Минстрой России начал прием заявок от регионов на предоставление субсидий для завершения недостроев

Минстрой России начал прием заявок для предоставления регионам субсидий из федерального бюджета для софинансирования работ по завершению строительства и реконструкции незавершенных объектов капитального строительства, включенных в федеральный реестр, и ввода их в эксплуатацию. Работа идёт в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граж...

Компания «Север 87» создает на Чукотке туристическую инфраструктуру для местных жителей и путешественников

В ноябре 2025 года компания «Север 87», применяя льготы и преференции территории опережающего развития (ТОР) «Чукотка», откроет в Анадыре ресторан, банный и парильный спа-комплекс. Новые объекты будут возведены по технологии модульного строительства на территории будущего туристического кластера с проектным названием «Какомэй». По соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ)...

За первые три месяца 2025 года в Якутии введено в эксплуатацию около 263 тысяч квадратных метров жилья

Это на 44 % больше, чем за тот же период прошлого года, когда было построено около 183 тысяч квадратных метров. Об этом сообщили в Министерстве строительства республики. Из общего объёма 64,5 тысячи квадратных метров пришлось на многоквартирные дома, а 199 тысяч — на индивидуальное жильё. Всего в 2025 году Якутии предстоит построить 690 тысяч квадратных метров жилья — это плановы...

Алюминиевая Ассоциация и Ассоциация Парков будут развивать городские парки и общественные пространства

Алюминиевая Ассоциация и Ассоциация по развитию городских парков и общественных пространств подписали соглашение о сотрудничестве. Соглашение, подписанное в рамках ParkSeason Expo, направлено на развитие парковой и городской инфраструктуры. Сегодня алюминиевые решения применяются в проектах реновации и реставрации, благоустройстве общественных пространств и городской среды, уличном и парковом о...

Своевременные меры помогут избежать цепной реакции – от заморозки строек до дефицита бюджетных средств

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков об итогах заседания Президиума Госсовета: «Своевременные меры помогут избежать цепной реакции – от заморозки строек до дефицита бюджетных средств». Антон Глушков подчеркнул важность данного Президентом России поручения предотвратить риски торможения строительства жилья: За последние три года жилищное строительство и в целом стройка в России действительно на...

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики и правительство Сахалинской области провели День курильского инвестора в Москве

Мероприятие объединило представителей власти, бизнеса и экспертов для обсуждения инвестиционных возможностей Курильских островов, мер государственной поддержки и перспектив развития туризма, марикультуры и технологических проектов. Модератором мероприятия выступила Ольга Захарова, заместитель генерального директора Агентства стратегических инициатив, отметившая уникальное географическое положен...

Минстрой России начал прием заявок от регионов на предоставление субсидий для завершения недостроев

Минстрой России начал прием заявок для предоставления регионам субсидий из федерального бюджета для софинансирования работ по завершению строительства и реконструкции незавершенных объектов капитального строительства, включенных в федеральный реестр, и ввода их в эксплуатацию. Работа идёт в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граж...

Компания «Север 87» создает на Чукотке туристическую инфраструктуру для местных жителей и путешественников

В ноябре 2025 года компания «Север 87», применяя льготы и преференции территории опережающего развития (ТОР) «Чукотка», откроет в Анадыре ресторан, банный и парильный спа-комплекс. Новые объекты будут возведены по технологии модульного строительства на территории будущего туристического кластера с проектным названием «Какомэй». По соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ)...

За первые три месяца 2025 года в Якутии введено в эксплуатацию около 263 тысяч квадратных метров жилья

Это на 44 % больше, чем за тот же период прошлого года, когда было построено около 183 тысяч квадратных метров. Об этом сообщили в Министерстве строительства республики. Из общего объёма 64,5 тысячи квадратных метров пришлось на многоквартирные дома, а 199 тысяч — на индивидуальное жильё. Всего в 2025 году Якутии предстоит построить 690 тысяч квадратных метров жилья — это плановы...

Алюминиевая Ассоциация и Ассоциация Парков будут развивать городские парки и общественные пространства

Алюминиевая Ассоциация и Ассоциация по развитию городских парков и общественных пространств подписали соглашение о сотрудничестве. Соглашение, подписанное в рамках ParkSeason Expo, направлено на развитие парковой и городской инфраструктуры. Сегодня алюминиевые решения применяются в проектах реновации и реставрации, благоустройстве общественных пространств и городской среды, уличном и парковом о...

7 Апреля 2010

Дорожное хозяйство. Региональный аспект

Под дорожным хозяйством в России принято понимать совокупность автомобильных дорог общего пользования с расположенными на них сооружениями, а также обслуживающие организации.

Протяженность российских дорог по итогам 2008 года составила 939,7 тыс. км. Как видно из рис. 1, до 2003 года включительно протяженность автомобильных дорог в РФ практически не менялась. Далее наметилась тенденция к спаду: за 2003-2005 годы данный показатель сократился на 4,5 %. Однако уже в 2006 году имел место 8%-ный прирост. В 2007 году рост протяженности дорог сохранился, но в 2008 году в силу известных причин произошел спад.


Рис. 1. Протяженность российских автомобильных дорог в 2000-2008 годы, тыс. км.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат


По данным Минэкономразвития, в 2009 году в эксплуатацию было введено 409,3 км федеральных автодорог с законченными работами и 749,7 км строящихся и реконструированных во второй стадии и второй очереди.

В зависимости от критерия, классификация автодорог может осуществляться на основе значения, режима пользования, условий проезда и доступа, качества покрытия. Так, по значению автомобильные дороги подразделяются на федеральные, региональные и муниципальные, местные и частные. Федеральные дороги принято обозначать префиксом «М» (в том числе европейские маршруты – «Е»), региональные – «А», межмуниципальные – «Р», прочие местного значения – «Н».


Рис. 2. Классификация дорог по режиму пользования
Источник: ABARUS Market Research по данным Росавтодор


В зависимости от режима пользования дороги могут быть общего и необщего пользования.

Как следует из названия, дороги общего пользования доступны всем пользователям. Круг пользователей ведомственных и частных дорог определяется их владельцами.

Соотношение дорог общего и необщего пользования в России невелико, хотя в последнее время наметилась тенденция к росту. Так, если в 2000 году это соотношение составляло 1,85, то в 2008 году – 4,07.

В зависимости от качества покрытия, все автомобильные дороги России подразделяются на дороги с твердым и нетвердым покрытием, а первые также – на дороги с усовершенствованным и стандартным покрытием. Твердое покрытие имеют в России 83,4 % автодорог общего пользования.

Также автомобильные дороги общего пользования подразделяются на автомагистрали, скоростные и обычные. Автомагистрали не предполагают обслуживание прилегающих территорий. Они имеют несколько проезжих частей (четыре и более полос шириной 3,75 м) и центральную разделительную полосу. Как и в случае скоростных видов дорог, автомагистрали не имеют одноуровневых развязок. Доступ к ним обеспечивается посредством пересечения с другими автомобильными дорогами на разных уровнях не чаще пяти километров. Помимо этого, автомагистрали не имеют остановок и стоянок на проезжей части. Они оборудованы местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств. Все автомагистрали относятся к дорогам федерального значения и являются дорогами первой категории.


Рис. 3. Протяженность российских автомобильных дорог общего и необщего пользования в 2000-2008 годы, тыс. км.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат


Доступ к скоростным автодорогам обеспечивается не чаще трех км. Как и в случае автомагистралей, скоростные дороги имеют от четырех полос движения шириной 3,75 км с центральной разделительной полосой и оборудованы местами отдыха и площадками для стоянок. По своим техническим характеристикам скоростные дороги относятся к первой категории.


Рис. 4. Протяженность российских автомобильных дорог с твердым покрытием и удельный вес дорог общего пользования с усовершенствованным покрытием в 2000-2008 годы, тыс. км и %.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат


Всего в России насчитывается 25 магистральных дорог, из них самая короткая – «Нарва» (Санкт-Петербург – граница с Эстонией, 140 км), самая длинная – М 56 Лена/Колыма (Невер – Якутск / Якутск – Магадан, 3 720 км) и 107 прочих федеральных дорог (без подъездов до транспортных узлов от Петропавловска-Камчатского, Анадыри, Дудинки, Нарьян-Мара, Салехарда, Паланы и Туры).


Рис. 5. Густота автомобильных дорог по странам в 2008 году, км дорог на 1 000 км² территории.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат



Максимальная и минимальная густота автомобильных дорог по федеральным округам, км дорог на 1 000 км² территории


Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат

Обычные дороги могут иметь от одной полосы (дороги пятой категории) до четырех и более (дороги первой категории). Для дорог второй и более низких категорий допускаются одноуровневые развязки и отсутствие центральной разделительной полосы.


Рис. 6. Густота автомобильных дорог с твердым покрытием в России по федеральным округам, км дорог на 1 000 км² территории.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат


К основным проблемам российских дорог принято относить недостаточную протяженность и плотность с учетом масштабов страны, радиальную структуру сети и неразвитость инфраструктуры (придорожного сервиса).


Рис. 7. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием по округам, тыс. км. Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат

По плотности автомобильных дорог Россия значительно отстает не только от европейских государств, но и от своих соседей по СНГ – Украины, Казахстана, Азербайджана, Армении, Молдовы и даже от Таджикистана и Узбекистана. Наиболее низкую плотность имеют регионы, удаленные от Москвы и находящиеся в Уральском, Сибирском и Дальне-Восточном округах.


Рис. 8. Протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Центральном федеральном округе по субъектам РФ, %.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат


Наибольшая густота дорог характерна для Московской области. В данном регионе она составляет 536 км на 1 000 км². Также велика плотность и в Кабардино-Балкарской Республике – 444 км на км². Менее всего обеспечены дорогами Чукотский и Ненецкий автономные округи. Густота дорог в данных регионах равна 0,8 и 1,1 км на км² соответственно.
Если рассматривать плотность российских автомобильных дорог по федеральным округам, становится очевидным, что наибольший разброс по данному показателю характерен для Северо-Западного федерального округа. Учитывая, что плотность дорог в Калининградской области составляет 417 км на км², а в Ненецком автономном округе – 1,1, разница между двумя этими регионами получается равной почти 380. Для Уральского федерального округа данная величина составляет 64,4, Дальне-Восточного – 61,3, Сибирского – 16,8, Южного – 10,6. Наименьший разброс характерен для Центрального округа (5,8) и Приволжского ФО (4,3).


Рис. 9. Протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Северо-Западном федеральном округе по субъектам РФ, %.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат


Что касается протяженности автодорог по округам, среди федеральных дорог наиболее длинными являются дороги Центрального и Сибирского округов, среди региональных и местных – Приволжского и Центрального ФО. Наиболее «обделенным» является Уральский ФО, которому в сегменте региональных дорог проигрывает лишь Дальне-Восточный федеральный округ.


Рис. 10. Протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Южном федеральном округе по субъектам РФ, %.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат


Если подробнее рассматривать наиболее благополучный район – субъектов ЦФО, – очевидно, что и тут не все гладко. На Московскую область приходится треть всех дорог региона (2 451 км), в то время как на Белгородскую, Ивановскую и Костромскую области – по 1 % (114, 98 и 59 км соответственно), что даже с учетом площади данных субъектов немного. К числу наиболее обеспеченных дорогами стоит отнести Воронежскую и Калужскую области (800 и 796 км соответственно).


Рис. 11. Протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Приволжском федеральном округе по субъектам РФ, %.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат


В Северо-Западном федеральном округе наибольшая протяженность федеральных автодорог характерна для Ленинградской области, Республики Карелия и Псковской области (1 425, 1 074 и 754 км), наименьшая – для Калининградской области (204 км), что для масштабов последней – достаточно высокий уровень.

В Южном федеральном округе наибольшая часть дорог пролегает по территории Краснодарского края (1 310 км), а также Ставропольской и Волгоградской областей (817 и 812 км), наименьшая – на территории Чечни и Ингушетии (43 и 21 км). Тем не менее, как уже указывалось ранее, с учетом территориальных характеристик наименее благополучными являются Астраханская область и Калмыкия.


Рис. 12. Протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Уральском федеральном округе по субъектам РФ, %.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат


В Приволжском ФО, в отличие от других регионов, распределение дорог по субъектам достаточно равномерное. Тем не менее, большая часть дорог приходится на Татарстан (1 072 км), а также Оренбургскую, Пензенскую и Саратовскую области (786, 720 и 717 км), наименьшая – на Марий Эл и Удмуртию (230 и 293 км).

На Урале в наиболее выгодном положении находится Тюменская область, на чью долю приходится менее половины всех дорог региона (1 394 км). В Свердловской области проходит лишь 588 км дорог.


Рис. 13. Протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Сибирском федеральном округе по субъектам РФ, %.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат


В Сибири особенно выделяются Забайкалье и Иркутская область: протяженность дорог в данных субъектах РФ составляет 1 698 и 1 681 км. Наиболее обделенной дорогами является Томская область (37 км).

На Дальнем Востоке почти половина всех дорог приходится на Якутию (3 274 км), что для такой большой территории все-таки очень мало. В выигрышном положении находится Амурская область (1 452 км). В Чукотке проложено лишь 24 км автодорог, на Камчатке – 48 км.


Рис. 14. Протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Дальне-Восточном федеральном округе по субъектам РФ, %.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат


Чтобы описанная ситуация не представлялась совсем мрачной, стоит отметить, что на Дальнем Востоке в последнее время активизировалось дорожное строительство, которое продолжится и в ближайшие несколько лет.


М. КУЗЯКИНА, ведущий аналитик агентства ABARUS Market Research

Кол-во просмотров: 17346
На правах рекламы
Яндекс.Метрика