В этом году участие в выставке приняли более 200 компаний из 28 регионов России и 15 зарубежных стран. Участники продемонстрировали самые последние достижения в области дорожно-строительной техники и новейшие технологии возведения дорожных трасс.
В своем выступлении на открытии выставки заместитель председателя правительства Московской области Петр Иванов сказал, что если часть из того, что представлено, внедрить в практику, то дорога станет живым механизмом. При помощи электронных устройств водитель будет получать информацию о состоянии дороги. На выставке уже можно выбрать электронные системы энергосберегающего освещения на светодиодах, мониторинга состояния дорог, метрологические станции, сообщающие прогноз погоды, состояние дорожного полотна и др.
- Огромную значимость для развития отрасли представляют экспонаты выставки, - отметил руководитель «Росавтодора» Роман Старовойт. — Это касается в первую очередь отечественных и зарубежных разработок на основе многолетнего опыта коллектива специалистов и ученых. Приоритет всегда остается за инновационными технологиями, применение которых способствует повышению долговечности дорожных конструкций и сокращению эксплуатационных расходов на дорогах.
На форуме многие выступавшие говорили, что российские компании успешно сотрудничают с западными коллегами, применяя их опыт использования геотекстиля, новых технологий стабилизации грунта, проектирования в 3D и другие инновации.
В 2013 году впервые за несколько лет «Росавтодору» удалось сделать дорожное хозяйство таким, которое стало предметом интереса отечественных и зарубежных бизнес-структур. В числе зарубежных компаний, представляющих свою дорожную продукцию в России, можно назвать фирму «Astec Inc».
Ее уникальный мобильный асфальтовый завод «Turbo Six PACK» устанавливает новые стандарты на мобильность и производительность – 200,300 и 400 т/ч. Специалисты считают «Turbo Six PACK» одним из самых современных, высокотехнологичных мобильных заводов по производству горяче-асфальтовой смеси.
Технологическая конструкция завода позволяет осуществлять предварительную сборку, что значительно снижает количество времени, требуемого на его возведение. Большинство трапов, платформ, лестниц и поручней отгружаются смонтированными. Предварительный монтаж завода-изготовителя экономит большое количество рабочего времени при перемещении. Это позволяет освободить персонал от рутинной громоздкой работы.
При строительстве автодорог важна и ответственна роль асфальтоукладчиков, которые, по выражению дорожников, задают «качественный» тон будущей трассе.
Представленный на стенде фирмой BOMAG асфальтоукладчик BF-300 показывает, что мощность и чистый экологический баланс не исключают друг друга.Он пригоден для использования в тяжелых условиях на стройплощадках, так как имеет мощность 55 кВт (75 л. с.). При этом двигатель малошумен и его отличает небольшой выброс отработанных газов.
Конструктивная особенность асфальтоукладчика позволяет изменять ширину укладки «сердца» любого асфальтоукладчика – базовой плиты от 170 см до 400 см. Не менее важное значение имеет то, что одновременно плита придает законченность гомогенной картине укладки и сильному предварительному уплотнению до 91%. Гарантирует стабильную толщину укладки до 25 см. Благодаря такой технологии уменьшается количество проходов уплотняющими устройствами, а следовательно, ускоряется процесс работы и сокращаются расходы фирмы для возведения дороги.
Большой интерес дорожников вызвали инновационные материалы для армирования дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов, к которым относятся сетки из стеклянных, карбоновых, полиэфирных и базальтовых волокон.
Как заявил представитель компании «БауТекс - изготовителя армирующих сеток в дорожном строительстве, этот материал выполняет перераспределение вертикальных нагрузок на покрытие, замедляет процесс появления различных трещин и образования колейности. Наибольший положительный эффект при достаточно высоком колебании температур, лучшие показатели у геосеток из стеклянных волокон.
Стеклянная геосетка изготавливается на специальном оборудовании, путем наложения друг на друга прядей стеклоровинга. Структура ячейки может быть как открытой, так и закрытой. Далее она пропитывается битумной эмульсией, что дает хорошую адгезию с асфальтобетонами.
Важный фактор обеспечения высокого качества дорог при их эксплуатации имеет стабилизация грунта, особенно в сложных гидрогеологических условиях. Технология с применением георешеток «Тенсар TriAx», предлагаемая компанией «TENSAR», заключается в армировании несвязных слоев дорожных грунтов, точнее, фиксации его частиц в отверстиях георешетки. Композит «Георешетка+Заполнитель» намного улучшает прочностные характеристики грунта, на который укладывается покрытие дорожного полотна. Георешетка «Тенсар» обладает высокой жесткостью, имеет изометрическую структуру и способна воспринимать растягивающие усилия.
Использование георешеток «TENSAR» уменьшает объемы инертного материала и снижает затраты за счет сокращения объемов земляных работ.
Существенную роль на эксплуатационные качества дорожного полотна оказывает Typar – нетканый термоскрепленный геотекстиль, состоящий из бесконечных волокон 100%-го полипропилена. Его предлагает компания «Du Pont». Он укладывается в основание дорог, повышает их несущую способность и ограничивает усадку.
Геотекстиль Typar разделяет слои грунта, препятствует их смешиванию и делает конструкцию более прочной и долговечной. При этом не задерживает воду. Геотекстиль является идеальным материалом в различных конструкциях в качестве разделяющего слоя благодаря своей прочности, долговечности и механическим свойствам.
Организаторы выставки предоставили возможность показать свою продукцию фирмам и компаниям, деятельность которых связана с системой безопасности движения.
Компания 3М продемонстрировала новые разработки материалов и изделий для горизонтальной дорожной разметки (полимерные ленты, оборудование для их быстрого нанесения, световозвращатели (катафоты) на дорогах различных классов и т.д.).
Применение современных технологий для изготовления лент состоит из нескольких слоев: нижний – битумный клеевой слой надежно приклеивает ленту к покрытию. Средний – придает материалу прочность и эластичность. Его усиливают армирующей сеткой.
В верхний – интегрированы световозвращающие элементы с повышенной видимостью разметки, противоскользящие элементы.
При эксплуатации автомобильных дорог в зимнее время возникает ряд сложных проблем, связанных со снежными заносами, образованием гололеда и скольжением транспорта. Уральский завод противогололедных материалов представил новое эффективное средство – Бионорд, гранулы которого интенсивно поглощают влагу из воздуха, выделяя тепло. Это средство работает по принципу теплового сверла, без образования луж, проникает в слой льда, разрушает структуру льда и его связь с поверхностью. Также они хорошо справляются со снежным накатом. Благодаря оптимальной твердости и подобранной форме, быстро начинает работать как фрикционный материал.
Применение Бионарда исключает механическое скалывание льда и не разрушает дорожное полотно. Норма расхода 40-100 г/м2. Для предотвращения образования снежно-ледового покрова изготовители рекомендуют заранее распределить гранулы по обрабатываемой поверхности дороги.
Интересные предложения защиты от шума движущегося транспорта продемонстрировали фирма «Durisol» и завод акустических конструкций. Благодаря установке шумопоглощающих экранов индекс изоляции воздушного шума достигает от 28 до 37 дБ. Другой тип защиты от шума разработан фирмой «Durisol». Конструкция из блоков этой фирмы изготавливается из экологически чистого материала, в основе которого древесная щепа, обработанная минеральными добавками и скрепленная портландцементом. Из композитной смеси методом холодного вибропрессования выполняются крупноформатные пустотелые блоки.
Технология несъемной опалубки, разработанная «Дюрисол», применяется для возведения несущих и самонесущих стен в монолитном домостроении и для строительства шумозащитных конструкций для железных дорог и автомагистралей.
Виктор Страшнов
Ольга Страшнова
Фото автора