Асфальт может быть природного и искусственного происхождения. Природный асфальт (от греч. - "горная смола") получается из нефти в результате испарения легких фракций и окисления под влиянием окружающей среды.
Рис. 1. Общая классификация асфальтов
Источник: ABARUS Market Research
Искусственный асфальт – смесь органического вяжущего материала (битума или дегтя) с минеральными заполнителями (тонкоизмельченным минеральным порошком, известняком, песчаником). От природного асфальта он отличается наличием парафина (несколько процентов) и большим содержанием нефтяных масел. В смеси со щебенкой, гравием, песком дает асфальтобетон. Таким образом, асфальт и асфальтобетон – это практически одно и то же.
Отечественная статистика делит этот строительный вяжущий материал на три категории:
- Асфальт (литой).
- Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие и теплые).
- Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (холодные).
В литом асфальтобетоне выше доля битума, смесь нагревается до 200-220 °С. В отличие от традиционных уплотняемых смесей, литой асфальт не нуждается в уплотнении и при остывании сам достигает максимальной плотности, имеет более высокую водонепроницаемость и деформационную устойчивость. Используется в основном для ремонтных работ. Такой асфальтобетон можно укладывать как на больших, так и на малых площадях, а также в местах, не доступных для уплотнения катками. Поскольку смесь не нуждается в уплотнении, она пригодна для укладки вручную и нанесения на геометрически сложные поверхности.
Ремонтные работы можно вести и при отрицательных температурах (до –10 °С), что делает технологию практически круглогодичной.
Холодный асфальт по своему составу напоминает обычный – горячий или теплый. Он состоит из щебня, специального битумного вяжущего и различного рода добавок. Его основное отличие в том, что его можно производить при более низкой температуре (70-80 °С). Уникальность этого материала состоит в том, что его можно использовать при температуре воздуха до –15 °С, практически круглый год. Для лучшего обволакивания при производстве холодного асфальта используются специальные виды битума, характеризующиеся очень высокой текучестью и эластичностью, а также специальные адгезионные добавки. Правильный подбор щебеночного материала и вяжущего вещества обеспечивает их хорошее сцепление, а также предотвращает преждевременное окисление щебня при обволакивании битумом. Используется в основном для ремонта и для дорог низких категорий.
На рис. 2 дано процентное соотношение произведенных в РФ в 2007 году асфальтовых смесей согласно статистическому делению. Большая часть произведенной продукции – это горячие и холодные асфальтобетоны, асфальт занимает всего около 9 %.
Рис. 2. Процентное соотношение производства асфальта в России по видам.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Асфальтовые смеси, как уже было сказано выше, могут быть изготовлены горячим, теплым и холодным способами в зависимости от способа смешивания компонентов во время их приготовления, а также от способа укладки; при этом смеси могут быть двух видов: подогретые (горячие или теплые) асфальтовые смеси, полученные путем соединения подогретого щебня и подогретого связующего вещества или холодного щебня, помещаемого в подогретое связующее вещество, или теплый щебень загружается в холодное связующее вещество.
Таблица 1
Характеристики разных видов асфальта по особенностям производства и укладки
Вид асфальта (асфальтобетона) | Связующее вещество | Температура укладки и уплотнения, °C | Процентная доля связующего, %
|
Природный асфальт | Нефть | От 80 | 60-75 |
Горячий | Вязкий битум | Не ниже 120 | 13-60 |
Теплый | Маловязкий битум | 40-80 | |
Холодный | Жидкий битум | При температуре окружающего воздуха, но не ниже 10 |
Источник: ABARUS Market Research по данным специалистов
Горячий асфальтобетон – более популярный материал. В зависимости от вида и размеров минеральной составляющей, а также вязкости битума горячие асфальтобетонные смеси делятся на несколько типов.
Стандартные асфальтобетоны:
- Крупнозернистые (крупность зерен 40 мм) – для устройства нижних слоев дорожной одежды автомобильных дорог, городских улиц, эстакад общегородского и федерального назначения, ямочного ремонта (как нижний слой при больших толщинах). Время укладки 2-3 часа.
- Мелкозернистые (крупность зерен 20 мм) – для устройства верхних слоев дорожных покрытий магистральных улиц, развязок, мостов, спусков эстакад общегородского и федерального назначения. Время укладки 1-2 часа.
- Песчаные (крупность зерен 5 мм) – для пешеходных дорожек и тротуаров, стоянок легковых автомобилей, торговых площадей и т. д. (рассчитаны на низкую степень нагрузки). Песчаные высокопористые смеси используются для укладки бордюров, устройства тротуаров, дорожек и площадок на садовых участках, для выравнивания и утепления крыш с мягкой кровлей. Время укладки 2-3 часа.
Особые асфальтобетоны:
- Смеси на полимербитумном вяжущем (ПБВ) – для увеличения долговечности покрытий.
- Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси (ЩМА) – долговечные и трещиностойкие с повышенным содержанием кубовидного щебня.
Асфальтовые смеси, как подогретые, так и холодные, могут изготавливаться в удалении от места производства работ, а могут производиться на самом месте укладки или выполняются одновременно с укладкой и в этом случае являются составной частью технологии выполнения покрытия непосредственно на месте.
Коэффициент расхода асфальтобетона на 1 м² дороги имеет следующие значения: текущий (ямочный) ремонт – 1 тонна на 7,2 км, капитальный ремонт – 1 тонна на 6,9 км.
Производство
Производство асфальтобетонов в стране в последние три года существенно возросло (см. рис. 3) по отношению к периоду 2002-2004 годов. В 2005 году рост был особенно заметным – почти в шесть раз, после чего достигнутый объем воспроизводится и увеличивается. Такая заметная разница в производственных показателях может объясняться не только реальным приростом выпуска, но и, в частности, большей статистической открытостью компаний-производителей в последние годы. В 2007 году прирост составил 41 % по отношению к предыдущему году и достиг 34 млн т.
Рис. 3. Динамика производства асфальта и асфальтобетонов в РФ, 2002-2008 годы
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
В качестве прогноза можно предположить, что в 2008 году, скорее всего, будет зафиксирован существенный прирост производства, так как по результатам первого полугодия предприятиями страны было выпущено 11,7 млн тонн асфальта, что примерно на 30 % большего соответствующего периода прошлого года. Производство асфальтов подстраивается под климат, поэтому во второй половине года обычно производится 60-70 % всего годового объема асфальта в стране.
На рис. 4 изображена динамика российского производства асфальтов в течение года (за образец взят 2007 год) по месяцам в процентном отношении к общему объему выпуска в течение года. Что касается общей тенденции для асфальтовых смесей, то основная масса выпуска и работ приходится, естественно, на летние месяцы и начало осени. Но фактически можно различить три самостоятельные геометрические фигуры распределения, которые смещаются вправо на один месяц в зависимости от вида асфальта. Фигура помесячного выпуска для холодного асфальтобетона располагается правее остальных. Пик укладки холодного асфальтобетона приходится на самый теплый летний месяц – июль, массовые работы начинаются в мае и снижаются в ноябре. С горячим асфальтобетоном активнее всего строители работают в августе, а пик производства асфальта приходится на сентябрь, причем распределение для асфальта выглядит наиболее равномерным.
Рис. 4. Зависимость объемов производства асфальта в РФ от климата, 2007 год.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Географическое распределение производства
Выпуск асфальта по регионам страны распределен в соответствии с активностью дорожного и промышленного строительства. Больше всего асфальтовых смесей производится в Центральном федеральном округе – 35 % от общероссийского выпуска. В Приволжском – 23 %, в Уральском – 15,5 %. Менее всего асфальта выпускается в Сибирском федеральном округе – меньше 1 % (см. табл. 2 и рис. 5).
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Таблица 2
Выпуск разных видов асфальта в РФ по федеральным округам, 2007 год
Округ | Асфальт | Асфальтобетон горячий | Асфальтобетон холодный | Всего за 2007 год |
Центральный | 2 075 | 8 420 | 137 | 10 632
|
Приволжский | 234 | 6 823 | 56 | 7 113 |
Уральский | – | 4 723 | - | 4 723 |
Северо-Западный | 64 | 3 587 | 7 | 3 658 |
Южный | 210 | 3 343 | – | 3 553 |
Дальневосточный | – | 724 | - | 724 |
Сибирский | 138 | - | - | 138 |
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Что касается распределения выпуска асфальтовых смесей по видам, то оно изображено на рис. 6. Центральный федеральный округ доминирует в производстве литого и холодного асфальта. Последний также в заметных количествах выпускается в Приволжском федеральном округе, и совсем немного – в Уральском.
Рис. 6. Выпуск разных видов асфальта в РФ по федеральным округам, 2007 год, %.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Производители
Среди отечественных производителей асфальта много предприятий с государственным или муниципальным управлением. В больших объемах асфальт производят, как правило, дорожно-строительные компании, производители бетона, нефтепродуктов и т. д. В табл. 3 приведены данные по основным производителям асфальтобетонов и асфальта в стране. Их статистическое разделение на производителей горячих и холодных асфальтобетонов, а также асфальта не всегда соответствует реальному ассортименту данных компаний, так как производители нередко выпускают большой спектр видов асфальтов, однако в таблице это разнообразие не удалось отразить (к примеру, среди 20 крупнейших производителей, выпускающих как горячий, так и холодный асфальт оказались только два предприятия – ФГУП «Свердловскавтодор» и ГУП «Волгоградавтодор»).
Лидер списка ОАО «Асфальтобетонный завод № 1» (Санкт-Петербург) был основан в 1932 году и в настоящее время является первым специализированным предприятием в Санкт-Петербурге (а также и в стране) по производству асфальтобетонных смесей. Сегодня «АБЗ-1» производит весь спектр асфальтобетонных смесей, необходимых для строительства и ремонта дорог. Это крупнозернистые, мелкозернистые, песчаные, горячие плотные и пористые асфальтобетонные смеси (более 20 различных рецептов). Сегодня компания располагает четырьмя асфальтовыми заводами, общая мощность которых составляет свыше 12 000 тонн асфальта в день. За последние три года производство увеличилось в 2,5 раза.
Начиная с 1999 года, ОАО «АБЗ-1» активно формирует группу вертикально интегрированных компаний, в которую входят две дорожно-строительные организации, автотранспортная компания, предприятие по добыче щебня, а также фирма, отвечающая за железнодорожные перевозки.
Открытое акционерное общество «Сургутнефтегаз» – одна из крупнейших и известных российских нефтяных компаний. Сфера деятельности компании охватывает разведку, устройство и разработку нефтяных и нефтегазовых месторождений, добычу и реализацию нефти и газа, производство и сбыт нефтепродуктов и продуктов нефтехимии. Выпуск асфальтобетона для этой компании, несмотря на внушительные объемы, является побочным производством.
ГУП «Башкиравтодор» – одно из крупнейших предприятий Республики Башкортостан, специализирующихся на строительстве, ремонте и содержании дорог и дорожных сооружений. Сегодня «Башкиравтодор» имеет 59 филиалов по всей республике, в том числе дорожное строительное управление, управление производственно-технологической комплектации, завод по ремонту строительных и дорожных машин. Предприятием ежегодно строится около 150 км и ремонтируется 1 000 км дорог, а также содержится практически вся территориальная сеть дорог республики.
ФГУП «Свердловскавтодор» является лидером среди подрядных организаций дорожной отрасли Свердловской области. Осуществляет работы по содержанию, ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог, благоустройству территорий, площадок и т. д. Также занимается производством и реализацией асфальтобетонных смесей, железобетонных изделий (ЖБИ), проводит проектно-изыскательские работы. Мощности 45 асфальтобетонных заводов предприятия, расположенных в большинстве городов Свердловской области, позволяют ежегодно производить до 2 млн тонн асфальтобетонных смесей.
Открытое акционерное общество «Камский трест по строительству автомобильных дорог и аэродромов» (сокращенно ОАО «Трест Камдорстрой») является крупнейшим в Республике Татарстан и России подрядчиком по дорожному и аэродромному строительству, осуществляющим комплексное строительство, реконструкцию и ремонт аэродромных взлетно-посадочных полос, площадей аэровокзалов, автомобильных дорог любых категорий сложности с цементобетонным и асфальтобетонным покрытием, надземных и подземных пешеходных переходов, гидротехнических сооружений. Собственное производство асфальтобетона позволяет осуществлять все эти виды строительных работ в больших объемах, в том числе и за пределами республики.
«Тюменское дорожно-ремонтное предприятие» производит асфальтобетон, так как специализируется на общестроительных работах по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог, а также возводит здания и сооружения.
Петербургское предприятие ЗАО «Петерасфальт» начало свою деятельность в 1995 году и изначально специализировалось на производстве асфальтобетонных смесей. Со временем компания выросла в мощное многопрофильное предприятие, которое на сегодняшний день, помимо производства высококачественных асфальтобетонных смесей, выпускает товарный бетон и растворы, а также щебень. На сегодняшний день производственные мощности ЗАО «Петерасфальт» включают: три завода по производству асфальтобетонных смесей, суммарная производительность которых составляет 6 000 тонн в смену; шесть заводов по производству товарных бетонов и растворов, позволяющих производить до 3 800 м³ продукции за смену; две дробильно-сортировочные установки для выпуска щебня.
Последним предприятием из списка, кратким описанием которого мы завершаем наш обзор, является ЗАО «Асфальт» (Мытищи). Компания производит асфальтобетон, бетон, битумы различных марок, песок, гранитный и известняковый щебень, минеральный порошок, а также проводит асфальтировочные работы и оказывает транспортные услуги.
Таким образом, видно, что для крупных компаний производство асфальтобетона редко бывает главным направлением деятельности, а чаще – сопутствующим. Федеральная служба государственной статистики насчитывает около 1 200 компаний - производителей разных видов асфальтов. В действительности их гораздо больше, так как асфальт и асфальтобетон могут производиться на небольших установках, как стационарных, так и мобильных. Таким образом, в производстве асфальтобетонов участвуют не только крупный и средний бизнес, но небольшие фирмы, которые не отчитываются перед статистическими органами о своей деятельности. В связи с этим можно предположить, что приведенные выше данные по объему производства асфальта в стране несколько занижены, так как базируются на статистических данных. Погрешность может составлять от 10 до 15 %, однако общая динамика – значительный рост в последние четыре года – является достоверной, даже несмотря на погрешности статистического учета.
Учитывая намерения Российского правительства выделять больше бюджетных средств на строительство и ремонт дорожного хозяйства страны, а также привлекать к этому процессу частных инвесторов, можно предполагать, что объемы производства качественных асфальтобетонов будут расти и в дальнейшем.
Таблица 3
Список ведущих производителей асфальтобетонных смесей в РФ
Название | Асфальт горячий и теплый (а также холодный), т, 2006 | Регион |
ОАО «Асфальтобетонный завод № 1» | 806 910 | Санкт-Петербург |
ОАО «Сургутнефтегаз» | 794 131 | Тюменская область |
ГУП «Башкиравтодор» | 643 600 | Башкортостан |
ФГУП «Свердловскавтодор» | 572 336 (16 662) | Свердловская область |
ОАО «Камский трест по строительству автомобильных дорог и аэродромов» | 546 729 | Татарстан |
ОАО «Тюменское дорожно-ремонтное предприятие» | 454 079 | Тюменская область |
ЗАО «Петерасфальт» | 350 303 | Санкт-Петербург |
ООО «Белдорстрой» | 284 188 | Белгородская область |
ГУП «Волгоградавтодор» | 281 930 (543) | Волгоградская область |
ГУП «Оренбургремдорстрой» | 274 362 | Оренбургская область |
ООО «Дорстройпроект» | 270 931 | Санкт-Петербург |
ОАО «Дорпромстрой» | 249 835 | Тюменская область |
ГУП «Суджанское дорожное ремонтно-строительное управление №2» | 245 264 | Курская область |
ОАО по строительству и реконструкции автомобильных дорог и аэродромов | 241 340 | Ростовская область |
ЗАО «Стройкомплект» | 235 549 | Санкт-Петербург |
ОАО «Тюмендорстрой» | 232 202 | Тюменская область |
ОАО «Кубаньдорблагоустройство» | 231 266 | Краснодарский край |
ООО «Энсиси-Перспектива» | 224 298 | Санкт-Петербург |
ООО «Нур-1» | 217 635 | Татарстан |
ЗАО «Бетас» | 206 473 | Московская область |
Производство асфальта | ||
ЗАО «Асфальт» | 436 537 | Московская область |
ОАО «Самардорстрой» | 115 312 | Самарская область |
ООО «Сибавтобан» | 110 959 | Новосибирская область |
ООО «Дорстройтранс» | 66 798 | Пермская область |
ООО «Новые строительные системы» | 55 942 | Москва |
ГУП «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного округа» | 54 140 | Хабаровский край |
ГУП «Рузский автодор» | 42 058 | Московская область |
ООО «Зарайский автодор» | 40 705 | Московская область |
МУП г.Хабаровска «Дорремстрой» | 32 184 | Хабаровский край |
ООО «Ремдорстрой-Руза» | 32 119 | Московская область |
ГУП «Дорпрогресс-Щелково» | 31 916 | Московская область |
МУП г.Хабаровска «Дорожник» | 31 351 | Хабаровский край |
Дорожно-мостовое ремонтно-строительное управление | 28 041 | Читинская область |
Тайшетский филиал ОАО «Дорожная служба Иркутской области» | 27 686 | Иркутская область |
ЗАО «Магистраль» | 26 588 | Республика Алтай |
ГУП «Гирсовский производственный комбинат дорожно-строительных материалов» | 26 128 | Кировская область |
ОАО «Майское дорожно-строительное управление» | 25 224 | Кабардино-Балкарская Республика |
Апастовский филиал ОАО «Проектно-ремонтно- строительное объединение «Татавтодор» | 23 309 | Татарстан, Республика |
МУП «Специализированное автохозяйство по санитарной уборке города» | 23 022 | Хабаровский край |
ООО «Дорожная передвижная механизированная колонна «Кораблинская» | 21 602 | Рязанская область |
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС
В. НИКОЛЬСКАЯ, директор по исследованиям ABARUS Market Research