Фонд ЖКХ, начавший свою работу 1 января 2008 года, на долевой с регионами основе финансирует капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья. Согласно утвержденному наблюдательным советом Фонда годовому отчету за 2009 год, основная часть программ капремонта и ликвидации аварийного жилья, заявленных субъектами РФ на 2008-2009 годы, уже выполнена. Капитальный ремонт заметно улучшил условия проживания почти 12 млн россиян.
В программах Фонда на данный момент участвует 81 субъект РФ. При этом 22 региона уже полностью выбрали свой лимит финансирования до 2011 года.
Итоги двухлетней работы Фонда ЖКХ
Общая площадь жилищного фонда Российской Федерации на сегодняшний день составляет 2,9 млрд м² (19,1 млн единиц жилых строений). По оценкам экспертов рынка недвижимости, в ремонте нуждается более половины всего жилфонда России.
За два года существования государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» в российские регионы на реализацию программ капитального ремонта многоквартирных домов было направлено 184 млрд рублей. С учетом софинансирования со стороны субъектов РФ в капремонт и расселение из ветхого и аварийного жилья за этот период было вложено 233 млрд рублей. На эти средства строители сумели отремонтировать более 80 тыс. домов. Из аварийных зданий в новые квартиры переселены 120 тыс. человек.
Словом, возложенные решением правительства основные задачи Фонд ЖКХ выполняет достаточно успешно. Кроме того, по словам Цицина, за два года работы госкорпорации «в ЖКХ значительно ускорился процесс разворачивания реально работающих рыночных структур».
«Все ключевые количественные показатели реформы отрасли выросли в разы», – отметил гендиректор Фонда. Если в 2007 году товарищества собственников жилья (ТСЖ) были созданы только в 2,3 % всех многоквартирных домов страны, то сейчас этот показатель вырос до 7 %. Сегодня в России частные управляющие компании обслуживают 33,2 % домов. В конце 2007 года данный показатель составлял 8,8 %. Частных организаций коммунального комплекса в среднем по стране насчитывается 64,4 %. Когда фонд ЖКХ начинал свою работу, доля таких организаций была только 20 %.
По мнению Константина Цицина, «возврата к прошлому уже нет», поэтому реформа коммунального сектора будет продолжаться. Более того, российское ЖКХ постепенно становится полноценной, привлекательной для частных инвестиций отраслью, успешность которой прямо зависит от качества предоставляемых услуг.
В числе главных достижений на пути реформирования ЖКХ Константин Цицин назвал то, что «собственники жилья начали быть ими не по названию, а по существу». Сотрудникам госкорпорации удалось внушить специалистам муниципалитетов и простым россиянам, что без активного участия в управлении жилищным фондом они не смогут предотвратить его дальнейшее старение. По словам Цицина, строители и жители получили навык «настоящего капитального ремонта, который сводится не к латанию дыр, а к кардинальному улучшению качества жилья».
«Почти 100 %-ое участие регионов в программах Фонда обеспечено, прежде всего, инициативой собственников жилья. Жители вспомнили навыки народного контроля – акты приемки проведенного ремонта утверждаются на общих собраниях», – сообщил глава Фонда ЖКХ.
Действенность механизма работы Фонда проявилась и в том, что в условиях экономического кризиса огромные государственные средства не только целиком дошли до граждан, но и были попутно использованы как инструмент поддержки ключевых отраслей нашей экономики.
Так, в 2009 году Фондом была реализована программа выкупа квартир в недостроенных домах высокой готовности, с условием завершения строительства и переселения в них жителей аварийных домов. Эта программа уже практически завершена, около 84 тысяч россиян переехали в новые квартиры.
Вместе с тем, в ходе реформирования жилищно-коммунальной отрасли получен и отрицательный опыт. В ряде регионов были выявлены значительные нарушения: не выдерживались сроки исполнения государственных контрактов и региональных программ, показатели выполненных работ не всегда соответствовали указанным в заявках. К сожалению, имели место случаи, когда количественные показатели реформы ЖКХ исполнялись формально, без выстраивания рыночных, конкурентных отношений в отрасли.
«Есть факты, когда вся деятельность создаваемых частных управляющих компаний и ТСЖ сводилась лишь к предъявлению Фонду их наличия и немедленному перекладыванию работы на муниципальные унитарные предприятия», – сообщил Константин Цицин.
По мнению гендиректора Фонда ЖКХ, именно дальнейшее вовлечение собственников в жилищное самоуправление избавит отрасль от фиктивных ТСЖ и неэффективных управляющих компаний. «Фальшивые товарищества собственников жилья стали образовываться еще в 2005 году, и бороться с ними – не задача Фонда. Если продолжится активное реформирование коммунальной сферы, то все недостатки отомрут сами собой», – подчеркнул Цицин.
Некоторые регионы переоценили свои силы – взяли у Фонда большие средства, но оказались не в состоянии их освоить. Поскольку рейтинг эффективности работы регионов представители фонда пока не составляли, то назвать откровенно отстающие территории Константин Цицин не смог. Однако и не стал скрывать, что за время работы госкорпорации случались и факты неэффективного расходования средств. Так, 12 регионов при строительстве нового жилья для переселения жителей аварийных домов превысили установленный ценовой порог в 30 тыс. руб. за 1 м². Восемь из них уже вернули полученные средства, остальные обязались возместить переплату. В четырех городах – Нижний Новгород, Архангельск, Новороссийск и Дагестанские огни – были сорваны сроки строительства домов для переселения. «Средства будут возвращены в Фонд – это хорошо, но граждане остались без жилья. Поэтому руководителям данных субъектов РФ на посвященном этой проблеме правительственном совещании было поручено за счет своих средств построить дома и переселить граждан», – сказал Константин Цицин.
Вообще-то со стороны государства помощь регионам в проведении капитального ремонта и переселении граждан из ветхого жилья носит исключительно стимулирующий характер. По крайней мере, глава «Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в своем выступлении подчеркнул, что основная задача капиталовложений в реконструкцию жилищного фонда – дать толчок развитию рыночных механизмов в коммунальной сфере и повышении ответственности самих собственников. Ведь даже по самым смелым прогнозам средства Фонда рассчитаны лишь на капремонт порядка 12 % жилья и ликвидацию 30 % ветхого и аварийного жилфонда. Поэтому надежды оптимистов на приведение в порядок всего старого жилья в России были совершенно неоправданными.
«Больше на эти деньги сделать нельзя», – заявил Константин Цицин.
Планы на 2010 год
По планам Фонда на 2010 год намечено расширение программ капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья. По словам гендиректора Цицина, такие возможности у госкорпорации есть. В апреле премьер-министр Правительства РФ Владимир Путин подписал постановление о докапитализации Фонда на 10 млрд рублей. Также в регионы будут отданы 7,5 млрд рублей, вырученных от доходов в результате размещения в банках временно свободных средств корпорации. Это 50 % от совокупного дохода, который Фонд выручил за два года своего существования. По словам Цицина, «приоритетное финансирование в этот раз получат регионы, которые лучше других справились с выполнением планов по реформе».
Доход от размещения временно свободных средств уже распределен между шестнадцатью регионами, которые выбрали не менее 95 % своих лимитов и полностью выполнили заявленные ранее программы. Согласно решению наблюдательного совета Фонда, дополнительные деньги получают Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Татарстан, а также Алтайский и Забайкальский края, Белгородская, Кемеровская, Липецкая, Пензенская, Рязанская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская и Ярославская области. Сообщение об увеличении лимитов финансовой поддержки данным субъектам РФ уже опубликовано на официальном сайте Фонда. Перераспределение данных средств было произведено в качестве поощрения данных субъектов за своевременное и результативное осуществление капремонтов и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.
Также в 2010 году будет оказана ощутимая поддержка строительному комплексу в моногородах. Для этого Правительством России через Фонд ЖКХ будет осуществлено целевое финансирование региональных адресных программ в монопрофильных городских поселениях в размере 5 млрд рублей. Намечено профинансировать 27 таких городов.
В этом году в работе Фонда ЖКХ появляется совершенно новый аспект. По словам Цицина, теперь при выделении средств на переселение из аварийного фонда предпочтение будет отдаваться программам, ориентированным на решение проблемы с помощью малоэтажного строительства. В связи с этим новым условием в текущем году будет реализован пилотный проект малоэтажного энергоэффективного дома эконом-класса, возводимого с использованием нанотехнологий. Эти планы Фонд ЖКХ намерен воплотить в жизнь совместно с Роснано.
Уже подписано генеральное соглашение о стратегическом партнерстве, согласно которому стороны будут развивать сотрудничество в области внедрения инноваций и нанотехнологий в строительстве. Для реализации положений соглашения создана рабочая группа с участием представителей обеих корпораций.
Также в 2010 году вступят в силу новые нормы законодательства по соблюдению требований энергетической эффективности при проведении капитального ремонта многоквартирных домов. Это нововведение поставит новые задачи перед строителями при проведении работ по капитальному ремонту жилья.
Что будет после 2012 года
По первоначальным планам российских властей программу деятельности Фонда предполагалось полностью выполнить до конца 2011 года, однако затем было принято решение о продлении работы данной госкорпорации до начала 2013 года.
Предполагается, что после окончания деятельности Фонда ЖКХ в России будет четыре источника оплаты капитального ремонта жилых домов – федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, бюджет муниципалитетов и сами граждане. Наиболее эффективным механизмом проведения капитального ремонта в этот период Константин Цицин считает создание региональных фондов капитального ремонта, действующих по накопительной системе. Такие формы финансирования работ по проведению капитальных ремонтов многоквартирных домов уже использованы в Казани. Полученный опыт позволяет сделать вывод, что такой подход к решению проблемы капремонтов сулит неплохие перспективы.
Словом, россиянам можно надеяться, что и после 2012 года граждане РФ не будут оплачивать самостоятельно всю стоимость капитального ремонта своего дома.
Л. РУДНИЦКИЙ