На XIII Международном форуме «Арктические проекты – сегодня и завтра» в Архангельске Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) озвучила ключевые инициативы по модернизации портовой инфраструктуры в Арктике. С докладом выступила представитель КРДВ Диана Мигрин в ходе сессии, посвященной созданию глубоководных районов и обновлению действующих терминалов.
Арктика как драйвер национальной экономики
Арктическая зона играет стратегическую роль для России: на её долю приходится 7,5% ВВП страны, а также сосредоточены огромные запасы природных ресурсов. Активное освоение региона требует значительных инвестиций и комплексного подхода. При поддержке КРДВ уже реализуется 1051 инвестиционный проект с совокупным объёмом планируемых вложений в 2,5 трлн рублей. Это делает развитие транспортной инфраструктуры одним из ключевых приоритетов государственной политики.
Трансарктический транспортный коридор: новый вектор развития
Импульсом для масштабной работы стало поручение Президента РФ Владимира Путина, данное на Восточном экономическом форуме, – разработать модель формирования Трансарктического транспортного коридора (ТТК). Этот проект envisions создание целостного логистического пространства, которое объединит все виды транспорта, свяжет Северный морской путь с внутренними регионами и Дальним Востоком, обеспечит стабильные грузопотоки и повысит экономическую отдачу арктических регионов. Важной составляющей ТТК является укрепление национальной безопасности.
Ключевые проекты и роль глубоководных портов
В этой связи многократно возрастает значение арктических морских портов. Как отметила Виктория Пестова, заместитель министра – начальник управления реализации арктических проектов Министерства экономического развития и промышленности Архангельской области:
«Сегодня особое внимание уделяется созданию арктических глубоководных терминалов по современным стандартам. Наш флагманский проект по строительству глубоководного района морского порта Архангельск – это не только логистический узел, но и катализатор для комплексного развития всего региона. Он интегрирует Архангельскую область в новые глобальные цепочки и делает СМП реальной альтернативой традиционным маршрутам мировой торговли».
Инвестиции и меры поддержки
Диана Мигрин, представитель КРДВ, подчеркнула стратегический характер развития портовой инфраструктуры:
«Развитие глубоководных портов в Арктике – это не просто инвестиции в инфраструктуру, это вклад в будущее России, укрепление её позиций на мировой арене и стимул для комплексного развития регионов».
Благодаря мерам государственной поддержки в арктической транспортно-логистической сфере уже реализуется 102 инвестиционных проекта. На сегодняшний день введено в эксплуатацию 31 предприятие, создано около 1,7 тысяч рабочих мест, а объем фактических инвестиций достиг 86 млрд рублей. Совокупный заявленный объем инвестиций по соглашениям превышает 194 млрд рублей, что в десять раз больше показателей пятилетней давности.
Среди наиболее значимых текущих проектов:
- Строительство угольного комплекса в Мурманской области.
- Создание перегрузочного комплекса для сжиженного природного газа.
- Расширение и модернизация флота для работы в акватории СМП.
Параллельно КРДВ ведёт поиск инвесторов для новых масштабных инициатив, таких как глубоководный район порта Архангельск и круглогодичный порт в бухте Тикси (Якутия).
Комплекс мер господдержки для инвесторов
Для обеспечения экономической устойчивости проектов КРДВ предлагает инвесторам широкий набор преференций:
- Налоговые льготы и 75%-ное снижение взносов на социальное страхование.
- Административная поддержка: «единое окно», предоставление земельных участков, льготная аренда.
- Инфраструктурная помощь, включая компенсацию затрат на подключение к инженерным сетям.
- Возможность привлечения иностранной рабочей силы без квот.
- Режим свободной таможенной зоны (СТЗ).
«Эти меры могут комбинироваться с иными инструментами, например, с льготным финансированием других институтов развития. Применяя несколько мер поддержки, проекты выглядят экономически эффективнее», – резюмировала Диана Мигрин.
Источник : пресс-служба АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики"






