Конституция Российской Федерации провозгласила право на благоприятную окружающую среду и право частной собственности. Реализация данных прав содержит потенциальный конфликт законных интересов в тех случаях, когда речь идет о размещении объектов предпринимательской деятельности в непосредственной близости от жилых домов. Поэтому очень важна позиция органов местного самоуправления, выдающих разрешение на размещение объектов предпринимательской деятельности. При этом местная администрация должна учитывать мнение людей, проживающих по соседству, а тем более она должна заранее проинформировать народ об открытии торговой точки или пункта питания. При возникновении конфликтной ситуации или неприятия людьми оборудования нового пункта обслуживания населения, должен иметь место поиск компромисса между жильцами соседних квартир или домов и предпринимателями. Обычно от людей просто отмахиваются с расхожим доводом «они всегда будут против». И тем самым только укрепят распространенное убеждение, что «у кого деньги – тот и прав».
Следует отметить, что чаще всего «обслуживаемое» население недовольно:
- запахами и отходами, которые возникают в результате деятельности предприятия;
- парковкой автотранспорта перед жилыми домами и на тротуарах, особенно если при этом страдают газоны или деревья;
- шумом, который возникает в результате деятельности предприятия, особенно это касается предприятий общественного питания, торговли, развлекательных заведений;
- количеством лиц, толкущихся рядом, независимо от того, являются ли они работниками или клиентами предприятия;
- увеличением нагрузки на инженерные коммуникации, которые, как правило, износились и требуют капитального ремонта. Возрастает уровень водопотребления и водоотвода, увеличивается нагрузка на электрические сети, которые и без того работают с перебоями.
Не редки случаи, когда частными предпринимателями нарушаются элементарные требования пожарной безопасности. Требования по пожарной безопасности и необходимые мероприятия по ее соблюдению на территории России изложены в «Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)». Настоящий документ введен в действие Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №313 от 18.06.2003 г.
Кроме того на территории России действует «Кодекс РФ об административных правонарушениях» (КоАП РФ) №195-ФЗ от 30.12.2001 г., на основании которого в областях и весях разработаны и приняты свои кодексы. Так в столице действует «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (КОАП г. Москвы) – Закон г. Москвы №45от 21.11.2007 г., в котором расписаны административные правонарушения и степень наказания за них.
Так в КоАП РФ (ст.14.34) указывается, что разработка и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление контроля по обеспечению пожарной безопасности – влекут наложение административного штрафа. Также разработка и схема размещения торговых мест должна утверждаться органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Нарушение положений данной статьи влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
В столице административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и степень наказания за них даны в КОАП г. Москвы. Так осуществление мелкорозничной торговли, оказание бытовых услуг либо услуг общественного питания без документов, подтверждающих право размещения объектов мелкорозничной сети – влечет наложение административного штрафа (ст.11.1):
- на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей;
- на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей;
- на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Осуществление мелкорозничной торговли или оказание иных услуг с нарушением установленных требований к специализации объектов мелкорозничной сети – влечет наложение административного штрафа (ст.11.2):
- на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
на юридических
Торговля с рук, а также предоставление услуг населению в неустановленных местах – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей (ст.11.13).
Мангал – самое простое устройство для приготовления пищи на открытом огне и представляет собой ящик прямоугольной формы из стального листа. Использование обыкновенных мангалов на уличной территории приравнивается к разведению костров. По «Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03» разведение костров ближе50 метровдо зданий и сооружений запрещается (ст.26).
Стационарный каменный гриль-барбекю – серьезное и довольно внушительное по размеру сооружение, которое устанавливают на устойчивую платформу из бетона или кирпича. Расстояние от дома и деревьев должно быть не менее шести метров.
Если частный предприниматель, которому принадлежит кафе, подпадает под действие административного кодекса, нарушает требования ППБ 01-03 и кроме того неадекватно реагирует на претензии жителей соседних домов – обращайтесь в местный Роспотребнадзор, СЭС и т.д.