1) Введен новый вид договора – договор на оказание услуг по поддержанию резервной мощности.
Эта услуга необходима организациям, чьи теплопотребляющие установки присоединены к тепловой сети теплоснабжающей (теплосетевой) организации (далее – ТСО) в целях сохранения возможности при первой необходимости возобновить подачу тепловой энергии в нужном количестве. Такие услуги могут быть востребованы, в частности, при проведении работ по реконструкции на объекте, а также в случае присоединения вновь построенных тепловых сетей.
Указанные положения Закона о теплоснабжении представляют интерес для строительных компаний, которые в соответствии с заключенным договором приняли на себя обязательства обеспечить ввод объекта в эксплуатацию. При вводе в эксплуатацию систем теплопотребления после надлежащего оформления допуска объекта в эксплуатацию производится заполнение тепловых сетей и систем теплопотребления теплоносителем и постановка их под давление. В случае, когда строительная компания приняла на себя обязательства обеспечить ввод в эксплуатацию к определенному сроку, договор на оказание услуг по поддержанию резервной мощности будет гарантировать ей, что ТСО обеспечит подачу необходимого количества тепловой энергии по первому требованию.
Стоимость услуг по поддержанию резервной мощности устанавливается соглашением сторон, за исключением социально-значимых категорий потребителей, перечень которых будет впоследствии утвержден Правительством РФ. Для таких потребителей стоимость услуг по поддержанию резервной мощности будет определяться на основании установленных регулируемых цен (тарифов).
Договоры на оказание услуг по поддержанию резервной мощности можно заключать уже сейчас, эта норма Закона вступила в силу со дня его официального опубликования – Закон опубликован в «Российской газете», N 168, 30.07.2010 г.
2) Определен порядок подключения к системе теплоснабжения.
В ряде случаев договоры строительного подряда предусматривают обязанность подрядчика обеспечить подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. В настоящее время порядок подключения к сетям инженерно-технического назначения регулируется Градостроительным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ №360 от 09.06.2007 г. и Постановлением Правительства РФ №83 от 13.02.2006 г.
В отношении подключения объекта к тепловым сетям вышеуказанные нормативные акты не утрачивают юридическую силу в связи с принятием Закона о теплоснабжении. Однако в рамках предмета регулирования данного Закона вводится ряд особенностей.
В соответствии с частью 8 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка. В развитие этих положений Закон о теплоснабжении (в части подключения к тепловым сетям) устанавливает, что при отсутствии технической возможности подключения, но при наличии в инвестиционной программе ТСО мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения, отказ в подключении объекта не допускается. Нормативные сроки при этом будут устанавливаться в соответствии с инвестиционной программой ТСО. Если же утвержденная в установленном порядке инвестиционная программа отсутствует, ТСО должна обратиться в уполномоченный государственный орган либо в орган местного самоуправления (в настоящее время этот орган еще не определен), который утвердил схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения объекта капитального строительства. В свою очередь, уполномоченный орган принимает соответствующее предложение ТСО либо отказывает во внесении изменений в схему теплоснабжения. Важно, что если эта обязанность не будет исполнена ТСО, потребитель (в том числе застройщик) имеет право на возмещение причиненных ему убытков, а также вправе обратиться в антимонопольный орган с требованием о выдаче предписания о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа. При этом предусмотрено, что к неисполнению рассматриваемой обязанности ТСО приравнивается ненадлежащее соблюдение порядка обращения в уполномоченный орган.
Необходимо также учесть, что отказ уполномоченного органа во внесении изменений в схему теплоснабжения обязательно должен быть мотивирован. Уполномоченный орган также обязан предоставить потребителю информацию о наличии иных возможностей теплоснабжения объекта, в том числе путем снижения тепловой нагрузки потребителей, ранее подключенных к системе теплоснабжения. Тепловая нагрузка указанных потребителей может быть снижена путем заключения договора на уступку права на использование тепловой мощности.
Что касается платы за подключение к системе теплоснабжения, в соответствии с новым Законом о теплоснабжении она устанавливается уполномоченными органами субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов (ранее такая плата устанавливалась органами местного самоуправления). В случае если для подключения объекта необходимо создавать новые источники тепловой энергии либо тепловые сети, либо осуществить развитие существующих источников тепловой энергии или тепловых сетей, плата за подключение может быть установлена в индивидуальном порядке. Законом также предусмотрено снижение платы за подключение, если в соответствии с законодательством об энергосбережении объект капитального строительства имеет наивысший класс экономической эффективности.
Также немаловажно обратить внимание на положение, запрещающее подключение к системам теплоснабжения тепловых сетей, на которые не предоставлена гарантия качества в отношении работ по строительству и примененных материалов на срок менее чем десять лет. Таким образом, в целях обеспечения подключения объекта к тепловым сетям стороны договора строительного подряда обязаны устанавливать в договоре гарантийный срок не менее 10 лет.
Рассмотренные нормы Закона о теплоснабжении вступают в силу с 01 января 2011 года.
Вышеуказанные положения Закона о теплоснабжении регулируют рассматриваемые вопросы в наиболее общем виде. Законом предусмотрено принятие подзаконных нормативных актов, которые конкретизируют его общие положения: правила организации теплоснабжения, правила подключения к системам теплоснабжения, правила ценообразования в сфере теплоснабжения, требования к схемам теплоснабжения, порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей. Данные нормативные акты будут приниматься Правительством РФ.
При производстве строительных, ремонтных работ или реконструкции источников теплоснабжения и (или) тепловых сетей, а также при обеспечении подключения объектов капитального строительства к тепловым сетям заинтересованные лица обязаны знать положения Закона о теплоснабжении и принятых в связи с ним нормативных актов и строго руководствоваться ими.
Ю. ВАСЕНИНА, начальник юридического отдела Группы компаний «Теплоцентрстрой»