Достаточно убедительный примет к вышесказанному, информация о том, что 20 января в г. Утрехт был дан международный старт на разработку и производство бесшумного асфальта для шоссейных дорог. Участие в тендере приняли 18 зарубежных компаний, в числе которых была российская «Уником».
Портфельная компания РОСНАНО, в которую входит «Уником», при научной поддержке Института химической физики РАН, стала одной из победителей конкурса Европейского Союза, создавшей технологию бесшумного асфальта для шоссейных дорог.
Инициатором этого проекта выступило Министерство инфраструктуры и окружающей среды Нидерландов. По его заданию участники проекта должны были разработать принципиально новый вид звукопоглощающего дорожного покрытия, которое способно снизить уровень шумового загрязнения автомобильных трасс на 10 дБ.
При подведении итогов данного проекта внимание организаторов привлекло предложение проектной компании РОСНАНО («Уником») - технология модификации асфальтобетона с помощью активного порошка дискретно девулканизированной резины.
Такой порошок получается из отработанных автопокрышек методом высокотемпературного сдвигового измельчения. Новая технология введения в горячий битум этого порошка создает наноструктуры (30-300 нм) благодаря которым дорожное покрытие получает повышенную прочность. В частности они препятствуют образованию трещин и колеи, повышают стойкость к воздействию высоких температур и влаги. Исследования российских экспертов из МАДИ показали, что применение активного резинового порошка при укладке плотных асфальтобетонов способно снизить шум на трассе как минимум на 6-12 дБ.
Другой пример решения новой технологии создания транспортных дорожных систем, позволяющий повысить несущую способность дорожного полотна, в данном случае, моста на 40% предложила компания Sika. Это было сделано без увеличения собственного веса конструкции и без остановки движения по мосту. Технологии Sika для эластичного крепления рельсов помогают снизить шум в 1,6-2,5 раза и вибрацию в 1,4-1,6 раза. Также при использовании материалов Sika достигается значительное снижение износа полотна и подвижного состава. Еще одним преимуществом данной технологии является очень высокая адгезия к стали и бетону, что снимает проблему, связанную с попаданием воды между рельсами и основанием, что вызывает, так называемый, эффект «подсоса».
Среди внедренных в практику технологий были такие объекты как эстакады на МКАДе и третьем транспортном кольце, совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер - Альпика-Сервис, Хостинский тоннельный комплекс в Сочи, мост на о. Русский через пролив Босфор Восточный и многие другие.
Виктор Страшнов
Ольга Страшнова