ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
На выставке «Россия» на ВДНХ обсудят вопросы цифровизации строительной отрасли

На международной выставке-форуме «Россия» пройдет стратегическая сессия «Цифровое строительство: от идеи к практике цифровизации отрасли в регионах». Организатором мероприятия выступает Центр компетенций Российской Федерации по цифровой трансформации строительной отрасли и Индустриальный центр компетенций (ИЦК) «Строительство» при Минстрое России. Национальная цель развития «Цифровая трансформа...

Министерство строительства России утвердило методику определения стоимости информационной модели в строительной отрасли

Приказом Минстроя России были внесены коррективы в Методику определения сметной стоимости различных видов работ в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта, демонтажа и работ по сохранению объектов культурного наследия. Как отметил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Константин Михайлик, одним из ключевых аспектов применения информационного мо...

После 8 лет разбирательств было принято решение в пользу жильцов многоквартирных домов

27 марта 2024 года был принят законопроект в третьем чтении, который дает жильцам возможность самостоятельно выбирать провайдера в многоквартирных домах (МКД), что станет еще одним важным шагом к свободному подключению домашнего интернета. С 2016 года отрасль связи активно выступала за честную конкуренцию. За это время стоимость размещения оборудования операторами росла, а отсутствие конкуренци...

В России 759 городов признаны благоприятными для проживания

По результатам расчета индекса качества городской среды для 1 117 городов за 2023 год благоприятными для проживания признаны 759 городов при плановом значении 603 города. Среднее значение индекса составляет 200 баллов при плановом значении 198 баллов. Прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году составил 18% при плановом значении 17%. «Индекс качества городской сре...

Вопросы, связанные с реализацией Комплексной государственной программы "Строительство", были обсуждены на заседании Совета Федерации

Заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Юрий Гордеев принял участие в «круглом столе» на тему актуальных вопросов реализации мероприятий комплексной программы РФ «Строительство», который сегодня прошел в Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Круглый стол состоялся под председательством главы Комитета Андрея Шевч...

Элита строительной отрасли встретится в схватке за титул "самых интеллектуальных" представителей отрасли

10 апреля в Москве пройдёт третий ежегодный корпоративный IQ чемпионат строительной индустрии – Интеллектуальная битва «Звёзды строительной отрасли». Мероприятие приурочено к важной дате в истории отрасли – 100-летию «Строительной газеты», ведущего информационного партнера Минстроя России. «В этот особенный день мы приглашаем ведущих фигур строительного комплекса России с целью п...

20 Июля 2012

Архитектура XX века. Битва тиранов (часть 2)

Архитектура XX века. Битва тиранов (часть 2)
А что же в это время происходит в Германии? К 33-му году Гитлер получает абсолютную власть. Его победившая национал-социалистическая партия строит каноны, по которым отныне будет идти жизнь в новой Германии. В 1933 году на 6-м съезде партии в Нюрнберге объявлена культурная программа НСДАП. Основу этой культурной программы составили высказывания Гитлера о сущности изобразительного искусства, повторявшиеся фюрером многократно. К примеру: « Искусство есть возвышенная и к фанатизму обязывающая миссия». Тогда же была заложена и идеологическая основа архитектуры Третьего рейха. Вот какие задачи ставил перед своими зодчими фюрер: «Наши здания мы должны рассчитывать не на 1940-й и даже не на 2000-й год. Они, подобно соборам нашего прошлого, должны войти в тысячелетие будущего. Я строю на века». Шпеер, став придворным архитектором Гитлера, реализовал приказания своего хозяина с немецкой педантичностью. Новому порядку нужны новые величественные здания, которые примут сотни тысяч преданных делу арийцев. Ширина улицы в те времена не означала количество вмещаемых ею машин, но означала размах. По улицам шли парады и демонстрации.
 
Гитлер считал себя художником и архитектором и питал всепоглощающую страсть ко всему монументальному и символическому. Гитлеровское слово из камня распространялось по всей Германии. Но вот наступает сокровенный момент: Гитлер открывает перед Шпеером свои личные альбомы для рисования, которые он испещрил рисунками дворцов и триумфальных арок еще тогда, в 20-е годы, когда он только начал свой путь к владычеству над миром. В Берлине еще только мечтают возвеличить гитлеровский режим в архитектуре.

А в Москве уже полным ходом идет работа над грандиозным проектом. Проектом, который будит в Гитлере зависть и злость, потому что он опоздал. В Москве объявлен конкурс на строительство Дворца Советов. Еще в 1922 году на Первом съезде Советов Сергей Миронович Киров заметил, что скоро делегатам республик не хватит места для проведения заседаний и предложил построить новый монументальный комплекс. В конкурсе на строительство Дворца принимает участие более 270 проектов. 160 работ архитекторов-профессионалов, около 100 работ от советских граждан, 24 разработки американских и европейских архитекторов. В момент проведения конкурса и произошла смена эпох. Дворец стал центром притяжения новой Москвы, имиджевой столицы мира.

Будучи на отдыхе в Сочи, Сталин внимательно следит за ходом конкурса. Он отправляет в Москву письмо следующего содержания: «Здравствуйте, тов. Ворошилов, Каганович и Молотов! Из всех планов Дворца Советов план Иофана – лучший. Проект Жолтовского смахивает на Ноев ковчег. Проект Щусева – тот же собор Христа Спасителя, но без креста (пока что). Возможно, что Щусев надеется дополнить потом крестом…» В феврале 1932 года присуждается множество премий. Из них 3 высших – Иофану, Жолтовскому и американцу Гамильтону. Необходимость постройки новой городской доминанты, Дворца и девяти высоток рождается именно в эти годы. К чему такая гигантомания? Ответ в том, что новая архитектура должна удивлять и вдохновлять. Самые невинные архитектурные сооружения становятся средством управления массами.

Совет строительства Дворца Советов публикует особое постановление. Вот выдержка из этого документа: « О проекте дворца Советов. Принять проект Иофана Б.М, как основу проекта Дворца Советов. Верхнюю часть сооружения увенчать скульптурой Ленина высотой 50-75 метров, с тем чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для его фигуры». Проект был воистину грандиозен: высота сооружения 420 метров. Предполагаемый объем 7,5 млн. кубометров. Объем пирамиды Хеопса для сравнения 2,5 млн. кубометров. Для облицовки Дворца потребовалось бы 300 тыс. квадратных метров гранита. Если бы Дворец был построен, это было бы самое грандиозное сооружение в мире, которое по своей высоте почти в два раза превзошло бы Эмпайр Стэйт Билдинг в Нью-Йорке. Во Дворце Советов предполагалось разместить президиум, государственный документальный архив, библиотеку, залы-палаты Верховного Совета СССР, Музей мирового искусства, аудитории для работы депутатов и приема делегаций. Прямо за зданием решено было построить огромную площадь и стоянку на 5000 автомобилей. Для этого пришлось бы отодвинуть на 100 метров Музей изобразительных искусств, а Волхонка и близлежащие улицы должны были исчезнуть вовсе. Местом для Дворца определили холм над Москвой-рекой, на котором расположился храм Христа Спасителя. Ему уготовили судьбу 7000 разрушенных московских церквей. Архитектура может создаваться не только созидательным, но и разрушительным способом, ведь это просто сообщение городу некого нового качества. Но против этих планов выступили с протестом общественные и культурные деятели. Среди них даже был художник и историк Москвы Васнецов. Но 5 декабря 1933 года храм Христа Спасителя был взорван и после разбора его руин начались подготовительные работы к строительству. Прежде всего планировалось прорытие и бетонирование огромного котлована. Идея нового храма социалистической религии на месте старого храма религии христианской казалась символичной. Об идейной направленности в архитектуре тех лет газеты писали: «Парфенон тем именно хорош, что его гениальный автор сумел воплотить в здании идею демократических Афин. Сумел построить здание, прямо отвечающее своему назначению. Дворец Советов будет стоять точно такой же, каким мы с вами увидим его в ближайшие годы. Столетия не оставят на нем своих следов. Мы выстроим его таким, чтобы стоял он, не старея, вечно» Архитектура Дворца Советов основывается на мощных решениях античного Рима с его планировочными системами, триумфальными арками, колоннами, масштабностью и симметрией.

 Дворец Советов так и остался мечтой, не ставшей явью. В Советском Союзе настолько велика была вера в его появление, что никого не смутило размещение на обложке путеводителя «Указатель к плану города 1940 года» еще не построенного здания. Изображение Дворца Советов появлялось на коробках конфет, поздравительных открытках, пригласительных билетах Все настолько уверены в скором завершении строительства 8-го чуда света, что его образ достаточно органично входит в быт.

 Начинает издаваться журнал «Дворец Советов», посвященный его строительству, и даже строится станция метро «Дворец Советов». 1 января 1935 года она введена в строй. Сегодня она существует почти в неизменном виде, только с другим названием - Кропоткинская. Вход в метро должен был стать подземным входом в Дворец Советов, соединившись с ним роскошным порталом. метро Кропоткинская

В 30-х годах в Москве убраны все городские оси, симметрии и вертикали. Уничтожен и главный центр притяжения, храм Христа Спасителя. В результате улицы выходят на пустыри, где были церкви и колокольни. Все снесенные вертикали надо чем-то заместить, потому что Москва представляет собой плоский ландшафт, абсолютно равнодушный и утилитарный, без акцентов и эмоций. И тогда было принято решение о полной перестройке города по плану реконструкции Москвы 1935 года. Этот проект был рассчитан до конца 50-х годов и предусматривал революционные преобразования в столице. Площадь города должна была увеличиться вдвое, как и население, которое через 20 лет составит уже 5млн. человек. Что же предусматривает план реконструкции Москвы 1935 года? Историческим и политическим центром остается Кремль с новой городской доминантой - Дворцом Советов. От него к зданиям гостиницы Москва и к современной Думе должен протянуться проспект и «все на его пути должно было быть уничтожено, как мертвая ткань - стена, тупики, улицы», - как писали газеты тех дней. В генплан 35-го года была заложена мощная имиджевая эспланада. Совсем фантастические планы строились насчет водных артерий столицы. Разработчики плана реконструкции всерьез подумывали превратить Москву в некое подобие Венеции. Например, вся северо-восточная часть города должна была оказаться на острове. Ее охватывали бы Москва-река, Яуза, канал Москва-Волга и Северный канал. По этим водным магистралям грузовые и пассажирские суда могли бы плыть из Химкинского водохранилища кратчайшим путем, минуя центр столицы, до южного порта. В наследство от сталинского плана реконструкции Москва получила большинство нынешних мостов. Набережные покрылись гранитом, что, конечно же, кардинально изменило облик города.

Расширяли улицы не только за счет сноса старых зданий и постройки на их месте новых. К примеру, правая сторона Тверской улицы вплоть до Белорусского вокзала была отодвинута. Для этого подрывали фундамент самого дома и поднимали домкратами здание. Вокруг него проводили рельсы, на них ставили тележки, и дом перевозился на новую линию. Таким же образом с площади Белорусского вокзала была перевезена на Кутузовский проспект Триумфальная арка. В это же время коренным образом перестраиваются центральные магистрали города. Тверская улица, Комсомольский и Ленинский проспекты, Проспект мира и другие, которые играют огромную роль в восприятии Москвы в силу ее радиально-кольцевой структуры. В отделку главных магистралей столицы была заложена философия сталинской архитектуры. Дома на высоте 3-4 метров украшались цоколями колотого тяжелого камня, что олицетворяло собой незыблемость советского строя.

Все что мы видим сегодня, чем Москва вправе гордиться, было содержанием плана 35 года. Это метро, это основные магистрали и площади, набережные, это 7 высоток. Правда есть версия, что изначально планировалось построить 9 высоток, которые с высоты птичьего полета должны были образовывать звезду. В мистических учениях, которым Сталин уделял большое внимание, число 9 – число Марса, бога войны. Уж не марсианам ли посылала знаки Страна Советов?

Театр Советской Армии тоже предполагалось строить в форме пятиконечной звезды. С высоты человеческого роста это незаметно. Однако с высоты постамента Дворца Советов этот символ был бы различим очень хорошо. Авторы проекта предполагали, что подобный символизм поможет им в реализации задуманного.

В это время в Германии след в след московским архитекторам идет Шпеер. В одной из бесед с Гитлером он слышит: «Берлин должен изменить свое лицо, чтобы быть готовым к новой миссии». В июне 36-го года Гитлер показал Шпееру свои проекты перестройки германской столицы и вскоре назначил его главным архитектором по реконструкции Берлина. Строительство должно было завершиться в 1950-м году. Фюрер ежедневно появлялся в академии искусств, где располагалась проектная мастерская Шпеера и трудились над огромными макетами лучшие краснодеревщики, воспроизводя в масштабе 1:50 до мельчайших деталей все, что задумали Шпеер и Гитлер. Новый Берлин должны были пересечь две громадные оси в направлении север-юг и запад-восток. Предполагалось построить два огромных вокзала на севере и юге города, главную площадь должна была украшать триумфальная арка, превосходящая наполеоновскую арку в Париже. С ее 85-метровой высоты посетитель мог бы увидеть в конце 6-километровой перспективы купол Народного Дома, который мог вмещать до 100 тысяч зрителей. Величественные бульвары и проспекты тянулись вдоль громадных общественных зданий, таких, как штаб-квартира 11 министерств, 500-метровая ратуша, новое полицейское управление, военная академия и Генштаб. Кроме того, предполагалось возвести колоссальный Дворец Наций для проведения митингов, 21-этажный отель, новое здание оперы, 3 театра, кинотеатр, вмещающий 2000 зрителей, роскошные кафе и рестораны, варьете и даже крытый плавательный бассейн, выстроенный в виде римских терм с внутренними двориками и колоннадой. Были и другие крупные проекты. Это мемориалы в честь величия Третьего рейха, так называемые «Замки мертвых». Эти колоссальные сооружения должны были появиться на атлантическом побережье Европы, обращенном к западу, как память о германских солдатах, погибших при освобождении Германии от британской заразы. Несколько таких же башен должны были по плану фюрера поднятья на востоке, чтобы символизировать покорение необузданных сил Востока.

 Шпеер и Иофан. Берлин и Москва. Гитлер и Сталин. Непримиримое состязание городов, тиранов и их придворных архитекторов вступило в решающую фазу. Мир должен видеть преимущество и силу победителя. Его наследие в камне переживет века.

И все же в предвоенные годы Сталин оставил далеко позади всех своих конкурентов. По грандиозности, величию и помпезности этому проекту не было равных – московское метро. По началу оно задумывалось похожим на все остальные европейские метро. Оно стало уникальным событием в московской архитектуре, превратившись из простой функциональной транспортной системы в небывалый памятник архитектуры и скульптуры. Решение о необходимости сооружения метрополитена созрело в начале 20-х годов. Не только потому, что в Москве было никудышнее транспортное сообщение. Революционный энтузиазм вселял в людей уверенность в фантастической силе транспорта. Отныне в воспитании нового горожанина решающую роль играют радио, телевидение и скорость. Мчащиеся по электропутям наземки, скоростная подземка, аэростаты с колоннами-пристанями.

21 марта 1933 года постановлением Совнаркома утверждена схема линий московского метрополитена протяженностью в 80,3 км, насчитывающая 10 радиусов. А спустя 2 года, в апреле 35-го открывает свои двери станция «Парк культуры», первого красного радиуса. Метро - это очень сложный подземный город. Система коммуникаций для быстрого перемещения людей. Советские метростроевцы выбрали свой, особый путь. И эта грандиозная по масштабам стройка дала множество инженерных, архитектурных и художественных находок. На первую линию метро было израсходовано по 1700 квадратных метров мрамора на каждую станцию. А помимо этого килограммы золота для позолоты и даже полудрагоценные камни для украшения интерьеров. Для отделки станций метро московского метрополитена использовались лучшие природные материалы, показавшие всю роскошь геологического богатства Советского Союза. Именно таким в старину было убранство соборов и храмов. Архитекторы, которым впервые пришлось заняться непривычным для них делом, старались превзойти друг друга, хотя и работали с большой оглядкой на хозяина. Московское метро строилось как стратегический объект высшей категории. Столица буквально сидит на этой гигантской структуре, которая, как спрут, опутывает весь город. За проведение работ особой государственной важности один из создателей московского метро, Алексей Душкин будет награжден орденом Ленина. Он отстроит секретные ветки метро от Кремля к подмосковным аэропортам и в центр Москвы от дачи Сталина в Матвеевском. Вскоре на свое знаменитое выступление на Маяковской Сталин приедет именно по такой ветке на специальном поезде. А в самом начале войны эта станция станет бомбоубежищем. архитектура

Тем временем Сталин получает совершенно секретный доклад от советской разведки: строительство бункеров и бомбоубежищ идет полным ходом и в Берлинском метро. А пока за окном 1940-й год. Сталин уже знает: еще немного и он преподнесет миру новый неожиданный сюрприз. Ему только что доложили: к лету 1942 года Дворец Советов откроет свои двери. Однако этому событию было не суждено случиться. Скоро начнется война.

                                                                                                                  Дарья ТРЕТЬЕВА, спецкор.

Кол-во просмотров: 13907
На правах рекламы
Яндекс.Метрика