Главное внимание участники пресс-конференции уделили проблемам реализации разработанной региональной властью долгосрочной стратегии – Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, в которой заложены основные приоритеты развития экономических, трудовых и производственных ресурсов республики. На данном пресс-мероприятии также обсуждался ход выполнения таких важнейших инфраструктурных проектов как «Комплексное развитие Южной Якутии», «Строительство железной дороги до Якутска».
Первые результаты реализации Схемы-2020
За последние годы в Республике Саха (Якутия) проведена значительная работа по развитию традиционных базовых отраслей региональной экономики (угольной, алмазной и золоторудной).
В угледобывающем секторе были введены в эксплуатацию технологический комплекс по обогащению угля «Долгучаан» и первая очередь угольной шахты «Денисовская». Начато активное освоение Эльгинского каменноугольного месторождения. По словам президента Республики Саха (Якутия) Е. Борисова, эльгинский проект реализуется силами горнометаллургической компании «Мечел». Здесь ежегодно планируется открытым способом добывать около 30 млн. тонн угля. Уголь будет экспортироваться через порт Ванино в Хабаровском крае в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Балансовые запасы Эльгинского месторождения составляют 2,1 млрд. тонн коксующегося энергетического угля. Сейчас от станции Улак на БАМе до Эльги строится частная железная дорога. Протяженность этой магистрали 300 километров, в 2011 году транспортные строители планируют дойти до двухсотого километра. А собственно добыча эльгинских углей начнется в сентябре текущего года. Ожидается, что до конца году объем добычи угля состовит около 1 млн. тонн. Первое время добытый уголь будет вывозиться автомобильным транспортом до той точки, куда придет железная дорога. По мере приближения стального пути к угольному разрезу, плечо перевозки углей автомобилями будет уменьшаться.
В алмазной промышленности также были введены в строй новые объекты: подземный рудник по добыче алмазов «Интернациональный», пусковой комплекс подземного рудника на алмазной трубке «Мир», завершен второй этап сооружения нового пускового комплексана поземном руднике «Айхал».
Для развития базы золотодобычи ведутся проектные и геологоразведочные работы на Нежданинском золоторудном месторождении, Кючусском рудном поле, на Куранахской золоторудной площади.
Можно уже смело говорить о том, что в Республике Саха (Якутия) появились новые отрасли экономики (нефтяная, газовая, металлургическая промышленность). Ведется промышленное освоение Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения, сданы в промышленную эксплуатацию Алинское и Отраднинское месторождения углеводородного сырья. Силами ОАО «Газпром» начаты геологоразведочные работы на Чаяндинском нефтегазоконденсатном месторождении. Но первый зримый результат в деле развития якутской «нефтянки» – это ввод в строй 1 этапа нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Начата эксплуатация (пока в реверсном режиме) трубопровода на участке «Усть-Кут – Талаканское нефтегазоконденсатное месторождение», запущена в работу нефтеперекачивающая станция вблизи г. Алдан.
Уже просматриваются и первые результаты реализации утвержденной федеральным правительством «Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможности экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона». По словам Егора Борисова, в марте текущего года было принято окончательное решение по маршруту газопровода.
«На совещании в Южно-Сахалинске, после событий на «Фукусиме», из уст А. Ананенкова, заместителя председателя правления «Газпрома», мы услышали о том, что выбирается маршрут «Восточная Сибирь – Тихий океан», то есть по нефтепроводу, – сообщил глава Якутии присутствующим на пресс-конференции журналистам. – Этот вариант нас больше устраивает, поскольку при строительстве газопровода появится возможность газифицировать населенные пункты юга республики».
Хотя до недавнего времени рассматривались два варианта прокладки газовой трубы («северный» и «южный»). Первый маршрут длиной 2965 километров (в том числе по территории Якутии – 1312 км) представляет собой практически полный повтор линии нефтепровода ВСТО. Его стартовая точка – Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение. Затем труба тянется на Ленск. В 15 километрах от Олекминска (ниже по течению) – переправа через реку Лена. Дальнейший маршрут таков: Алдан, Хатыми, Чульман, Нерюнгри, Беркакит, Тында, Сковородино, и через Благовещенск выход к Хабаровску.
Южный вариант предполагал проложить газовую трубу почти на 400 километров западнее ВСТО. После Ленска намечался переход через реку Лена (в районе поселка Иннях). Далее трубопровод собирались тянуть до бамовской станции Ларба по глухим, совершенно необжитым таежным, к тому же отличающимся повышенной сейсмической активностью, районам. Данный маршрут был бы заметно короче, а стоимость прокладки – на 49 миллиардов рублей дешевле.
Но, несмотря на то, что «северный» вариант газопровода более затратен, при его выборе учитывалась возможность социального эффекта, а именно, в перспективе газифицировать населенные пункты по трассе газопровода – от Алдана до Сковородино, включая все поселки Нерюнгринского района. Эксперты учли и то, что при строительстве газопровода можно будет использовать готовый «коридор» нефтепровода ВСТО со всеми уже выполненными подъездами, трассами, песчаными карьерами, общежитиями, временными поселками для строителей и прочей инфраструктурой.
Один из разделов Схемы-2020 полностью посвящен развитию транспортной и энергетической инфраструктуры республики. В регионе выполняются значительные объемы работ по созданию опорной сети автомобильных дорог. Так, открыт сквозной проезд по федеральной автодороге «Колыма». Продолжается реконструкция автотрасс федерального значения «Лена» и «Вилюй». Ведется строительство региональных автомагистралей «Амга», «Кобяй», «Умнас», «Алдан». Введены в эксплуатацию высоковольтные линии (ВЛ) электропередач «Сунтар-Олекминск», «Мирный-Сунтар». Также построена первая очередь ВЛ 220 кВ «Нерюнгринская ГРЭС-Нижний Куранах-Томмот-Майя».
В республике продолжается строительство магистрального газопровода регионального значения «Средневилюйское газоконденсатное месторождение-Мастах-Берге-Якутск». Сдано в эксплуатацию 1,2 тыс. километров местных газопроводов. Интенсивно газифицируются населенные пункты региона: в прошлом году «голубое топливо» пришло в 20 сел. Выполнено подключение к газовым магистралям 9,5 тыс. жилых домов. Переведено на газовое топливо 65 котельных комплексов.
Инвестиционные проекты, реализуемые на территории республики
По мнению президента республики Егора Борисова, самым важным инвестпроектом для региона являются планы комплексного освоения Южной Якутии. Здесь будет построено два горно-обогатительных комбината на базе наиболее перспективных месторождений железной руды – Таежного (на севере Нерюнгринского района) и Тарыннахского (в Олекминском районе), а также Эльконский горно-металлургический комбинат проектной мощностью 5 тысяч тонн урана в год. Учитывая энергозатратность технологических процессов на данных производствах, инициаторы планов развития южноя-кутских районов предлагают построить на реке Тимптон, в 214 километрах от того места, где она впадает в реку Алдан Канкунскую гидроэлектростанцию. Тимптон – горная и многоводная река, и по расчетам, площадь водохранилища будет в сорок раз меньше сопоставимых по мощности равнинных ГЭС. Основная масса воды будет оставаться в естественном каньоне реки. Высота плотины (247 метров) станет максимальной в Российской Федерации. Плановая мощность Канкунской ГЭС – 1200 мегаватт. Будут спроектированы четыре агрегата мощностью 300 мегаватт каждый. Это примерно в три раза больше, чем вырабатывает сейчас Нерюнгринская ГРЭС.
Развивать энергетические мощности будут и в других районах республики. Запланировано строительство миниТЭЦ в п. Депутатский и п. Зырянка.
Строительство железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск
Как напомнил в ходе своей пресс-конференции президент Республики Саха (Якутия) Е. Борисов, история строительства железной дороги до Якутска началась еще в 1985 году.
Сегодня железная дорога дошла практически до Якутска. Рельсы пришли на то место, где осуществляется переправа через реку Лена. Теперь главная задача на этой «стройке века» – сооружение мостового перехода. Но этот вопрос совершенно неожиданно оказался спорным.
«Со стороны Минтранса предлагается несколько вариантов, – сообщил Е. Борисов. – Первый – строительство подземного перехода, второй – строительство автомобильного моста, а железную станцию «Якутск» строить на том берегу, и третий вариант – совмещенный железнодорожно-автомобильный мост. Правительство Якутии настаивает на последнем варианте. Ведь Якутск является логистическим центром, в котором встречаются две федеральные автотрассы, три республиканских автодороги, есть речной порт. Правительством России, в принципе, наша идея поддерживается. Что касается тоннельного перехода, то у российских строителей нет опыта строительства таких объектов в условиях вечной мерзлоты. К тому же в РФ нет ни одного устойчиво функционирующего тоннеля под руслом реки. Единственный пример – тоннель в Хабаровске, который не работает на полную мощность».
По словам главы региона, стоимость железнодорожно-автомобильного моста через Лену на сегодняшний день по утвержденным программам строительства составляет 79,8 млрд. рублей.
Подготовил Л. РУДНИЦКИЙ
Фото пресс-службы президента Республики Саха (Якутия)