Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»
Цель закона – урегулировать отношения, возникающие в связи с производством, передачей и потреблением теплоэнергии (мощности) и теплоносителя.
В качестве теплоснабжающей организации выступает лицо, имеющее в собственности (на ином основании) источники энергии или тепловые сети.
Потребители, в том числе застройщики, желающие подключиться к системе теплоснабжения, должны заключать договоры и вносить регулируемую плату.
Установлен исчерпывающий перечень регулируемых тарифов на товары и услуги в сфере теплоснабжения. Цены на иные виды товаров и услуг определяются сторонами.
Тарифы могут быть одноставочными, двухставочными, дифференцироваться по видам (параметрам) теплоносителя, по группам потребителей, по зонам дальности передачи энергии.
Определены особенности теплоснабжения многоквартирных домов. Заключается отдельный договор. В нем предусматривается поставка тепловой энергии (мощности) и теплоносителя в объемах, необходимых для предоставления коммунальных услуг.
Количество реализуемых тепловой энергии и теплоносителя учитывается с помощью специальных приборов. Их устанавливают собственники источников или установок.
Приборы учета в новом многоквартирном доме должен устанавливать застройщик за свой счет. Это нужно сделать до того, как получено разрешение на ввод в эксплуатацию.
Теплоснабжающие организации должны иметь допуск к работам, которые обеспечивают функционирование систем теплоснабжения. Его выдает саморегулируемая организация. Закреплен ее статус.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 564 «Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
На 2011-2014 гг. распределены бюджетные инвестиции в проектирование, строительство и реконструкцию объектов капстроительства федеральных госучреждений, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России.
Речь идет, в частности, о реконструкции Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов им. академика В.И. Шумакова и о строительстве клинико-хирургического комплекса.
Инвестиции также направят на строительство лечебно-реабилитационного комплекса (корпус 2) при Федеральном Центре сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова.
Определены общие (предельные) объемы бюджетных инвестиций, в том числе на проектные и изыскательские работы.
Распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2010 г. № 1201-р
Разработана Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в России до 2030 г.
Цели – преодолеть текущий кризис и создать условия для предотвращения и смягчения подобных явлений, создать эффективный первичный рынок ипотечного жилищного кредитования и др.
Планируется, в частности, решить основные проблемы несбалансированности на рынке жилья, улучшить качество стандартов жилищного обеспечения.
Целесообразно поддерживать стабильность на рынке ипотеки. Предполагается задействовать долгосрочные ресурсы институциональных инвесторов, в том числе системы пенсионного обеспечения и резервы страховых компаний.
Планируется развивать инвестирование средств в ипотечные ценные бумаги.
Государство и участники рынка ипотечного жилищного кредитования должны повышать финансовую грамотность населения. В связи с этим предполагается разработать специальные образовательные программы.
Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа.
К концу первого этапа (2010-2012 гг.) планируется обеспечить жильем 23% семей. Доля сделок с ипотекой на рынке жилья составит 20%, а объемы выдачи кредитов в год – 490 тыс.
На втором этапе (2013-2020 гг.) предполагается сформировать сегменты найма и строительства жилья кооперативами и другими жилищными некоммерческими объединениями граждан. К концу 2015 г. доля семей, которым будет доступна ипотека, достигнет 30%.
К концу 2020 г. средневзвешенная ставка по ипотеке снизится до 6% годовых (если индекс потребительских цен составит 4% годовых).
К 2030 г. доля семей, имеющих возможность приобретать жилье с помощью ипотеки, достигнет 60%. Возможно, появятся другие типы кредитов под залог жилых помещений.
Определены основные целевые показатели развития рынка.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 июля 2010 г. № 03-04-05/9-395
При продаже квартиры, находившейся в собственности менее 3 лет, плательщик может получить вычет по НДФЛ. Предельный размер – 1 млн. руб.
Если жилье находилось в собственности 3 года и более, то размер вычета равен стоимости проданной квартиры.
При приобретении (строительстве) жилья также можно получить вычет по НДФЛ в сумме произведенных расходов, не превышающих 2 млн. руб. (до 1 января 2008 г. – 1 млн. руб.).
Вычет предоставляется за тот налоговый период, в котором возникло право получить его, или в последующие периоды.
Если квартира куплена в строящемся доме, то право на вычет можно подтвердить актом о ее передаче, а если в существующем – документом о праве собственности.
Например, акт о передаче квартиры подписан в 2010 г. Соответственно, вычет предоставляется при подаче декларации за этот год.
За предыдущие налоговые периоды вычет получить нельзя.
Письмо Министерства регионального развития РФ от 13 июля 2010 г. № 26873-КК/08
С 1 июля 2010 г. действует новый перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства. Речь идет об инженерных изысканиях, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции и ремонте.
То, что прежний список утратил силу, не отменяет действие свидетельств о допуске, выданных в соответствии с ним. Работать по ним можно, если вид деятельности предусмотрен новым перечнем.
Разработана таблица соответствия видов работ по проектированию и инженерным изысканиям из прежнего и нового списков.
Разъяснено, что без определения сферы деятельности саморегулируемая организация не вправе утверждать требования к выдаче свидетельств о допуске и предоставлять их заявителям.
Так как в новом перечне были уточнены виды работ, то на общем собрании членов необходимо скорректировать требования к выдаче свидетельств о допуске. Должное внимание нужно уделить особо опасным, технически сложным и уникальным объектам.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 июля 2010 г. № 03-03-05/150
С 1 января 2009 г. введена система саморегулирования в строительстве. С 1 января 2010 г. отменено лицензирование соответствующих работ.
Саморегулируемые организации (СРО) выдают своим членам свидетельства о допусках к работам, которые влияют на безопасность объектов капстроительства.
Минфин России пояснил, что расходы в виде вступительных, членских взносов, а также взносов в компенсационный фонд СРО учитываются при налогообложении прибыли.
Если применяется метод начисления, то расходы признаются единовременно.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 июля 2010 г. № 03-04-05/9-386
При приобретении (строительстве) жилья можно получить имущественный вычет по НДФЛ в сумме произведенных расходов, не превышающих 2 млн руб.
Вычет предоставляют за тот период, в котором возникло право получить его.
Если, например, свидетельство о праве собственности на построенный жилой дом получено в 2009 г., то право на вычет также возникло в этом году.
Если в предыдущих налоговых периодах право получить вычет не возникло, то его не могут предоставить в отношении доходов за 2008 г.
Данную позицию поддерживает Конституционный Суд РФ.
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 июля 2010 г.
№ 2450 «Об утверждении изменений, которые вносятся в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г.
№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 апреля 2009 г. № 1573»
Пересмотрен перечень национальных стандартов, которые помогут соблюдать требования техрегламента о пожарной безопасности. Их применяют добровольно.
Теперь в него входит 221 стандарт (изначально – 162). В частности, включены ГОСТы, предусматривающие дополнительные требования к пожарным установкам.
Ранее можно было целиком применять ГОСТы, определяющие требования к инструменту для пожарных работ, к специальным шкафам, оборудованию для обслуживания пожарных рукавов. Теперь речь идет об отдельных положениях.
Законодательство Москвы и Московской области
Закон Московской области от 1 июля 2010 г. № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области» (принят постановлением Московской областной Думы от 24 июня 2010 г. № 5/124-П)
Законом определяются основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований региона по защите прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилого помещения на территории субъекта РФ для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков. Указаны правоотношения, на которые действие Закона не распространяется.
Для обеспечения защиты прав пострадавших соинвесторов уполномоченный Правительством Московской области орган: взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами по вопросам защиты их интересов; утверждает порядок ведения Сводного перечня проблемных объектов; согласовывает органам местного самоуправления перечень мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав соинвесторов; осуществляет контроль за сроками завершения строительства и т.д. Органы местного самоуправления, в свою очередь, принимают решение о признании объекта строительства проблемным и не позднее 15 календарных дней обращаются в правоохранительные органы с заявлением о проведении проверки целевого использования привлеченных денежных средств граждан. Указано, что органы местного самоуправления имеют право изменять порядок, условия и сроки внесения арендной платы за предоставленный земельный участок для нового застройщика, оптимизировать выданные технические условия на присоединение к инженерным сетям, а также изменять по согласованию с новым застройщиком долю, подлежащую передаче в собственность муниципальному образованию после завершения строительства проблемного объекта.
Урегулирован порядок формирования перечня проблемных объектов. Закреплены сведения, которые заносятся в соответствующий Перечень. Отмечено, что после удовлетворения требований пострадавших соинвесторов объект из Перечня исключается.
Установлен порядок ведения и определена структура Реестра пострадавших соинвесторов. Представлен перечень документов, которые пострадавший соинвестор подает вместе с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления для включения в Реестр. Рассмотрение материалов осуществляется в течение 20 дней, после чего выносится решение о включении или об отказе во включении пострадавшего соинвестора в Реестр. Утвержден перечень оснований для принятия отрицательного решения.
Закон вступает в силу через 60 дней после его официального опубликования.
Распоряжение Правительства Москвы от 27 июля 2010 г. № 1562-РП «О мерах по обеспечению проектирования и строительства футбольных полей с искусственным покрытием и инфраструктурой на территории административных округов города Москвы»
В городе в 2010-2014 гг. планируется построить 10 футбольных полей с искусственным покрытием и соответствующей инфраструктурой на территориях административных округов (по одному комплексу в каждом административном округе). Строительство будет осуществляться в 4 этапа.
Распоряжение Правительства Москвы от 6 июля 2010 г. № 1412-РП «О Координационном совете по вопросам взаимодействия с саморегулируемыми организациями в строительном комплексе города Москвы»
Координационный совет по вопросам формирования системы саморегулируемых организаций в строительном комплексе преобразован в Координационный совет по вопросам взаимодействия с саморегулируемыми организациями в строительном комплексе.
Координационный совет является постоянно действующим межведомственным консультативным коллегиальным органом, на который возложены функции по разработке принципов и правил взаимодействия саморегулируемых организаций, предприятий и иных заинтересованных организаций строительного комплекса и ведению Единой городской информационной базы строительного комплекса. Кроме того, Координационный совет разрабатывает предложения по определению критериев допуска строительных организаций к работам, финансируемым Правительством Москвы, разрабатывает единый порядок взаимодействия строительных предприятий, саморегулируемых организаций с органами государственного надзора и др.
В состав Координационного совета входят представители органов власти, профессиональных и общественных организаций, участвующих в работе и развитии системы саморегулирования в строительном комплексе.
Распоряжение Правительства Москвы от 22 июля 2010 г. № 1531-РП «О признании утратившими силу распоряжения Премьера Правительства Москвы от 31 июля 2000 г. № 760-РП, дефиса 3 пункта 2 распоряжения Правительства Москвы от 9 апреля 2003 г. № 557-РП»
Признано утратившим силу распоряжение Премьера Правительства Москвы, утвердившее Порядок определения стоимости и расчетов за услуги по горно-спасательному обслуживанию объектов подземного строительства в г. Москве.
Также утратила силу норма, регламентирующая порядок определения стоимости работ и затрат на горноспасательное обслуживание объектов подземного строительства при составлении сметной документации на строительство объектов городского заказа.
Теперь Департамент экономической политики и развития ежегодно определяет размер данных затрат, включаемых в сметную стоимость строительства объектов для формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении заказа на оказание услуг по исполнению функций заказчика на период строительства.
Распоряжение Правительства Москвы от 14 июля 2010 г. № 1478-РП «О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 13 июля 2006 г. № 1343-РП»
Срок окончания работ по оснащению Московской кольцевой автомобильной дороги автоматическими противогололедными системами перенесен с 2010 на 2013 г.
Установлено, что автоматические противогололедные системы на Московской кольцевой автомобильной дороге и третьем транспортном кольце располагаются в полосе отвода и для их установки оформление земельно-правовых отношений не требуется.
Мониторинг подготовлен юристами компании «Гарант». С полными текстами документов можно ознакомиться в системе ГАРАНТ