Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 407-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства»
Согласно поправкам Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства вправе безвозмездно передавать принадлежащие ему земельные участки (в том числе с расположенной на них недвижимостью Фонда), а также иное имущество в собственность публично-правовых образований (России, субъекта Федерации, муниципального образования).
Это позволит более эффективно реализовывать приоритетные проекты и программы, имеющие важное социально-экономическое значение для государства.
Передача допускается в установленных решениями или поручениями Президента РФ случаях образованиям, определяемым распоряжениями Правительства РФ. Регламентирован порядок подготовки и принятия Фондом решения о передаче имущества.
Ранее имущество Фонда могло передаваться лишь юридическим лицам.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 378-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.2 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»
Согласно ранее действовавшему законодательству, до 1 января 2011 г. Москве передавались полномочия Российской Федерации по организации и проведению госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении уникальных столичных объектов капстроительства. Кроме того, Москва временно могла проводить соответствующий строительный надзор.
Напомним, что к таким объектам относятся, в частности, те, высота или пролеты которых превышают 100 м, либо имеющие консоли от 20 м, либо уходящие под землю на глубину свыше 10 м.
Внесенными поправками указанный срок передачи полномочий продлевается до 1 января 2013 г.
Это позволит закрепить и продолжить положительный опыт проведения в Москве такой важной составляющей строительно-инвестиционного процесса.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»
Срок деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства продлен до 2013 г.
Скорректированы условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Так, региональные адресные программы по капремонту многоквартирных домов должны предусматривать установку общедомовых приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой и электроэнергии, горячей и холодной воды, газа). В программы субъектов Федерации по переселению граждан из аварийного жилищного фонда могут включаться многоквартирные дома, признанные аварийными в период с 1 января 2007 г. до 1 января 2010 г. (ранее – только до 1 января 2007 г.).
Предусмотрена возможность выкупа аварийного жилья у граждан, имеющих другие пригодные для проживания помещения. Жилье для предоставления переселяемым может приобретаться на вторичном рынке. При этом ограничена его предельная стоимость.
Определены сроки реализации региональных программ.
Уточнены лимиты предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда субъектам Федерации.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.
Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2010 г. N 1016 «Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов»
Утверждены Правила отбора инвестпроектов и принципалов для предоставления госгарантий по кредитам/облигационным займам, привлекаемым на осуществление таких проектов.
Отбираются проекты (включая взаимосвязанные), которые осуществляются в рамках модернизации российской экономики, имеют общегосударственное значение и соответствуют Основным направлениям деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. Необходимо, чтобы они были направлены на создание новых и (или) на реконструкцию существующих социальных, агропромышленных, промышленных, коммунальных и транспортных объектов и их последующую эксплуатацию. Реализовывать их должны коммерческие организации.
Для допуска к отбору проект должен соответствовать 4 критериям. Полная стоимость – не менее 5 млрд. руб./175 млн. долл. США. Минимум 15% от нее принципал финансирует за счет собственных средств. Доля господдержки не должна превышать 75%. Объем финансирования за счет упомянутых кредитов/займов – не более 50%.
Принципал также должен соответствовать 4 критериям. Первый – его участники (акционеры) с более чем 10% в уставном капитале и руководящий состав, а также привлекаемые к реализации подрядчики имеют успешный опыт выполнения соответствующих проектов. Второй – у принципала и его участников (акционеров) нет просроченной (неурегулированной) задолженности по обязательствам перед государством и платежам в бюджетную систему. Третий – в отношении принципала не возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве). Четвертый – сторонние инвесторы (соинвесторы) и (или) кредитные организации документально подтвердили, что они готовы профинансировать ту долю проекта, которая не обеспечена господдержкой и собственными средствами участников (акционеров).
Для участия в отборе принципал формирует пакет документов (перечень приводится) и подает его в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере реализации проекта. Данный орган в течение 30 дней рассматривает материалы и направляет их вместе со своим заключением в межведомственную комиссию Минэкономразвития России. Она принимает решение в течение 3 месяцев.
Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2010 г. N 1098 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2010 г. N 596»
С 17 270 800 до 39 487 529,5 тыс. руб. увеличены субсидии, предоставляемые Государственной компании «Автодор» в 2010 г. из федерального бюджета. За счет них организуются строительство и реконструкция ряда автодорог. Закреплено, что 4 млрд. руб. выделяются из ассигнований, предусмотренных на дополнительные меры по поддержке отраслей экономики, социальной сферы и рынка труда.
Уточнено распределение субсидий. Так, больше средств направляется на автодороги М-4 «Дон»(16 212 311,9 вместо 8 518 200 тыс. руб.), М-1 «Беларусь» (13 878 142 вместо 5 701 300 тыс. руб.), Москва - Санкт-Петербург (9 281 275,6 вместо 2 935 500 тыс. руб.).
Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2010 г. N 1102 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Краснодарского края на строительство отдельных олимпийских объектов и объектов, обеспечивающих их функционирование, а также на реализацию мероприятий по развитию инфраструктуры г. Сочи»
Краснодарскому краю из федерального бюджета выделяются субсидии на строительство олимпийских объектов и развитие инфраструктуры г. Сочи.
Согласно поправкам, средства могут направляться, в том числе, на строительство (реконструкцию, капремонт) пешеходных улиц и набережных названного города.
Уточнены целевые показатели эффективности использования субсидий по мероприятиям развития инфраструктуры Сочи. Исключен такой критерий оценки, как увеличение пропускной способности дорог.
Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2010 г. N 1103 «О внесении изменений в Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта»
Пересмотрена программа строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горноклиматического курорта.
В нее более не входит ГЭС на р. Мзымта мощностью не менее 82 МВт с подземным деривационным тоннелем.
В то же время включены следующие автодороги. К микрорайону жилой застройки северного склона «Бытха». По ул. Фабрициуса на участке от Курортного просп. до ул. Транспортной. По ул. Гагарина под железнодорожным путепроводом в районе ул. Чайковского. По ул. Авиационной в месте примыкания к федеральной автодороге М-27 Джубга - Сочи до границы с Абхазией на участке Адлер - Веселое.
В программу вошел санаторий работников прокуратуры «Электроника» (3 звезды на 333 номера в Хостинском районе). Предусмотрены проектные и изыскательские работы, реконструкция.
Теперь по некоторым объектам вместимость не указывается. Речь идет о горнолыжном центре с инженерной защитой территории (хребет Аибга, урочище Роза Хутор). О совмещенном комплексе для соревнований по лыжным гонкам и биатлону (хребет Псехако). О санно-бобслейной трассе с инженерной защитой и внеплощадочными сетями электро-, водоснабжения и канализации. О комплексе трамплинов К-125, К-95. О сноуборд-парке, фристайл-центре с инженерной защитой территории.
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2010 г. N 974 «О внесении изменений в Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта»
Уточнена программа строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горноклиматического курорта.
В Имеретинской низменности будет построен четырехзвездочный гостиничный комплекс на 700 номеров. Ранее планировалось возвести также комплекс на 420 номеров.
Гостинично-парковый комплекс «Содружество» в Имеретинской низменности будет строить ООО «Топ проджект».
Также будут построены курортный клуб «Старая мельница», отель «Солнечный луч Doubletree by Hilton», санатории «Кавказская Ривьера» и «Магадан», пансионат «Подмосковье» и др.
Распоряжение Правительства РФ от 3 декабря 2010 г. N 2164-р
Регионам выделяют субсидии из федерального бюджета. Цель – возместить затраты на уплату процентов по кредитам, полученным для обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой. Речь идет о регионах, которые участвуют в подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» ФЦП «Жилище».
Утверждено распределение субсидий, предусмотренных на 2010 г. Общий их размер – 393 411,276 тыс. руб.
Средства получат Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Амурская, Белгородская, Ивановская, Калининградская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Свердловская и Тамбовская области.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/757
Минфин России пояснил, что затраты на ликвидацию объекта незавершенного строительства включаются во внереализационные расходы.
Они признаются в том налоговом периоде, в котором фактически были проведены соответствующие мероприятия.
Стоимость ликвидируемых объектов не уменьшает базу по налогу на прибыль.
Законодательство Москвы и Московской области
Постановление правительства Москвы от 28 декабря 2010 г. N 1096-ПП «О размере платы за выдачу кадастрового паспорта здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства»
Установлен размер платы за выдачу кадастрового паспорта в отношении объектов, которые были поставлены на госучет до 1 января 2010 г.
Для физических лиц сумма составляет 444 руб., а для юридических лиц – 998 руб.
Постановление правительства Москвы от 20 декабря 2010 г. N 1072-ПП «О реорганизации Комитета города Москвы по государственной экспертизе проектов и ценообразования в строительстве»
Комитет по государственной экспертизе проектов и ценообразования в строительстве преобразован в Комитет по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов.
На Комитет возлагаются функции по изучению инновационных технологий в строительстве, рассмотрению и отбору для применения результатов научно-исследовательских работ, технических и технологических решений, конструкций, материалов и оборудования, обеспечивающих повышение эксплуатационных свойств зданий и сооружений, снижение стоимости и сроков строительства.
Кроме того, Комитет осуществляет комплекс мероприятий по подготовке разработки и внедрения новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве, сформированной в уровне цен по состоянию на 1 января 2012 г.
Постановление правительства Москвы от 2 декабря 2010 г. N 1046-ПП «О совершенствовании системы управления в сфере градостроительной политики и строительства города Москвы»
Принято решение образовать Департамент строительства г. Москвы путем слияния Департамента городского заказа капитального строительства (Мосгорзаказ) и Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства.
Функции Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства по разработке схем и программ развития и функционирования транспортной системы и дорожной инфраструктуры, а также по эксплуатации автоматизированных аналитических и информационных систем и ресурсов для обеспечения строительства дорожно-мостовых объектов города возлагаются на Департамент транспорта и связи.
Департамент городского строительства преобразуется в Департамент градостроительной политики. Департаменту строительства передаются его функции, связанные с проектированием, строительством, реконструкцией объектов капитального строительства и обеспечением контроля и координации проектирования и строительства объектов капитального строительства.
Распоряжение правительства Москвы от 29 декабря 2010 г. N 2631-РП «О мерах по недопущению приостановки строительно-монтажных работ на территории города Москвы»
Мосгосстройнадзору до 31 декабря 2010 г. поручено обеспечить продление на 3 месяца сроков действия разрешений на строительство по объектам, по которым ведутся строительно-монтажные работы и сроки действия разрешений на строительство которых заканчиваются в период с 1 декабря 2010 г. до 1 февраля 2011 г.
Постановление правительства Московской области от 1 декабря 2010 г. N 1058/57 «Об утверждении адресной программы Московской области «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории муниципальных образований Московской области»
Цель Программы – создание безопасных и благоприятных условий для проживания граждан в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории Московской области. Для достижения цели поставлена задача оказать финансовую поддержку собственникам помещений в многоквартирных домах на проведение капитального ремонта. Необходимые средства выделяются из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетов муниципальных образований Московской области. Общий объем финансирования Программы в период ее реализации (2010-2011 гг.) определен в сумме 1 456 455 134,37 руб.
Урегулирован вопрос привлечения подрядных организаций для выполнения ремонтных работ.
Приведен перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту. Утвержден предельный размер предельной стоимости проведения ремонта в расчете на один квадратный метр площади помещений. Закреплен реестр многоквартирных домов по видам ремонта.
Определены органы, осуществляющие контроль за ходом исполнения запланированных мероприятий.
Представлены планируемые показатели выполнения адресной Программы. Ожидается выполнение ремонта 277 многоквартирных домов.
Распоряжение первого заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы от 14 декабря 2010 г. N 79-РЗМ «О создании Штаба по решению оперативных вопросов, связанных с увеличением интенсивности строительства Московского метрополитена»
Создан Штаб по решению оперативных вопросов, связанных с увеличением интенсивности строительства Московского метрополитена. Штаб координирует действия органов исполнительной власти города, городских организаций и строительных организаций по решению оперативных вопросов, связанных с увеличением интенсивности строительства.
В состав Штаба входят представители отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти и территориальных отделений федеральных органов исполнительной власти.
Мониторинг подготовлен юристами компании «Гарант». С полными текстами документов можно ознакомиться в системе ГАРАНТ