Протяженность российских дорог по итогам 2008 года составила 939,7 тыс. км. Как видно из рис. 1, до 2003 года включительно протяженность автомобильных дорог в РФ практически не менялась. Далее наметилась тенденция к спаду: за 2003-2005 годы данный показатель сократился на 4,5 %. Однако уже в 2006 году имел место 8%-ный прирост. В 2007 году рост протяженности дорог сохранился, но в 2008 году в силу известных причин произошел спад.
Рис. 1. Протяженность российских автомобильных дорог в 2000-2008 годы, тыс. км.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат
По данным Минэкономразвития, в 2009 году в эксплуатацию было введено 409,3 км федеральных автодорог с законченными работами и 749,7 км строящихся и реконструированных во второй стадии и второй очереди.
В зависимости от критерия, классификация автодорог может осуществляться на основе значения, режима пользования, условий проезда и доступа, качества покрытия. Так, по значению автомобильные дороги подразделяются на федеральные, региональные и муниципальные, местные и частные. Федеральные дороги принято обозначать префиксом «М» (в том числе европейские маршруты – «Е»), региональные – «А», межмуниципальные – «Р», прочие местного значения – «Н».
Рис. 2. Классификация дорог по режиму пользования
Источник: ABARUS Market Research по данным Росавтодор
В зависимости от режима пользования дороги могут быть общего и необщего пользования.
Как следует из названия, дороги общего пользования доступны всем пользователям. Круг пользователей ведомственных и частных дорог определяется их владельцами.
Соотношение дорог общего и необщего пользования в России невелико, хотя в последнее время наметилась тенденция к росту. Так, если в 2000 году это соотношение составляло 1,85, то в 2008 году – 4,07.
В зависимости от качества покрытия, все автомобильные дороги России подразделяются на дороги с твердым и нетвердым покрытием, а первые также – на дороги с усовершенствованным и стандартным покрытием. Твердое покрытие имеют в России 83,4 % автодорог общего пользования.
Также автомобильные дороги общего пользования подразделяются на автомагистрали, скоростные и обычные. Автомагистрали не предполагают обслуживание прилегающих территорий. Они имеют несколько проезжих частей (четыре и более полос шириной 3,75 м) и центральную разделительную полосу. Как и в случае скоростных видов дорог, автомагистрали не имеют одноуровневых развязок. Доступ к ним обеспечивается посредством пересечения с другими автомобильными дорогами на разных уровнях не чаще пяти километров. Помимо этого, автомагистрали не имеют остановок и стоянок на проезжей части. Они оборудованы местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств. Все автомагистрали относятся к дорогам федерального значения и являются дорогами первой категории.
Рис. 3. Протяженность российских автомобильных дорог общего и необщего пользования в 2000-2008 годы, тыс. км.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат
Доступ к скоростным автодорогам обеспечивается не чаще трех км. Как и в случае автомагистралей, скоростные дороги имеют от четырех полос движения шириной 3,75 км с центральной разделительной полосой и оборудованы местами отдыха и площадками для стоянок. По своим техническим характеристикам скоростные дороги относятся к первой категории.
Рис. 4. Протяженность российских автомобильных дорог с твердым покрытием и удельный вес дорог общего пользования с усовершенствованным покрытием в 2000-2008 годы, тыс. км и %.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат
Всего в России насчитывается 25 магистральных дорог, из них самая короткая – «Нарва» (Санкт-Петербург – граница с Эстонией, 140 км), самая длинная – М 56 Лена/Колыма (Невер – Якутск / Якутск – Магадан, 3 720 км) и 107 прочих федеральных дорог (без подъездов до транспортных узлов от Петропавловска-Камчатского, Анадыри, Дудинки, Нарьян-Мара, Салехарда, Паланы и Туры).
Рис. 5. Густота автомобильных дорог по странам в 2008 году, км дорог на 1 000 км² территории.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат
Максимальная и минимальная густота автомобильных дорог по федеральным округам, км дорог на 1 000 км² территории
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат
Обычные дороги могут иметь от одной полосы (дороги пятой категории) до четырех и более (дороги первой категории). Для дорог второй и более низких категорий допускаются одноуровневые развязки и отсутствие центральной разделительной полосы.
Рис. 6. Густота автомобильных дорог с твердым покрытием в России по федеральным округам, км дорог на 1 000 км² территории.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат
К основным проблемам российских дорог принято относить недостаточную протяженность и плотность с учетом масштабов страны, радиальную структуру сети и неразвитость инфраструктуры (придорожного сервиса).
Рис. 7. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием по округам, тыс. км. Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат
По плотности автомобильных дорог Россия значительно отстает не только от европейских государств, но и от своих соседей по СНГ – Украины, Казахстана, Азербайджана, Армении, Молдовы и даже от Таджикистана и Узбекистана. Наиболее низкую плотность имеют регионы, удаленные от Москвы и находящиеся в Уральском, Сибирском и Дальне-Восточном округах.
Рис. 8. Протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Центральном федеральном округе по субъектам РФ, %.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат
Наибольшая густота дорог характерна для Московской области. В данном регионе она составляет 536 км на 1 000 км². Также велика плотность и в Кабардино-Балкарской Республике – 444 км на км². Менее всего обеспечены дорогами Чукотский и Ненецкий автономные округи. Густота дорог в данных регионах равна 0,8 и 1,1 км на км² соответственно.
Если рассматривать плотность российских автомобильных дорог по федеральным округам, становится очевидным, что наибольший разброс по данному показателю характерен для Северо-Западного федерального округа. Учитывая, что плотность дорог в Калининградской области составляет 417 км на км², а в Ненецком автономном округе – 1,1, разница между двумя этими регионами получается равной почти 380. Для Уральского федерального округа данная величина составляет 64,4, Дальне-Восточного – 61,3, Сибирского – 16,8, Южного – 10,6. Наименьший разброс характерен для Центрального округа (5,8) и Приволжского ФО (4,3).
Рис. 9. Протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Северо-Западном федеральном округе по субъектам РФ, %.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат
Что касается протяженности автодорог по округам, среди федеральных дорог наиболее длинными являются дороги Центрального и Сибирского округов, среди региональных и местных – Приволжского и Центрального ФО. Наиболее «обделенным» является Уральский ФО, которому в сегменте региональных дорог проигрывает лишь Дальне-Восточный федеральный округ.
Рис. 10. Протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Южном федеральном округе по субъектам РФ, %.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат
Если подробнее рассматривать наиболее благополучный район – субъектов ЦФО, – очевидно, что и тут не все гладко. На Московскую область приходится треть всех дорог региона (2 451 км), в то время как на Белгородскую, Ивановскую и Костромскую области – по 1 % (114, 98 и 59 км соответственно), что даже с учетом площади данных субъектов немного. К числу наиболее обеспеченных дорогами стоит отнести Воронежскую и Калужскую области (800 и 796 км соответственно).
Рис. 11. Протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Приволжском федеральном округе по субъектам РФ, %.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат
В Северо-Западном федеральном округе наибольшая протяженность федеральных автодорог характерна для Ленинградской области, Республики Карелия и Псковской области (1 425, 1 074 и 754 км), наименьшая – для Калининградской области (204 км), что для масштабов последней – достаточно высокий уровень.
В Южном федеральном округе наибольшая часть дорог пролегает по территории Краснодарского края (1 310 км), а также Ставропольской и Волгоградской областей (817 и 812 км), наименьшая – на территории Чечни и Ингушетии (43 и 21 км). Тем не менее, как уже указывалось ранее, с учетом территориальных характеристик наименее благополучными являются Астраханская область и Калмыкия.
Рис. 12. Протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Уральском федеральном округе по субъектам РФ, %.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат
В Приволжском ФО, в отличие от других регионов, распределение дорог по субъектам достаточно равномерное. Тем не менее, большая часть дорог приходится на Татарстан (1 072 км), а также Оренбургскую, Пензенскую и Саратовскую области (786, 720 и 717 км), наименьшая – на Марий Эл и Удмуртию (230 и 293 км).
На Урале в наиболее выгодном положении находится Тюменская область, на чью долю приходится менее половины всех дорог региона (1 394 км). В Свердловской области проходит лишь 588 км дорог.
Рис. 13. Протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Сибирском федеральном округе по субъектам РФ, %.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат
В Сибири особенно выделяются Забайкалье и Иркутская область: протяженность дорог в данных субъектах РФ составляет 1 698 и 1 681 км. Наиболее обделенной дорогами является Томская область (37 км).
На Дальнем Востоке почти половина всех дорог приходится на Якутию (3 274 км), что для такой большой территории все-таки очень мало. В выигрышном положении находится Амурская область (1 452 км). В Чукотке проложено лишь 24 км автодорог, на Камчатке – 48 км.
Рис. 14. Протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Дальне-Восточном федеральном округе по субъектам РФ, %.
Источник: ABARUS Market Research по данным Росстат
Чтобы описанная ситуация не представлялась совсем мрачной, стоит отметить, что на Дальнем Востоке в последнее время активизировалось дорожное строительство, которое продолжится и в ближайшие несколько лет.
М. КУЗЯКИНА, ведущий аналитик агентства ABARUS Market Research