Сбылись мечты Промыслова и Гришина
Как сообщил в ходе пресс-конференции Владимир Ресин вопрос о расширении границ Москвы ставили перед руководством страны еще Промыслов и Гришин (ее руководители в 70-80-е годы прошлого века). Напомним, что в тот период активно продвигалась идея превращения столицы в образцовый коммунистический город и в этой связи рисовались картины идеального городского комфорта. Мест для их воплощения на «кругляшке» московской земли было явно маловато. Поскольку просьбы московских властей о прирезке территории удовлетворялись весьма скупо, то новые кусочки территории (Новокосино, Жулебино, Митино, Кожухово, Куркино) по-прежнему застраивались так, что перспективы образцового бытия отнюдь не приближались, а, наоборот, отодвигались все дальше и дальше.
«Только за последние 20 лет построили 90 млн. м² жилья, – сказал первый заместитель мэра. – Это при том, что жилищный фонд всей Москвы немногим больше 200 млн. м². Спрос был огромный, жить было негде, и было такое настроение: больше строить, больше! Сейчас спрос по-прежнему есть, но строить практически негде, все охватили. И город стал задыхаться в пробках».
Без расширения территории Москва дальше нормально развиваться не могла бы. Первое, что будет достигнуто благодаря этому решению, – это разуплотнение центральных районов столицы и вывод на новые территории целого ряда административных учреждений. А еще расширение границ позволит решить ряд транспортных проблем, потому что сегодня в Москве все так построено, что весь транспортный поток стремится в центр. При такой системе не может не быть пробок.
«Главный принцип, которого будут придерживаться и московские власти, и профессионалы в области градостроительства, – это четкое планирование развития новых городских территорий, – заявил В. Ресин. – Будет соблюдено правило «сначала инфраструктура», то есть территория будет вдумчиво готовиться с точки зрения обеспечения ее транспортной доступности, создания энергетических мощностей, строительства инженерных сетей».
И, конечно же, ни в коем случае нельзя допускать того переуплотнения, которое так резко ухудшило условия жизни людей в исторической части столицы России.
«При корректировке Генплана Москвы в новых границах такая цель обязательно будет поставлена», – заверил В. Ресин.
«Значит ли это, что дома на новых территориях будут малоэтажными»? – уточнил кто-то из журналистов.
«Да, не более пяти-шести этажей, – ответил заммэра. – Хотя все будет зависеть от конкретной ситуации. Если понадобится, то будем строить и выше, и ниже».
Догнали и Токио, и Париж
Нельзя не согласиться с мнением В. Ресина о том, что за последние двадцать лет Москва заметно преобразилась. Прав Владимир Иосифович и тогда, когда говорит о том, что «чрезмерная плотность московской застройки – неизбежное негативное следствие бурного жилищного строительства последних лет».
По словам первого заместителя мэра, есть лишь одна мировая столица, которая по плотности застройки сопоставима с Москвой – это Париж. А все остальные мегаполисы мира намного отстают от столицы РФ по этому показателю (кстати, весьма негативному). В то же время, наш город располагает значительными ресурсами для решения своих проблем: по размерам городского бюджета Москва сопоставима, опять-таки, только с одной из мировых столиц – с Токио.
«Сегодня городское руководство во главе с мэром Сергеем Собяниным направляет немалые средства для решения накопившихся проблем, в первую очередь, транспортных», – сообщил Владимир Ресин.
30 августа мэром Москвы была утверждена Государственная программа города Москвы «Развитие транспортной инфраструктуры на 2012-2016 годы». Она будет обеспечена финансами в объеме 2,2 триллиона рублей, из них 1,3 трл направляются на дорожное строительство и развитие метрополитена. Напомним, что в 2011 году бюджетные инвестиции на развитие транспорта существенно выросли по сравнению с предыдущим годом. На эти цели было выделено около 240 млрд рублей, в том числе более 130 млрд. руб. направлено на дорожное строительство.
«Это все городские деньги, – подчеркнул В. Ресин. – Из федерального бюджета у нас нет финансирования».
План по решению глобальных проблем московского транспортного узла включает мероприятия по всем направлениям: развитие общественного транспорта, дорожное строительство, внедрение систем управления движением, строительство гаражей и парковок. Уже видны первые итоги работы в текущем году: значительно обновляется парк наземного транспорта, улучшена дорожная ситуация на локальных участках (здесь построены карманы для автобусов и дополнительные полосы для поворотов), появились дополнительные парковочные места. Кстати, на таких напряженных участках, как Тверская площадь и площадь у Белорусского вокзала, тоже скоро появятся новые парковки.
Наиболее значимый объект 2011 года
Несмотря на то, что мэр Москвы С. Собянин назвал решение о строительстве Московского международного делового центра «Москва-Сити» градостроительной ошибкой, он же постоянно требует от московских строителей ускорить завершение строительства этого важнейшего объекта.
Здесь уже введено около 1 млн 200 тыс. м² офисных площадей. Построены паркинги на 3700 машиномест. Сданы в эксплуатацию такие объекты, как «Башня 2000», Северная башня, мост «Багратион», торгово-развлекательный комплекс «АФИ-МОЛЛ Сити», комплекс высотных зданий «Москва» и «Санкт-Петербург», башня «На набережной», башня «Запад» и 3-й пусковой комплекс башни «Восток». Сейчас строители работают на 8 объектах, из них до конца года планируется сдать гостинично-офисное здание на 4-м участке и рекреационный комплекс с зимним садом на участке 8А.
Для развития транспортной инфраструктуры ММДЦ будет проведен ряд важнейших мероприятий. Так, планируется расширить 1-й Красногвардейский проезд, Мантулинскую улицу и улицу Антонова-Овсеенко, возвести железнодорожную эстакаду и транспортную магистраль между ММДЦ и Звенигородским шоссе, реконструировать Пресненскую набережную и Ботаническую улицу, завершить строительство Северного въезда в Центральное ядро. В декабре нынешнего года будет введена в строй так называемая эстакада №5, которая обеспечит съезд с Третьего транспортного кольца (ТТК) в район «Москва-Сити». В эти же сроки будет завершено возведение эстакады №6, по которой можно будет выезжать из Делового центра на Третье кольцо. Точная дата сдачи последней (седьмой по счету) эстакады на этой дорожной развязке пока не называется. Напомним, что в июле 2010 года уже открылся один из первых участков строящейся магистрали – транзитная эстакада Третьего транспортного кольца. Полностью ввести в эксплуатацию новую автомагистраль между Звенигородским шоссе и «Москва-Сити» намечено в третьем квартале 2012 года.
Кроме того, в дополнение к уже открытым на территории ММДЦ станциям метрополитена «Выставочная» и «Международная» планируется подвести еще две ветки «подземки»: Калининско-Солнцевскую линию и радиус третьего пересадочного контура столичного метрополитена. В настоящее время активно ведется предпроектная подготовка участка от станции «Третьяковская» до станции «Выставочная».
«Сегодня на территории «Москва-Сити» уже работают более 3 тысяч человек, – сообщил В. Ресин. – В дальнейшем численность работающих в ММДЦ будет расти».
Окончательный срок завершения всех работ на объектах ММДЦ «Москва-Сити» – 2015 год Ориентировочная площадь всех построек Делового центра – около 4 млн. м².
Строительство метрополитена ускоряется
Согласно названной выше Государственной программе города Москвы «Развитие транспортной инфраструктуры на 2012-2016 годы» за ближайшие пять лет (к 2016 году) нужно проложить 85,6 километров новых метролиний.
«Такого масштабного строительства метро давно не было, – отметил Владимир Ресин и, после паузы, добавил, – да вообще никогда не было! Мэр спрашивает, сколько надо денег на решение той или иной проблемы. И дает, сколько попросим».
По словам первого заместителя мэра, на нынешний год вместо 25 млрд. рублей было выделено вдвое больше. Решение проблем финансирования позволяет наращивать мощности проектных организаций, ускорять освобождение площадок для будущего строительства линий и станций.
С намеченным на нынешний год окончанием строительства станции «Сретенский бульвар» Мосметрострой уже справился. До конца 2011 года завершится строительство подземной ветки «Марьино – Зябликово» и трех станций («Борисово», Шипиловская» и «Зябликово»).
На последующие годы планы таковы. В 2012 году будут введены в строй новые участки метролиний: «Новогиреево – Новокосино», «Красногвардейская – Братеево» и «Митино – Пятницкое шоссе». В 2013 году на скоростном подземном транспорте смогут доехать домой жители московского района Жулебино. Новую Калининско-Солнцевскую линию начнут строить в 2013 году, первым будет участок «Выставочная» – «Парк Победы». Третий пересадочный контур откроется в 2014 году участком «Нижняя Масловка» – «Хорошевская». На Люблинско–Дмитровской линии в 2014 году будут сооружаться сразу два участка. На первом из них («Марьина роща» – «Петровско-Разумовская» длиной 5,1 км) построят новые станции «Бутырская», «Фонвизинская». На втором («Петровско-Разумовская» – «Лихоборы» протяженностью 5,5 км) появятся станции «Окружная», «Верхние Лихоборы»и «Селигерская».
В 2015 году согласно перспективным планам будет введено в строй сразу 33 километра новых линий метрополитена. Самый значительный объем работ будет выполнен на Кожуховской линии – 19 км. Эта линия пройдет от станции «Авиамоторная» в новый район столицы «Люберецкие поля».
Подготовил Л. Рудницкий