплотнительная ПВХ-шайба; 10 – полиуретановый герметики; 11 – крепежный профиль; 12 – ПВХ-элемент для прохода труб; 13 – хомут; 14 – сварной шов


Для проведения работ по ремонту гидроизоляции на стадии строительства объекта гидроизоляционное покрытие разбивается ПВХ гидрошпонками ТехноНИКОЛЬ тип НР-220 на прямоугольные участки (карты) с приваренными на них контрольно инъекционными штуцерами с трубками. Во время ремонтных работ через трубки выполняется инъекция гидроизоляционных составов для восстановления водонепроницаемости отдельных участков гидроизоляционного ковра (рис. 12, 13, 14).


Закрытый способ сооружения тоннелей

Гидроизоляция в тоннелях, сооружаемых закрытым способом (преимущественно, НАТМ), выполняется в виде замкнутого контура или по своду и стенам с устройством дренажной системы (рис. 15) и состоит из следующих элементов:
- защитного слоя геотекстиля с поверхностной плотностью 500 г/м2 ,
- мембраны «LOGICROOF T-SL»,
- защитного слоя геотекстиля с поверхностной плотностью 500 г/м2 (определяется проектом).

ПВХ мембрана крепится по стенам и своду к первичной обделке с помощью ронделей, а геотекстильное полотно, монтируемое между первичной обделкой и ПВХ мембраной, выполняет роль дренажной системы, по которой вода, поступающая через дефекты во временной крепи, стекает в дренажные трубы (уложенные вдоль тоннеля в его основании).

Кол-во просмотров: 19192
На правах рекламы
Яндекс.Метрика