Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
С 3 до 1 года сокращен срок передачи региональным властям полномочий России по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимости, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства принято соответствующее решение. До 1,5 лет составляет такой срок в отношении участков для создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, размещения объектов инфраструктуры.
Регионы вправе устанавливать во время аукционов по продаже права заключить договор аренды таких земель для жилищного строительства, в т. ч. для их комплексного освоения, требования к параметрам и характеристикам планируемого развития территории.
Госрегистрация прав на земельный участок приостанавливается, если в госкадастре недвижимости отсутствуют сведения о координатах характерных точек его границ или одна из границ пересекает границу другого участка. Дополнен перечень исключений из данной нормы: регистрация прав, возникших в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы 1 или несколько участков. При этом тот, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
До 1 января 2012 г. земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, можно будет продавать также юрлицам-собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений. Условие - переоформление ими права постоянного (бессрочного) пользования участками.
Уточнены некоторые положения, касающиеся приобретения арендуемых земельных участков собственниками находящихся на них зданий (строений, сооружений).
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты.
Даны определения терминам "реконструкция объектов капитального строительства", "капитальный ремонт". Разъяснено, что понимается под реконструкцией и капремонтом линейных объектов.
Капремонтом считается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капстроительства или элементов таких конструкций (кроме несущих), систем (сетей) их инженерно-технического обеспечения. Речь идет и о замене отдельных элементов несущих конструкций на аналогичные или иные улучшающие их показатели.
В настоящее время реализуются региональные адресные программы по капремонту многоквартирных домов за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Разрешено устанавливать особенности отнесения видов работ к деятельности по ремонту названных строений.
Если в результате капремонта многоквартирных домов могут быть изменены параметры или части этих сооружений (высота, площадь, объем), проектная документация на такие работы должна пройти госэкспертизу. Это касается также замены и (или) восстановления несущих конструкций таких зданий или иных улучшающих их показателей. Исключение - замена отдельных элементов несущих конструкций на аналогичные.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Приняты поправки к Градостроительному кодексу РФ и отдельным законодательным актам.
Определено, что разрешение на строительство выдает орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением некоторых случаев.
Закреплен перечень случаев, когда разрешение на строительство выдает иной орган. Так, федеральный орган управления государственным фондом недр предоставляет его в отношении объекта капстроительства на участке, предоставленном пользователю недр для ведения работ по их использованию.
Предусмотрена возможность досрочного прекращения действия разрешения на строительство. Такое решение принимает уполномоченный орган, который выдал указанный документ, в течение 30 рабочих дней. Это возможно, если расторгнут договор аренды или другой, на основании которых возникли права на землю. Речь идет и о принудительном прекращении права собственности и иных прав на участки и др.
Урегулирована процедура внесения изменений в разрешение на строительство.
Физлицо (предприятие), которое приобрело права на земельный участок, может на нем строить, реконструировать объект капстроительства в соответствии с разрешением, выданным прежнему правообладателю.
Необходимо письменно уведомлять уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы о переходе прав на участки, пользование недрами, об образовании земельного участка.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, кроме положений, для которых предусмотрен иной срок.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Цель поправок - усилить административную ответственность за нарушения в области технического регулирования.
Нормы, которые ее устанавливают, сгруппированы в нескольких статьях. В частности, наказываются следующие деяния. Нарушение техрегламентов либо обязательных требований, применяемых до вступления их в силу. Выпуск в обращение продукции, не соответствующей установленным требованиям. Маркировка знаком обращения на рынке (знаком соответствия), если оно не подтверждено. Недостоверное декларирование соответствия продукции. Нарушение правил выполнения работ по сертификации. Представление недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений. В отдельных случаях предусмотрена дисквалификация на срок до 1 года.
Если некоторые нарушения совершаются повторно в течение года, санкция увеличивается. Предусмотрена возможность конфисковать товар.
Вводятся административные штрафы за нарушение обязательных требований в отношении продукции, работ, услуг, являющихся предметом оборонного заказа. Для должностных лиц - от 40 до 50 тыс. руб. Для организаций - от 0,7 до 1 млн руб.
Уточняется компетенция по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствующей сфере.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после официального опубликования.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Вносятся изменения в Градостроительный кодекс РФ и другие федеральные законы.
Прежде проектную документацию готовили также при капремонте объектов капитального строительства, затрагивающем конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности. Нужно было получать разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. Вместо этого установлено следующее. Если проводится капремонт данных объектов, то готовятся отдельные разделы проектной документации по заданию застройщика или заказчика в зависимости от содержания выполняемых работ. Данные разрешения не требуются. При капремонте государственный строительный надзор не осуществляется.
В отношении указанных выше разделов проектной документации не проводится государственная экспертиза. Исключение - капремонт автодорог общего пользования.
В случае строительства, реконструкции линейных объектов разрешение подтверждает, что документация соответствует проектам планировки и межевания территории.
Расширение опасного производственного объекта (ОПО) исключается из перечня видов деятельности в области промышленной безопасности.
Уточнено, когда проводится экспертиза промышленной безопасности. Она обязательна для проектной документации на капремонт ОПО. В отношении документации на техническое перевооружение ОПО ее нужно проводить только в случае, если та не входит в состав проектной документации, подлежащей госэкспертизе.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства"
Приняты поправки к Закону, регулирующему содействие развитию жилищного строительства. Они касаются строительства жилья эконом-класса для отдельных категорий бюджетников.
Речь идет об определенных категориях граждан из числа военнослужащих, работников федеральных госорганов, ФГУПов, ФГУ, а также государственных научных центров, ФГОУ ВПО, государственных академий наук, созданных ими или подведомственных им организаций. Им предоставлено право на однократное включение в списки лиц, которые могут быть принятыми в члены жилищного, жилищно-строительного кооперативов, и однократное вступление в его члены.
Земельные участки Фонда содействия развитию жилищного строительства могут быть безвозмездно предоставлены соответствующим кооперативам в срочное пользование. Цель - строительство многоквартирных, жилых домов (в т. ч. объектов индивидуального жилищного строительства), а также объектов инженерной инфраструктуры в границах этих участков (строящееся жилье должно отвечать характеристикам эконом-класса).
Соответствующий договор безвозмездного срочного пользования заключается в течение 1 месяца с даты представления документов, подтверждающих уплату не менее 30% суммы всех паевых взносов.
С даты уведомления Фонда о вводе в эксплуатацию многоквартирного дома он подает заявление об отказе от права собственности на земельный участок, на котором расположен дом. Предусмотрена также безвозмездная передача образованных земельных участков Фонда, предназначенных для размещения объектов индивидуального жилищного строительства или занятых жилыми домами (в т. ч. объектами индивидуального жилищного строительства), в собственность гражданам, являющимся членами кооператива.
Установлены требования к учредительным документам кооперативов.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования.
Федеральный закон от 12 июля 2011 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства"
Устанавливаются особенности банкротства застройщиков.
К участию в деле привлекается региональный орган исполнительной власти по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иной недвижимости.
Арбитражный суд устанавливает наличие у участника строительства требований в рамках дела о банкротстве в том числе путем признания сделок с застройщиком и (или) третьими лицами, действовавшими в его интересах, притворными.
Открытие конкурсного производства в отношении застройщика - основание, позволяющее участникам строительства в одностороннем порядке отказаться исполнять договор.
В качестве обеспечительной меры арендодателю могут запретить распоряжаться земельным участком, на котором начато строительство или уже возведен объект.
Денежные требования граждан-участников строительства отнесены к 3 очереди.
Права застройщика на незавершенный объект и земельный участок можно передать в качестве отступного специализированному потребительскому кооперативу, созданному участниками строительства. Определено, когда требования последних погашаются путем передачи жилых помещений. В первом и во втором случаях должны выполняться определенные условия.
Третье лицо вправе погасить текущие платежи и требования кредиторов 1-2 очередей, чтобы обеспечить возможность передать объект незавершенного строительства или жилые помещения.
Закреплено, как погашаются требования граждан по денежным обязательствам. Установлены особенности расчетов с кредиторами в случае реализации предмета залога (объекта строительства, земельного участка и (или) прав на них).
Согласно внесенным поправкам в АПК дела о несостоятельности (банкротстве) теперь рассматриваются судьей единолично.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после официального опубликования. А положение о том, что при банкротстве застройщиков не применяется статья, в соответствии с которой определяется размер денежных обязательств, возникающих из финансовых договоров, - с 1 января 2012 г.
Постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г. N 608 "О субсидиях, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социального развития, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации..."
Из бюджета страны выделяются субсидии, чтобы софинансировать строительство и реконструкцию региональных и (или) муниципальных объектов капитального строительства в сфере здравоохранения и социального развития. Речь идет о тех, которые не включены в федеральные целевые программы.
Закреплено, как предоставляются средства.
С Минздравсоцразвития России заключается соглашение. Перечислены условия последнего.
В региональном (местном) бюджете должны быть ассигнования на исполнение указанных расходных обязательств. Также необходимо, чтобы критерии, устанавливаемые актами субъектов Российской Федерации (муниципалитетов), по значениям соответствовали показателям результативности предоставления субсидий. Всего их 2. Первый - это прирост технической готовности за текущий финансовый год. Второй - соблюдение сроков выполнения работ и ввода объектов в эксплуатацию.
Закреплено, как рассчитывается уровень софинансирования, если объем последнего не определен Правительством РФ.
В некоторых случаях объем субсидии сокращается. Максимум - 50%. Высвобождающиеся средства могут распределяться между другими получателями.
Утверждено распределение субсидий на 2011 г. Всего - 2 296,2 млн руб. Средства направляются Бурятии, Карачаево-Черкесии, Мордовии, Красноярскому краю, Воронежской, Иркутской, Смоленской и Тверской областям.
Постановление Правительства РФ от 15 июля 2011 г. N 580 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 июня 2011 г. N 771 "О мерах по финансированию строительства и оснащения оборудованием медицинских центров в Приморском крае"
Ранее решено было прекратить строительство федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования во Владивостоке.
Госкорпорация "Ростехнологии" должна направить средства на закупку оборудования и оснащение медцентра (2,5 млрд руб.), строительство гостиницы с реабилитационным центром Дальневосточного федерального университета (1 млрд руб.). Также речь идет о софинансировании совместно с администрацией Приморского края строительства краевого медцентра на основе нулевого цикла. Первоначально он предназначался для федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования во Владивостоке. На эти цели следует выделить не более 1,3 млрд руб. Общий объем предоставляемых средств - 4,8 млрд руб.
После реализации перечисленных мероприятий нужно передать упомянутые оборудование и имущество, гостиницу с реабилитационным центром в федеральную собственность для последующего закрепления за Дальневосточным федеральным университетом.
Доли Ростехнологии в праве собственности на краевой медцентр следует передать в собственность Приморского края.
В связи с этим Минрегион России совместно с Минобрнауки РФ, госкорпорацией "Ростехнологии" и с привлечением ЗАО "КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ" должны разработать техзадание на проектирование строительства гостиницы с реабилитационным центром, провести госэкспертизу проектной документации и др. Срок - 1 месяц.
Одной из задач строящегося центра Дальневосточного федерального университета является оказание специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, медпомощи в области травматологии, ортопедии и эндопротезирования. Он должен быть построен и оснащен оборудованием до 2013 г.
Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 592 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. N 1088"
Субъектам Федерации в 2011 г. из федерального бюджета предоставляются субсидии. Цель - софинансирование объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования общегосударственного или межрегионального значения, предусмотренных ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010- 2015 гг.)".
Расширен перечень регионов, которым такие субсидии распределены. Так, для Калининградской области выделено 5426770,4 тыс. руб., Липецкой - 500000 тыс. руб., а Томской - 2856600 тыс. руб.
Высший исполнительный орган госвласти субъекта Федерации до 15 августа, а не 1 февраля 2011 г. подает в Росавтодор заявление о предоставлении субсидии для заключения в 2011 г. соответствующего соглашения.
Уровень софинансирования расходных обязательств субъектов Федерации за счет субсидии на строительство (реконструкцию) объектов установлен на уровне не выше 95 процентов годового объема бюджетных инвестиций в объект.
Письмо Министерства регионального развития РФ от 15 июля 2011 г. N 18769-АП/08
Приведены индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных, проектных, изыскательских и прочих работ и затрат, а также оборудования на III квартал 2011 г. Они разработаны к сметно-нормативной базе 2001 г.
Индексы применяются для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке конкурсной документации и общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере по объектам капстроительства, финансируемым из федерального бюджета. Они не предназначены для взаиморасчетов за выполненные работы.
Индексы приведены без учета НДС.
Законодательство Москвы
Закон г. Москвы от 6 июля 2011 г. N 32 "О признании утратившим силу Закона города Москвы от 15 декабря 2004 года N 88 "О градостроительном кадастре города Москвы" и внесении изменений в отдельные законы города Москвы в части информационного обеспечения градостроительной деятельности"
В связи с введением в действие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности признан утратившим силу Закон о градостроительном кадастре города. Соответствующие изменения внесены в ряд других законов города.
Постановление Правительства Москвы от 15 июля 2011 г. N 316-ПП "О приоритетных направлениях развития науки и техники в городе Москве на 2011 год и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 10 марта 2009 г. N 186-ПП"
Мониторинг подготовлен юристами компании "Гарант". С полными текстами документов можно ознакомиться в системе ГАРАНТ