ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Всероссийский жилищный конгресс состоится в Сочи с 7 по 11 апреля 2025 года

Деловое мероприятие в сфере недвижимости пройдет с 7 по 11 апреля 2025 года в Университете «Сириус» – на конгрессно-выставочной площадке федерального уровня. Возможности Университета позволят организовать более 350 мероприятий деловой и культурной программы и принять порядка 10 000 участников рынка со всех регионов России. Приглашаем всех заинтересованных в профессиональном развитии стать св...

Утвержден новый порядок предоставления компенсации затрат экспортеров на транспортировку промышленной продукции

Минпромторг России утвердил решение о порядке предоставления компенсации затрат экспортеров на транспортировку промышленной продукции в 2025 году. Российский экспортный центр (Группа ВЭБ.РФ) выступает агентом Правительства, реализующим данную меру поддержки. С 2025 года предоставление господдержки будет осуществляться по результатам конкурса исходя из заявленных компаниями показателей результат...

Минстрой России проводит комплексную работу по нормативно-техническому регулированию строительной отрасли

В рамках этой деятельности в 2024 году было разработано и утверждено 147 документов. «Нормативное-техническое регулирование строительной отрасли является фундаментом ее развития в том числе в рамках реализации нового национального проекта «Инфраструктура для жизни», направленного на достижение целей, определенных Президентом России в Указе №309. В этом году Минстроем России подготовлено и утве...

Москва стала первым городом в России, заключившим специальные контракты на поставку лифтового оборудования

Карачаровский и Щербинский лифтостроительные заводы обеспечат поставку более 45 тысяч лифтов в рамках Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов. «В рамках выполнения специальных контрактов заводы проведут масштабную модернизацию, построят новые производстве...

Ростех формирует девелоперскую компанию для решения жилищных проблем специалистам компании

Ростех создает дочернюю компанию «РТ-Девелопмент». Одной из ее задач станет обеспечение доступным корпоративным жильем работников, в том числе молодых специалистов. Это актуальная задача в условиях растущей производственной нагрузки и высоких кадровых потребностей Корпорации, с учетом высокой ключевой ставки и удорожания ипотеки. Курирует работу новой структуры заместитель главы Ростеха, предсе...

Возрождение Сибири: RODINA Hotels формирует новый взгляд на Иркутск как на туристическое направление

Альянс отелей RODINA Hotels объявляет об официальном открытии RODINA Grand Hotel & SPA Irkutsk - первого отеля сети в Иркутской области. Расположенный в возрожденном здании Курбатовских бань на набережной Ангары в центре Иркутска, этот пятизвёздочный отель знаменует новый этап развития гостеприимства Сибири. Инициатором воссоздания объекта культурного наследия несколько лет назад выступил мецен...

10 Марта 2010

«Ломать невыгодно усиливать» Многоточие вместо запятой?

Речь в данной статье пойдет о композиционных (композитных) материалах на основе углеродных волокон, и о специфике их применения в российском строительном комплексе.


Углеволокно в современном мире

Спектр применения углеродных материалов очень широк. Композитные материалы из углеродных волокон уже давно широко применяются в ракетно-космической отрасли, авиационной промышленности, автомобилестроении, в производстве разнообразной продукции массового потребления. Спрос на углеродное волокно на мировом рынке постоянно растет, и эта тенденция, полагают эксперты, сохранится и в дальнейшем.

Что же касается строительной отрасли, то применение углеродных материалов в строительстве актуально при решении многих проблем. Технические характеристики углеволокна допускают его применение в самых широких диапазонах – при усилении и ремонте, а также новом строительстве. Как в Европе, так и в России уже существуют реализованные проекты возведения переходов и мостов из композитных материалов (с применением строительных стеклопластиков). Существуют даже проекты возведения масштабных конструкций целиком из углеродного волокна (проект ООО «Интер-Тэк» крытого пешеходного моста в г. Екатеринбурге через реку Исеть).

Усиление железобетонных перекрытий оздоровительного центра «Днепропетровская»

Однако столь смелые проекты пока являются экзотикой. На практике дела обстоят хуже – в России не только строительство, но даже ремонт сооружений с использованием материалов нового поколения имеет слабую распространенность. Во всем цивилизованном мире усиление железобетонных конструкций сегодня совершается с преимущественным использованием именно композитных материалов и постепенным отказом от традиционных методов армирования. Технология усиления строительных конструкций с применением элементов внешнего армирования из углеволокна является в настоящий момент самым современным и «бережным» методом восстановления и повышения эксплуатационных характеристик строительных конструкций.

При этом российская реальность демонстрирует высокую степень необходимости в усилении строительных конструкций, которые можно было бы армировать элементами из высокопрочных и высокомодульных материалов. В России очень многие конструкции нуждаются в ремонте. Большая часть стратегически важных сооружений, выполненных из железобетона, была построена еще в советские времена. Это же относится к российской инфраструктуре ЖКХ. Конструкции сооружений после 30-40 лет эксплуатации в своем большинстве имеют высокую степень физического износа и требуют ремонта. Ситуация неизбежно будет усугубляться в дальнейшем. Часто требуется проведение ремонтных работ без вывода сооружений из эксплуатации. Кроме того, ремонт и усиление технологично производить с помощью прочных, легких материалов, к тому же не подверженных к коррозии.

Усиление ферм покрытия промздания г. Санкт-Петербург

Перечисленным выше требованиям наилучшим образом отвечают элементы внешнего армирования из высокомодульных искусственных волокон, прежде всего углеродных. Этими же качествами обладают базальтовые и арамидные волокна (существуют еще стекловолоконные, но они склонны к коррозии), но наибольшее распространение в мире на сегодня получили именно углеродные волокна (в меньшей степени базальтовые), поскольку имеют наилучшее соотношение цена/качество.

Применение углеродного волокна в качестве внешнего армирования строительных конструкций насчитывает примерно 40-летнюю историю. Углеродное волокно производится во многих странах: Япония, США, Тайвань, Корея, Китай, Швейцария, Венгрия. Имеется производство в России и Украине. На сегодняшний день во всем мире имеются тысячи объектов, усиленных по этой технологии.


Технические характеристики

Композитное армирование наиболее оправдано для применения там, где требуется обеспечить надежную эксплуатацию сооружений, в первую очередь для усиления уникальных, дорогих, исторически значимых конструкций, демонтаж и замена которых значительно дороже ремонта или невозможны вообще. Это относится как к сложным конструкциям транспортных, гидротехнических сооружений, памятникам архитектуры, так и к рядовым конструкциям – фундаментам, дверным проемам, несущим элементам перекрытий после перепланировки помещений и т.п.

Композитные материалы из углеволокна обладают высокой прочностью на растяжение (до 4800 МПа), коррозионной стойкостью, отсутствуют размерные ограничения по их применению, для выполнения работ не требуются сложное оборудование и оснастка. Внешнее армирование может быть применено также и для усиления конструкций из дерева, кирпича и металла1.

Таблица 1
Применение композитных материалов в строительстве

Источник: ABARUS Market Research по материалам компаний

Модуль упругости и прочность элемента внешнего армирования представлены достаточно широкой линейкой, что дает возможность эффективного применения на различных конструкциях из разных материалов.

Механические характеристики элементов внешнего армирования варьируются в следующих пределах: Е= 70000-640000 МПа, R= 1700-4800 МПа.

При усилении деревянных конструкций применяется углеволокно с модулем упругости не менее 300 000 МПа (приводится теоретический показатель, поскольку примеров усиления деревянных конструкций в России практически нет, поэтому нет и подтверждений).

Рациональной степенью усиления является диапазон 10-60% от начальной несущей способности конструкции, при условии, что фактическая прочность на сжатие бетона конструкции составляет не менее 15 МПа².


Российская практика

Невысокая степень распространения в России этого современного метода внешнего армирования обусловлена, в первую очередь, отсутствием нормативной регулирующей базы и, как следствие, слабым уровнем информированности потенциальных игроков рынка. При этом проблема заключается именно в отсутствии нормативной документации (по проектированию, расчету, проверке качества выполненных работ), а не в качестве самих материалов. Ограничивающим фактором также выступает мнение о высокой стоимости использования композитных материалов, которое чаще всего неверно.

Специалисты полагают, что бытующее мнение о дороговизне использования композитных материалов по сравнению с традиционными методами усиления конструкций уже не отражает реального положения дел. Композиты на основе углеродных волокон, действительно, дороже, чем металл. Однако в совокупности затрат (отсутствие необходимости использования подъемной и иной техники, сварочного оборудования, излишней рабочей силы, затрат времени) такой метод часто оказывается дешевле даже без учета более радикальных альтернатив (сноса с последующим восстановлением и т.п.). В частности, как утверждают специалисты фирмы «Практик», если сравнивать усиление колонны стальной обоймой с вовлечением ее в совместную работу при выполнении всех регламентных мероприятий (нагрев планок, зачеканка безусадочным раствором и т.д.), то по стоимости композитный метод выигрывает у такого решения в 2 раза.

Таблица 2
Основные компании–производители углеродных материалов, присутствующие на российском рынке

Источник: ABARUS Market Research по материалам компаний

Исторически применение технологии внешнего армирования в нашей стране связано с железобетонными конструкциями мостов. Впервые в России были усилены элементами из углеволокна портовые сооружения Новороссийска и конструкции путепровода по Шарикоподшипниковской улице г. Москвы (фирмой «Триада-Холдинг»), а также железнодорожный мост в г. Домодедове Московской области (фирмой «Практик»). С тех пор в России усилению подверглись тысячи больших и малых объектов. Большой опыт ремонта железнодорожных и автомобильных мостов имеют компании «ИнтерАква» и «ВармаСтрой». Помимо мостов, усиливаются элементы промышленных и гражданских сооружений, в том числе тоннели различного назначения, стены и каркасы зданий и т.п.

Строительных компаний, предлагающих услуги композитного армирования, в России немало. Многочисленность таких предприятий обуславливается широтой применения композитных материалов, а также разнообразием самих материалов (ткани, сетки, ламинаты (ламели), канаты и т.п.). Однако серьезных игроков, имеющих значительный опыт, и применяющих его на транспортных и промышленных объектах, в стране в настоящее время менее десятка.

Среди распространителей углеродных материалов на российском рынке наиболее известны бренды Sika и Mapei. Их популярность в России обусловлена мировой известностью и активными действиями по продвижению на новых рынках.

Из углеволокна производятся канаты, ленты и холсты. В последнее время имеет место тенденция более широкого распространения холстов. Это связано с их высокими механическими характеристиками, простотой монтажа и обеспечением более надежной анкеровки.


Перспективы

Многие участники рынка связывают перспективы развития технологии композитного армирования в России, во-первых, с принятием регламентирующих документов на государственном уровне, а во-вторых, со стимулированием производства углеродных волокон на территории России, что без активного государственного участия тоже невозможно.

В России имеются производители углеволокна, в частности, ООО «Аргон» (Саратовская область), однако технические характеристики материалов, выпускаемых этим предприятием, не в полной мере подходят для армирования строительных конструкций. Некоторые строительные компании практиковали использование отечественных углеволоконных материалов, но впоследствии отказались от них в пользу импортных. Таким образом, строительная отрасль России по-прежнему остро нуждается в собственных материалах.

В настоящее время государственная корпорация «Роснано» предпринимает некоторые шаги по консолидации технического потенциала, который есть в России в данном направлении. В октябре 2009 года госкорпорации «Росатом», «Ростехнологии» и холдинг «Композит» создали СП по производству углеродных волокон, учредив новую компанию по производству полиакрилонитрильных и углеродных волокон ООО «Новые композиционные материалы». Генеральным директором новой компании назначен Леонид Меламед, который также является гендиректором «Композита». В дальнейшем в целях реализации проекта планируется привлечь к участию и упомянутую государственную корпорацию «Роснано», а также стратегического инвестора.

Таблица 3
Сравнительные характеристики основных игроков композитного армирования

Источник: ABARUS Market Research по материалам компаний

Новая структура планирует инициировать несколько проектов по производству углеродных волокон и композитов. Представители корпорации заявляют, что готовы оказать всестороннюю поддержку всем предприятиям, развивающим отечественный углеродный кластер.

Участники рынка пока достаточно скептически оценивают скорость принятия решений в рамках созданной структуры, но не теряют надежды на возможность реализации заявленных проектов.

В России углеволокно нужно не только для строительства, но и для обогащения урана, для модернизации автомобилестроения, самолетостроения и т.д. Эффективная система производства и продажи высокопрочных, легких и долговечных материалов – один из возможных методов модернизации многих отраслей страны.

Фото предоставлены компанией «Фирма ПРАКТИК»

Кол-во просмотров: 14555
На правах рекламы
Яндекс.Метрика