«В 2012 году начнутся работы еще на 30 километрах линий метро», – сообщил недавно заместитель мэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, выступая на расширенном заседании коллегии Министерства регионального развития РФ.
Таким образом, начинается освоение всех земельных участков, отведенных под строительство новых веток и станций метро. Кстати, самую длинную из запроектированных линий, которую потянут от «Авиамоторной» на Люберецкие поля, руководство московского стройкомплекса не собирается отдавать одному подрядчику. При проведении торгов планируется выставить несколько лотов. В этом есть резон: если вдруг кто-то из подрядчиков начнет не справляться со сроками строительства, то его можно будет оперативно заменить, не останавливая работы по всей линии.
Сейчас на 65 объектах метрополитена в круглосуточном режиме работают 14 тысяч человек, а к концу года заниматься строительством тоннелей, станционных комплексов и вспомогательной метроинфраструктуры будут уже 35 тысяч человек.
Заботы текущего периода
В 2012 году на строительство метро из столичного бюджета выделено 73,3 млрд. рублей. Это позволило развернуть строительные работы на новых площадках: станции «Спартак» Таганско-Краснопресненской линии, «Суворовская» Кольцевой линии, «Технопарк» Замоскворецкой линии, второй выход станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии. Метростроители начали осваивать земельные участки, по которым пройдут ветки Третьего пересадочного контура от станции «Хорошевская» до «Делового центра», а также от «Авиамоторной» до «Ферганской улицы» и от «Косино» до «Некрасовки». Начинается сооружение необходимой инфраструктуры электродепо «Митино», «Братеево», «Выхино», «Лихоборы».
Активно продолжаются работы и на тех объектах метрополитена, что были заложены в 2010 году. Прежде всего, это Бутовская линия от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк», участок Таганско-Краснопресненской линии от «Выхино» до «Котельников» (6,6 км, три станции), Люблинско-Дмитровская линия от станции «Марьина Роща» до станции «Селигерская» (10,3 км, шесть станций). Темпы работ на участках Калининско-Солнцевской линии от станции «Деловой центр» до «Парка Победы» и от станции «Парк Победы» до «Раменок» общей протяженностью 9,6 км (две станции) также снижаться не будут.
Сдаточные объекты 2012 года
В 2012 году запланировано открытие трех станций метрополитена: «Новокосино», «Пятницкое шоссе» и «Алма-Атинская».
По планам столичного стройкомплекса сооружение участка Калининской линии «Новогиреево–Новокосино» нужно завершить к 1 сентября 2012 года. Протяженность строящегося здесь перегона – 3,23 километра. Уже полностью осуществлена проходка левого и правого тоннелей, начато сооружение платформы на станции. Работы идут в трехсменном режиме. На стройплощадке работают 2900 метростроевцев.
Станция «Новокосино» будет односводчатой, мелкого заложения. Посадочная платформа – островного типа длиной 163 м. Междупутье – 14,9 м. Для отделки применяются долговечные декоративные материалы (гранит, керамические плиты, нержавеющая сталь, алюминий, стекло). Восточный и западный вестибюли станции совмещены с подземными пешеходными переходами с организацией выходов на обе стороны пересечения Городецкой и Суздальской улиц и на обе стороны пересечения Носовихинского шоссе и Южной улицы города Реутов Московской области. Выходы на поверхность будут накрыты стеклянными павильонами (что-то похожее уже есть на станции «Славянский бульвар»). На каждый выход устанавливается лифт для маломобильных граждан.
Станция «Пятницкое шоссе» станет новой конечной на Митинско-Строгинской линии. Протяженность строящегося перегона – 2 км. Сдавать госкомиссии будущую станцию и новый участок метро в эксплуатацию намечено в декабре 2012 года. Сейчас на строительной площадке станционного комплекса выполнен полный комплекс подготовительных работ. Это позволяет в кратчайшие сроки осуществить возведение платформенного участка, стен, колонн, перекрытий и лестничных сходов будущей станции.
По проекту станция «Пятницкое шоссе» – мелкого заложения. Ее конструктивный замысел следующий: двухпролетная рама с одним рядом колонн высотой 4,8 метра с семиметровыми интервалами. Длина пассажирской платформы – 162 метра, ширина –10 метров. По предварительным расчетам, загрузка станции, в том числе в зоне подхода и подъезда на наземном транспорте в утренний час-пик, составит более девяти тысяч человек. Ввод в эксплуатацию данной станции метро повысит уровень обслуживания метрополитеном населения северо-западной части столичного района Митино.
Станция «Алма-Атинская» (прежнее название «Братеево») вместе с новой линией метрополитена от станции «Красногвардейская» Замоскворецкой линии (длина перегона – 3 км) будет сдаваться в эксплуатацию в декабре 2012 года. Она станет второй в районе Братеево после станции «Борисово» Люблинско-Дмитровской линии, открывшейся 2 декабря 2011 года. Северный выход станции «Алма-Атинская» расположен на улицах Братеевская и Паромная, южный – в районе Ключевой улицы, недалеко от парка у реки Городня.
По проекту «Алма-Атинская» – мелкого заложения, односводчатая, с двумя вестибюлями. Высота свода – 6 метров, ширина посадочной платформы – 10 метров, а длина стандартная – 162 метра. Строительство станционного комплекса идет полным ходом. Прокладываемая здесь подземная линия, как и станция, будет мелкого заложения, кроме участка тоннеля, проходящего под рекой Городня. Длина тоннеля – 365 метров.
Тоннельный проходческий механизированный комплекс фирмы Herrenknecht уже работает в монтажном котловане в пойме реки Городни, ежедневно преодолевая около десяти метров пути. Всего на строительстве участка «Красногвардейская» – «Алма-Атинская» задействовано три тоннелепроходческих комплекса, что обеспечивает намеченную строительными графиками скорость сооружения перегонных тоннелей.
Метроперспектива
К концу 2013 года Таганско-Краснопресненская линия (фиолетовая ветка столичной подземки) будет продлена от станции «Выхино» до станции «Котельники». Протяженность нового участка метро составит 6,6 км. Здесь будут введены в эксплуатацию три станции: «Лермонтовский проспект», «Жулебино» и «Котельники».
Еще одна станция на этой же фиолетовой ветке (раньше называлась «Волоколамская», а после того, как рядом развернулось строительство стадиона для футбольного клуба «Спартак», ей дали одноименное название) была запланирована к вводу в 2015 году. Но поскольку этот метрообъект в прежние годы (1973-1974 гг.) уже был построен в основных конструкциях и теперь его нужно только расконсервировать для отделочных работ, то есть возможность открыть данную станцию для пассажиров уже в 2013 году. Об этом недавно заявил глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин. Станция «Спартак» расположена на перегоне между «Щукинской» и «Тушинской».
Станцию метро «Технопарк» Замоскворецкой линии метрополитена (для ее размещения выбран выходящий на поверхность перегон между станциями «Автозаводская» и «Коломенская») должны были сдать в эксплуатацию еще в 2009 году. Теперь новый срок ввода этой станции – 2013 год, хотя к ее сооружению по-настоящему еще и не приступали. Но, поскольку здесь нужно построить только наземный станционный павильон, то сроки строительства могут быть и такими сжатыми.
Станции метро «Тропарево» и «Румянцево», задуманные как продолжение Сокольнической линии метрополитена, планируется ввести в эксплуатацию в августе 2014 года. Ускорение строительства произойдет за счет существенного добавления строительных мощностей. Метростроевцы собираются вести проходку тоннелей на этом участке одновременно тремя проходческими щитами. Все сооружения станционных комплексов – неглубокого заложения, что также способствует сокращению сроков строительных работ.
В 2014 году намечено завершить строительство сразу пяти станций Третьего пересадочного контура: «Нижняя Масловка» (с пересадкой на станцию «Савеловская» Серпуховско-Тимирязевской линии), «Петровский парк» (с пересадкой на станцию «Динамо» Замоскворецкой линии), «Ходынское поле» и «Хорошевская» (с пересадкой на станцию «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии).
На 2015 год запланирован ввод в эксплуатацию еще трех станционных комплексов Третьего пересадочного контура. Однако, если станция «Деловой Центр» будет сдана полностью, то станции «Пресня» и «Шелепиха» будут возведены только в основных конструкциях (без отделки). Это станет своеобразным заделом на перспективу. Функционировать станции «Пресня» и «Шелепиха» начнут только после того, как будет окончена застройка территории промышленной зоны вдоль 1-го Силикатного проезда.
В 2015 году Калужско-Рижская линия метрополитена должна стать длиннее на один перегон и выйти на территорию Московской области. Здесь добавится станция «Челобитьево», точное место расположения которой еще уточняется. В самое ближайшее время специалисты определятся со стоимостью работ и сроками начала строительства.
Окончание работ по сооружению ветки метро от «Авиамоторной» до Люберецких полей теперь переносится на 2015 год. Корректировка сроков произошла за счет пересчета стоимости этого проекта. Сначала линия протяженностью 19 км стоила 115 млрд. рублей, сейчас затраты снижены до 90 млрд. руб. Главным образом потому, что семь из девяти станций будут мелкого заложения.
Также в 2015 году на Калининской линии (желтая ветка московской подземки) появятся станции «Волхонка», «Плющиха» и «Кутузовский проспект». Новый перегон собираются называть Калининско-Солнцевской линией. Станцию «Волхонка» планируется построить в историческом центре столицы, рядом с храмом Христа Спасителя. Она станет пересадочной, поскольку здесь уже есть «Кропоткинская» – станция «красной» ветки московского сабвея. Станция «Плющиха» должна быть пересадочной со «Смоленской» Филевской линии. Она разместится под Смоленской площадью в месте пересечения Садового кольца со Смоленской улицей. Станцию «Кутузовский проспект» разместят под Кутузовским проспектом, вблизи Новоарбатского моста через Москва-реку. Из нее можно будет выйти к набережной Тараса Шевченко и на Кутузовский проспект.
Все три станции будут глубокого заложения. Отделка на них будет выполнена в едином ключе, одним архитектурным приемом, объединяющим три части композиции в единое целое. Впрочем, станция «Волхонка» все же будет отличаться от своих «соседей», поскольку должна стать подземным «выставочным залом» Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Основой композиции платформенной части этой станции предлагается сделать копии скульптур и живописных полотен из запасников Пушкинского музея.
Подготовил Л. Рудницкий
Фото С. Михеева